СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Зачем Волгограду вчерашний день?

Экс-мэр Гребенников в команде губернатора может оказаться миной замедленного действия. Сегодня отставной мэр Роман Гребенников пытается убедить всех и в том числе нового главу региона в своей решающей роли в волгоградской истории. Однако на самом деле у Р

Поделиться

Поделиться

Экс-мэр Гребенников в команде губернатора может оказаться миной замедленного действия.

Сегодня отставной мэр Роман Гребенников пытается убедить всех и в том числе нового главу региона в своей решающей роли в волгоградской истории. Однако на самом деле у Романа так и не получилось счастливого романа с городом. В 2007 году депутат областной думы Роман Гребенников стал главой администрации Волгограда. По мнению ряда экспертов, особой заслуги самого Гребенникова в этом не было. Во-первых, некоторые политологи считают, что избиратели голосовали за его кандидатуру в основном из-за КПРФ и ее лидера Алевтины Апариной, пообещавшей, что ее ставленник, как настоящий коммунист, за народное дело голову положит на плаху. А, во-вторых, два его основных соперника, ассоциировавшихся в глазах горожан с партией власти, растащили их голоса, набрав в сумме 44%, и Гребенников с 32,74% стал мэром. С учетом явки 38% его выбрала примерно десятая часть избирателей города.

Карьеру мэра начал с измены

Возможно, со временем новоизбранный мэр смог бы увеличить число сторонников, однако уже первые его шаги в новой должности принесли разочарование его политическим сторонникам. Товарищи по КПРФ еще трубили о своей Сталинградской победе, а их герой уже примерял к себе синие флаги единороссов. Конечно, смена политической ориентации у всех случается. Но Роман Гребенников словно старался разочаровать тех, кто связывал с ним надежды.

Те, кто работал рядом с экс-мэром, говорят, что хорошо знают его самолюбие и настороженное отношение ко всем, кроме ближайшего окружения. Якобы поэтому ключевые посты в мэрии заняли бывшие помощники депутата Гребенникова. Вице-мэрами, курирующими социальную сферу, образование и здравоохранение, стали Александр Калинин и Сергей Бирюков, занимавшиеся ранее выборами и пиаром своего шефа. Не было опыта административной работы и у самого Романа Гребенникова. По большому счету ничем, кроме депутатсткой деятельности, он не занимался.

Прибыльный коммунальный коллапс

Поделиться

«Сегодня отставной мэр любит рассказывать о том, какой популярностью пользовался он у горожан и с какой тоской они о нем вспоминают, – говорит депутат Волгоградской городской думы Федор Литвиненко. – Рассуждает об этом так часто и много, что, кажется, уже и сам в это поверил. Между тем, по моему личному мнению, помимо кадровой чехарды трехлетний роман с городом «одного из самых перспективных политиков России», как называл его ближний круг, еще долго будет аукаться нам разбитыми дорогами и коммунальной неразберихой, породившей уникальное для страны явление в виде двойных платежек. По моим данным, появились они, когда Гребенников под видом изгнания из города нерадивых собственников и возвращения ЖКХ городу начал азартно стягивать коммуналку под свое управление, расставляя во главе новоявленных муниципальных структур верных людей. Поговаривают, что схема эта до сих пор работает на него. Если это действительно так, боль, с которой он говорит о предполагаемых изменениях в ЖКХ, вполне понятна. Считаю, что нельзя всерьез думать, что печется он о народе, вспоминая темпы роста тарифов в годы его правления. Так, в 2008 году волгоградская коммуналки подорожала на 17%, а через год скачок цен составил уже от 11 до 30%».

В 2010 году в Волгограде прошло несколько митингов против деятельности Романа Гребенникова на посту мэра города. К этому времени часть депутатов городской думы и чиновников областной администрации сочли, что от МУПов не приходится ждать ни инвестиций, столь необходимых изношенной коммуналке, ни эффективного управления – так как по итогам 2010 года все они получили убытки. На своем стоял только бывший мэр, утверждая, что это единственно верная схема управления ЖКХ. Не исключено, что судя по тому, с каким упоением рассуждает Гребенников о том, кто там откуда и сколько может награбить «по-тихому», эти возможности он хорошо знает.

«Волгоград возрождается и его ждет счастливое будущее!» – любил повторять бывший мэр. Вот только возрождение было очень своеобразным. В целях экономии, начиная с 2010 года, на территории Волгограда прекращено действие ряда социальных целевых программ, принятых облдумой. Долю расходов на благоустройство, которая в догребенниковский период превышала 10%, урезали до 3,8%. На освещение и вовсе меньше процента оставили, ликвидировав заодно программу «Светлый город». В два раза снизились расходы и на ремонт дорог. Было много разговоров в то время о федеральном миллиарде на волгоградские дороги в рамках проекта «Единой России». Однако свою долю город не получил по той причине, что специалисты городской администрации якобы не смогли грамотно оформить необходимый пакет документов.

Электоральный провал

Свое отношение волгоградцы высказали на выборах депутатов Госдумы в декабре 2007 года. Возможно, кто-то помнит еще билборды, на которых Роман Гребенников сообщал, что он с «Единой Россией»? Итог этого взаимодействия оказался довольно скромным, особенно если учесть, что ЕР во главе с Владимиром Путиным была тогда на пике своей популярности и в целом по России дала результат 64%. На этом фоне волгоградские 54% выглядели почти провалом.

Не обеспечила команда бывшего мэра нужного результата и на последовавших вскоре выборах президента. Перед городской властью была
поставлена задача обеспечить высокую явку, чтобы легитимность Дмитрия Медведева ни у кого не вызывала сомнений. И опять на избирательные участки в городе пришло почти на 10% меньше избирателей, чем в Камышине или Волжском. При этом процент протестного голосования оказался выше, чем в среднем по области. Так, Геннадий Зюганов в разных районах города получил от 21 до 2 %, тогда как в среднем по России он набрал 17,72%. По мнению ряда наблюдателей, одной из причин низкой явки в Волгограде стало использование в президентской кампании образа мэра, к которому у горожан накопились претензии.

Иногда они возвращаются?

Видимо, понимая, что при сложившемся раскладе за него вряд ли проголосуют, Гребенников начал усердно готовиться к новым выборам. Для начала были вычеркнуты из бюджета 23 социальные программы, возможно, как не дающие повода для пиара. Досужие языки утверждали, что на пиар мэра к тому времени была уже заточена почти вся работа администрации города. От его имени вручались ключи от квартир, благословляли отремонтированные подъезды и лавочки во дворе. Даже муниципальные автобусы и трамваи ездили по городу с его личным автографом на боку.

Некоторые эксперты подсчитали, что только в 2010 году на пиар мэра было потрачено порядка 130—150 млн руб.

С экрана и газетных страниц Роман Гребенников представал народным защитником и мудрым политиком. Его транслировали и тиражировали. Школьникам вручали дневники с его портретом и автографом. Якобы даже для кондитерской фабрики готовили макет фирменной упаковки конфет с личным пожеланием руководителя города, автографом и портретом. Неожиданно этот фестиваль закончился досрочной отставкой.

«Не будем судить о том, насколько она была справедливой хотя бы потому, что пока ни один суд отставника не восстановил в должности мэра, – считает Федор Литвиненко. – Да и по моему личному мнению, горожане мечтают о его возвращении в мэрию только в его собственном воображении. Видимо, в глубине души он и сам понимает это, а потому отчаянно критикует все, чем живет город «после Гребенникова». И не только город. К примеру, в одном из своих интервью отставник увлеченно рассуждает о «вертикализации власти», которая привела ее «к деградации». И все бы ничего, если бы еще недавно не был он самым ярым сторонником и пропагандистом этой самой вертикали и всего, что связано с ней, а также с деятельностью «Единой России» и Владимира Путина. Премьера, правда, открыто критиковать побаивается. Видно поротый на памятном совещании в Волгограде зад, когда против экс-мэра восстал представитель городского бизнеса, сдерживает. А вот бывшим однопартийцам из «Единой России» по первое число достается».

Халиф на час

Сегодня Роман Гребенников намерен вернуться во власть – и занятая им недавно должность советника губернатора – вряд ли то, к чему он стремился последний год после отставки. Из его окружения якобы все настойчивее доносятся возгласы о том, что теперь всех его врагов и предателей настигнет карающая рука несправедливо обиженного шефа. Ну а то, что две отставки подряд вряд ли могут быть случайностью или злым умыслом, даже в голову не приходит. И это закономерная оценка деятельности политика, так и не нашедшего себя в реальной административно-хозяйственной деятельности.

Остается весьма актуальный вопрос: зачем новой областной власти рисковать своим имиджем, приглашая в команду отставника с мягко говоря спорной историей? Не надо быть Мессингом, чтобы предположить: в лице г-на Гребенникова команда губернатора Сергея Боженова может получить «мину замедленного действия».

«Накануне президентских выборов федеральный центр добился не снижения напряжения в Волгоградской области, а наоборот», – публично озвучил свою точку зрения руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

Первым звонком новой волны войны элит стало возвращение из декретного отпуска главного просвещенца города Александра Финагина – одного из сподвижников экс-мэра. Все скандалы и трения управленца с правоохранительными органами стали предметом разбирательства на одной из последних фракций «Единой России» Волгоградской городской думы. Свою озабоченность высказали и ряд депутатов областной думы.

Нетрудно предположить, что громы и молнии разразились не столько в адрес Финагина, сколько его неформального босса Романа Гребенникова, активность которого – публичная и подковерная – скорее всего имеет один вектор: возвращение себя и своей команды в управление Волгоградом. Однако за последний год расклад бизнес- и политинтересов изменился настолько сильно, что, по мнению ряда наблюдателей, в возвращении Гребенникова противников оказалось существенно больше, чем сторонников. В этом ракурсе не исключено, что вхождение отставника в команду губернатора – приобретение весьма сомнительное.

Предполагается, что мы имеем дело с расхожей российской практикой при вхождении нового губернатора в регион набирать первую команду по принципу «расстрельной бригады». Сделав свое дело и сыграв роль адапторов, первый призыв, как правило, в дальнейшем идет разменной монетой за все ошибки и просчеты новой команды. Памятуя об этом, легко объясняется и скоротечность первых назначений в областной администрации, и эклектичность команды, и нестыковка интересов ее членов. Отсюда наблюдатели делают вывод, что после президентских выборов наш регион ждут грандиозные отставки и перетряска кадров, в том числе и новичков. Не исключено, что в списке «жертв» фамилия Гребенникова может появится одной из первых.

Сергей ВОЛИН, «Город Героев»

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter