СЕЙЧАС +15°С
Все новости
Все новости

Руслан Шарифов, экс-первый заместитель главы Волгограда: «Мы живем в первобытно-общинном строе»

Поделиться

Почему Руслан Шарифов стал единственным из вице-мэров Волгограда, не подавших заявление о продлении своих полномочий после отставки Сергея Соколова? Почему Волгоград зимой был покрыт неубранным снегом? Отвечают ли руководители города за то, что творят на своем посту? Есть ли шанс спасти городские МУПы, а городу – быть чистым и с нормальными дорогами? На эти и другие вопросы V1.ru отвечает экс-первый заместитель главы Волгограда Руслан Шарифов.

– Руслан Вагитович, в бытность вице-мэром Волгограда вы стали заметны многим, но первое – на все ЧП вы приезжали первым. Вас видели около «Белладжио», около обрушившегося общежития, на коммунальных авариях. При этом вы не лезли, выпячивая себя в кадр и картинно раздавая кучу указаний. Почему?

– Не соглашусь с вами в одном: не везде я приезжал первым. Да, у горящего «Белладжио» я появился одним из первых, но в обрушившемся общежитии я появился позже других. И был я там, потому что убежден: если я отвечаю за какое-то направление, то должен самостоятельно увидеть суть проблемы. Увидеть, принять по ней необходимые решения в рамках своих полномочий и довести ситуацию до логического завершения. Исходя из этого же принципа, я проводил совещания. Итогами совещаний всегда были протокольные поручения с конкретными фамилиями и конкретными датами исполнения этих поручений. Иначе и быть не могло. Когда я в конце января вступил в свою должность, для меня стало открытием, что уровень управления миллионным городом допускает потери документов или невыполнение обязательных поручений, мгновенное забывание того, что зафиксировано протоколом. Мне это непонятно.

– Получилось хоть немного изменить ситуацию?

– Сейчас, спустя время, для меня не осталось неизвестных в системе управления Волгоградом. Я считаю, что разобрался во всех нюансах и владею информацией по каждому вопросу, за исключением разве что образования и медицины. Уже через неделю работы я оценил, что уровень управленческих решений в администрации находится на крайне низком уровне. Я предложил Соколову провести срочную кадровую ротацию отдельных руководителей и глав районов. Я убежден, что как минимум четверо глав районов сегодня не соответствуют занимаемой должности. Были предложены немедленные замены отдельных руководителей департаментов и МУПов. Единичные решения были приняты, но за неделю-две до отставки Соколова. Сразу отвечу на вопрос, ни у кого из заместителей администрации города сегодня нет полномочий принимать кадровые решения.

– Кадры – единственная проблема в системе управления городом?

– Сегодня в городской администрации все сделано таким образом, чтобы фактически руководитель не нес ответственности за принятые решения. Что касается моего блока, то на сегодняшний день там достаточно сложная ситуация. Общая сумма предъявленных исков к МУПам городской администрации по направлению теплового хозяйства, включая воду, тепло, энергетику, составляет порядка двух миллиардов рублей. Исполнительных листов, предъявленных казне города, уже вступивших в законную силу, – почти на 600 миллионов рублей. Эти долги подписанных договоров аж с 2003 года. Не буду называть фамилий руководителей города того времени, но никто из людей, подписывавших документы, благодаря которым эти долги образовались, не понес никакой ответственности. Вопрос: почему сегодня казна города должна отвечать за нерадивых руководителей? Сейчас многие из них мелькают на экранах, дают умные комментарии.

– Что, по-вашему, сейчас необходимо срочно сделать власти?

– С учетом сложности ситуации сейчас, в течение месяца-полутора, необходимо принять очень ответственные решения, чтобы не допустить банкротства МУП «ВМЭС» и, как следствие, МУП «Водоканал» и МУП «ВКХ». Если руководители не найдут этих решений, хотя я предложил их перед уходом, то город может потерять свои основные стратегические функции, за счет которых он ведет свое хозяйство. Без сетей, без воды и тепла функции муниципалитета фактически близки к нулю. Это учитывая, что по решению депутатов областной думы, функции распоряжаться землей тоже переданы области. Кроме этого, есть мнение, что и муниципальные объекты здравоохранения нужно передать в область. Тогда фактически у города скоро ничего не остается, чтобы полноценно быть хозяйствующим субъектом.

– Вы говорите, что нельзя допустить развала МУПов, но при этом не подали заявления о продлении своих полномочий в мэрии, чтобы реализовать свои же предложения? Почему?

– Отвечу вопросами на вопрос. Сколько по времени новоиспеченный и.о. сити-менеджера будет работать? Сможет он сам ответить на этот вопрос? Второй вопрос. Какая у него стратегия? Чего он хочет добиться за тот срок работы, который пока непонятен? Самостоятелен ли он в своих управленческих решениях, кадровых назначениях и оперативной работе? Вот если на эти вопросы ответить, то, думаю, можно будет ответить и на ваш вопрос – почему я не остался на должности замглавы города.

– Руслан Вагитович, тем не менее, для волгоградцев прошедшие зимние месяцы запомнились крайне грязным городом, покрытым неубранными сугробами. Это как раз ваше направление деятельности. Кто виноват?

Поделиться

– Я считаю, что за три месяца, которые я находился у власти, я постарался направить все свои усилия на то, чтобы руководители МУПов, отвечающих за эти направления, сделали бы все от них зависящее. Я не оправдываюсь, но осенью 2011 года депутаты Волгоградской областной думы приняли бюджет, в котором на четверть урезано финансирование статьи по уборке улиц, а те деньги, которые были заложены, они и работали на решение всего кома проблем, связанного с состоянием улиц.

Начну с того, что победитель конкурса, трест дорожно-мостового строительства, имеет около 160 миллионов рублей долга. Этот долг накоплен не за три месяца и не за год. Кроме того, обслуживая еще лизинг, МУП ежемесячно накапливал убыток, который складывался за счет того, что сумма средств, выделяемых на уборку улиц, не покрывала тех затрат, которые они несли при уборке улиц. МУП даже не в состоянии выплачивать людям зарплату, средний размер которой всего 15 тысяч рублей. Почти все, кто сегодня убирает улицы и кладут асфальт, находятся в предбанкротном состоянии. Как они дошли до этого – этот вопрос надо задать тем руководителям, которые привели их к такому состоянию.

Есть и другие причины, по которым муниципальные образования сегодня не в состоянии убрать город Волгоград. Хотя бы потому, что реально в их распоряжении порядка 80 единиц транспорта. В той же Казани, куда мои люди ездили перенимать опыт по уборке территории, – 600 единиц. При том, что размер улично-дорожной сети пропорционален Волгограду. Заметьте: 600 и 80. Кстати, мы один из немногих городов-миллионников, который борется со снегом и льдом на дорогах с помощью песко-соляной смеси. Всего за зиму было выброшено на наши дороги около 66 тысяч тонн песко-соляной смеси. Песко-соляная смесь вообще не работает при температурах ниже минус двенадцати градусов. Она не приносит никакой пользы. Хотя наш завод «Каустик» выпускает состав, который применяется во всех крупных городах уже давно.

В связи с этим первое, что мы сделали, – провели переговоры с руководством завода, сделали пилотные испытания в Красноармейском районе с применением этой смеси. В совокупности применение технологии, правильное финансирование, распределение обязанностей – никто этим никогда не занимался. Мы живем сегодня в первобытно-общинном строе. Мы же не можем сегодня убрать одной машиной Центральный район. У нас грейдеров на весь город всего штук восемь в рабочем состоянии. Как можно этим количеством техники убрать весь город? При том, что вы видели, какие осадки были в этом году. Да, когда снег выпал один раз и больше не шел – его растаскивали. Но когда снегопад длится несколько дней подряд – наступает коллапс. За три месяца купить 500 единиц техники, подготовить новую рецептуру по уборке территории, вывести из банкротства эти предприятия при том бюджете, который уже принят депутатами в 2011 году, нереально. Эти вещи я расцениваю как реальные просчеты, слабую подготовку к зиме, из-за которой деньги оказались просто выброшены. Хотели сэкономить – получили результат.

– Ситуация с ремонтом дорог сильно отличается от уборки?

– По дорогам я могу сказать, что если системно не выделять деньги, то дороги будут все хуже и хуже. Я до сих пор не могу понять – как на 2012 год у нас было заложено на ямочный ремонт всего 30 миллионов. Потом добавили еще 32 миллиона. Если рассчитывать только на это, то ямочный ремонт сделан. Что вы еще хотите? Помощь области? Давайте ее ждать вместе. Формирование бюджета – сегодня это главный инструмент управления Волгоградом. Приоритетом должно быть городское хозяйство: дороги, уличное освещение, уборка и благоустройство. Сегодня в администрации города пока действует другой приоритет – латание дыр. Помните, я говорил про три вопроса? А какая стратегия сегодня у исполняющего обязанности? Можно убрать дорогу лопатой, веником, вывести людей на улицы, что сделали на субботниках. Но времена эти прошли. Мы живем в 21 веке.

– Какими видите перспективы дальнейшего существования города?

– Я оптимист по натуре. Думаю, депутаты должны определиться, кто сегодня городу нужен – избранный глава или на конкурсной основе легитимно избранный сити-менеджер. Вне зависимости от того, будет это сити-менеджер на конкурсной основе либо выбранный глава. Но мне бы хотелось, чтобы к руководству городом пришел человек современный, с современными понятиями. Это сейчас главный вопрос!

– Если назначат общегородские выборы мэра, будете претендовать на пост?

– В сегодняшней ситуации одного желания мало. Человек не может жить отдельно от общества. Должно быть партийное решение, желание инициативной группы, должен быть какой-то первоначальный рейтинг, авторитет. Вот если у кандидата это будет, я считаю, что он может пойти. Просто так, на халяву, выбраться уже не получится. Времена эти прошли. Люди устали от балабольства и никому не верят. Только авторитетный человек, с хорошими знаниями, разумом, хорошей репутацией, может вывести город из этой ситуации. Не важно, кто это будет – Шарифов, Иванов или Петров. Один, кстати, он тоже ничего не сделает. Должна быть понятная команда людей. Не мальчиков-помощников, которые нигде не работали. А людей, которые что-то в своей жизни сделали, которые могут показать результат и имеют авторитет в своих коллективах. Людей, которые имеют постоянную работу, а не временно безработные на полгода и ждущие, когда освободится теплое местечко.

– Видите ли вы сегодня в Волгограде таких людей?

– Да, эти люди существуют. Проблема в том, что они разрознены, у них разные интересы. В Москве бытует мнение, что у Волгограда нет действительно сильной, правильной элиты, которая имела бы влияние в городе. Да, есть отдельные личности, есть несколько небольших групп. Но они разрозненные, и у них разные мнения. Они не могут между собой договориться. И потом мы обижаемся, что к нам приходят люди из других областей. Потому что мы сами слабые.

– Вы считаете, что нынешний состав городской думы в состоянии принять верные для города решения?

– Что касается сегодняшнего состава городской думы, я не знаком со всеми лично. Но не могу понять одного – как депутаты городской думы в течение недели могут дважды менять позицию по одному вопросу на диаметрально противоположную. Если дума не имеет сегодня своего мнения, сначала заявляя, что нам нужны выборы, а через неделю назначает главу администрации города, то, наверное, будет правильно дождаться очередных выборов и обновить ее состав. Необходимо, чтобы в нее вошли независимые самостоятельные люди, готовые отвечать перед избирателями за свои решения. Уже наломано много дров. Это решение должно быть выверено без какой-либо спешки.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter