СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Волгоград VS Сталинград: кто кого?

Поделиться

В Волгограде состоялись пятые политические дебаты. На повестку дня был вынесен наболевший в последнее время вопрос о переименовании Волгограда в Сталинград. Свою позицию на этот счет высказали депутаты Волгоградской областной думы Николай Паршин и Роланд Херианов, председатель Волжского отделения партии «Яблоко» Александр Ефимов и председатель последнего созыва Волгоградского совета народных депутатов Александр Морозов.

Мероприятие началось с вопроса товарищу Паршину: «Вопрос о возвращении Волгограду имени Сталинград активно муссируется уже много лет. Но почему этот вопрос до сих пор не могут решить?»

Депутат Волгоградской областной думы Николай Паршин: «Имя Сталинград нашему городу уже возвращено. Обком КПРФ сейчас также сталинградский. Что же касается юридического возвращения этого имени городу, я могу сказать, что в 1961 году была совершена юридическая и фактическая ошибка. Решение одного человека фактически нарушило действующие в тот момент конституцию и законы. Поэтому, я считаю, что надо восстановить юридическую и правовую справедливость. Опять же определяющую роль в этом должно играть мнение граждан, проживающих на территории города и области. Сталинград – это не только наше достояние, а достояние всей России, всего мира».

Депутат Волгоградской областной думы Роланд Херианов: «Сейчас Николай Паршин говорил о юридической справедливости, о юридическом казусе, который произошел, когда Никита Хрущев принял единоличное решение о переименовании. Но мы, в первую очередь, должны думать еще и об исторической справедливости. Деды сталинградцев были жителями Царицына. Родители волгоградцев были сталинградцами. Это неразрывная связь поколений. Считаю, что городу нужно возвращать его исконное имя – Царицын. Согласно социологическим опросам, мнение людей разделилось. Есть те, кто хочет жить в Волгограде. Есть часть жителей города, которые хотят вернуть город Сталинград. И есть те, кто хотят жить в Царицыне. Да, конечно, в имени Сталинград есть высший Божий промысел. Он известен на весь мир той великой победой. Однако, я считаю, что было бы исторически справедливо, если бы наш город носил название всех трех городов. Тогда все получили бы моральное удовлетворение. Я за связь всех поколений».

Председатель последнего созыва Волгоградского совета народных депутатов Александр Морозов: «Право дать имя тому или иному населенному пункту есть только у его основателей. Нашему городу его основатели дали имя Царицын, и у города должно быть имя Царицын. Но хотелось заметить, что тема переименования Волгоград в Сталинград не поднималась практически нигде. Она начала подниматься в середине 90-х, в основном усилиями КПРФ. В середине нулевых она стала звучать значительно громче. Тогда власть была нейтральна. Наступили нынешние времена. Что мы видим? Перед 70-летием Сталинградской битвы вице-премьер господин Рогозин высказался «за» переименование. Завуалировано высказались «за» спикер Совета Федерации и пресс-секретарь нашего президента господин Песков. Что из этого следует?

Дело в том, что фактически, созданные в советское время структуры, такие как здравоохранение, образование, ЖКХ, каким-то образом достаточно устойчиво функционировавшие, начали деградировать и сейчас подходят к концу этого процесса. Народ это чувствует и видит. У народа есть ощущения, что в стране все неладно. Фактически общество подсказало власти, как сохранить власть, расколов это общество идеей переименования. То есть высказывания власти, ее верховных представителей столкнули народ лбами. Хотя и те, и другие видят, что страна деградирует. Это старейший принцип: разделяй и властвуй.

Я отдаю себе отчет, что с именем Сталинград связаны победы в великой битве, с именем Сталина связана эволюция страны: мощнейшая индустриализация, развитие науки и техники. Отдаю себе отчет, что с именем Сталина также связаны массовые репрессии. То есть за этим именем стоит слишком много, как положительного, так и отрицательного. В этой ситуации, не признавать тот факт, что была именно Сталинградская битва – нельзя. Поэтому, на мой взгляд, имя города должно быть Царицын, которое дали основатели города, и по крайней мере дважды в год, а именно в день завершения Сталинградской битвы и в День Победы, 9 мая, наш город имеет право называться Сталинград. Царицын – Сталинград, такой формат. Просто Сталинград – категорически, против».

Поделиться

Председатель Волжского отделения партии «Яблоко» Александр Ефимов: «Я хочу многим напомнить о митинге прошлого года, на котором вместе впервые за многие десятилетия стояли представители самых разных политических сил: коммунисты, националисты, либеральные демократы. По многочисленным опросам общественного мнения, народ сегодня живет уже несколько лучше, чем раньше. Поиск хлеба насущного перестал быть основной проблемой. Люди требуют справедливости, требуют институтов общества, честной власти и прочего. И в этот момент мы видим, как партия власти вкладывает в общественное сознание раскол, идею смены имени. Мы сейчас не спорим о задачах завтрашнего дня, о том, как сделать нашу страну умной и великой, технически развитой. В это же время идет реформа образования, реформа здравоохранения, которые разрушают последнее достояние советского времени. Но мы обсуждаем не это. Мы обсуждаем оставить или изменить название города. Это непродуктивно и, более того, сделано специально. Но раз уж мы об этом говорим сейчас, то, на мой взгляд, Сталинград – ни в коем случае, Царицын – может быть, хотя достаточно оставить Волгоград и заняться проблемами сегодняшнего дня, которых у нас очень много».

Николай Паршин: «Здесь не должно быть или-или. Может это слишком категорично. Но в первую очередь, когда мы поднимаем тему Сталинграда, мы говорим о том, что был лидер. Вы можете к нему по-разному относиться. Однако посмотрите вокруг, есть ли у нас приблизительно такой человек, который возглавляет государство? Нет. Следующий момент. Когда я говорю о Сталинграде, то говорю, что это не только воюющий город, но и город, который развивался, как до, так и после войны. Даже гитлеровские полчища не смогли сделать то, что сделала нынешняя власть за последние 20 лет. Посмотрите, что произошло с нашим городом.

Что же касается Сталинграда, то это символ. Это имя дали городу в честь Сталина и это имя должно остаться. Вот скажите, а кто давал имя Царицын? Почему мы носим татарское имя, которое, по большому счету, взято у реки Царицын. Что касается Царицына – Волгограда – Сталинграда, повторяю, мы не собираемся навязывать свое мнение».

Роланд Херианов: «Когда мы ведем речь о возвращении городу имени, мы не должны сюда вмешивать глобальную политику. Нужно нести совместную ответственность. Опять же, город должен носить исконное имя. Например, вас зовут Николай, а если нам не понравится это имя, мы будем называть вас по-другому».

Александр Ефимов: «Я хотел бы сказать, что согласен с господином Хериановым, который заявил, что нынешняя ситуация в стране – это солидарная ответственность «Единой России» и коммунистов. Виноваты все, и мы в том числе. Но также есть солидарная ответственность тех, кто находится у власти и сегодня, я боюсь возврата тоталитаризма в той модели развития общества, в той степени или в той стадии, которую нам могут привязать дальше. Этого допустить нельзя».

Голос из зала: «Мы посоветовались и приняли решение, что после дебатов народ выйдет и пойдет собирать подписи за переименование Стамбула. Думаю 10 тысяч мы точно соберем. А то что это такое, какой-то Стамбул. Пусть переименуются, нам так удобнее будет. Господа, вы сейчас обсуждаете все, что угодно, кроме основной темы. Уже успели поговорить о личности Сталина, о репрессиях, о нынешней власти. Но я никак не могу от вас услышать, что случилось с названием нашего города? Почему оно вдруг протухло и его срочно надо поменять, объясните мне, пожалуйста? Какие проблемы мы хотим решить переименованием, что у нас изменится от этого?»

Александр Ефимов: «Конечно, позиция оставить Волгоград имеет право на существование. Но она, мягко говоря, тупая и проигрышная. Нужно отойти от нее и встать в контрпозицию. Вспомните, политика – это искусство возможного. Только в этом случае можно прийти к какому-то согласию. Если вы попытаетесь оставить Волгоград, вы проиграете. Наступит сталинизация, и нам всем не поздоровится».

Ведущий: «А если Царицын – будут хорошие дороги и все будет хорошо? Мы тогда будем на конях?»

Роланд Херианов: «Я уверен, что если мы даем городу историческое имя Царицын, он обязательно двинется только по восходящей вертикали».

Голос из зала: «Хочу сказать, что я за Волгоград. Почему вы вообще не задумываетесь о том, во сколько в денежном эквиваленте обойдутся городу Волгограду все эти переименования. Почему мы не думаем, что нам придется из своего кармана платить? Неужели политики из своего кармана будут оплачивать это переименование?»

Поделиться

Николай Паршин: «Вы не задумывались о том, во сколько обошлось переименование милиции в полицию? На это было затрачено 17 миллиардов рублей? Вот если мы каждый сходим на выборы, изберем, а потом спросим с того, кого выбрали, тогда у нас будет демократия. Поэтому, что касается денег, скажу: я считаю, что на это потребуется 16 миллионов рублей на пять лет».

Голос из зала: «Николай сказал правильную вещь, и сам того не заметил. Мы переименовали милицию в полицию, а у нас что-то изменилось? Кто-то увидел результаты этого переименования? Жизнь стала лучше? Потратили 17 миллиардов рублей впустую. Так что переименование – это глупость. Это лишняя трата денег. Это уход общества от насущных проблем».

Ведущий: «Разве дело в деньгах? После Сталинградской битвы в 50-х годах стали строить мемориал Родина-мать. По нашим деньгам это были многомиллиардные затраты. Но Советский Союз пошел на это. Он не раздавал хлеб. Он тратил деньги на то, что бы поставить Родину-мать, куда мы ходим каждый год на 9 Мая. Они не потратили деньги просто так. Они оставили память. И сейчас, если мы делаем Сталинград, то деньги не имеют значения. Это память о великой победе».

Голос из зала: «До этого нового года я был в твердом убеждении, что город должен называться Сталинградом. А потом у кого-то в «Живом журнале» прочитал интересное мнение и задумался. Человек написал, а вы представьте себе ситуацию: «Сталинградские депутаты уехали куда-то там отдыхать», «Сталинградские депутаты не могут собраться на кворум», «Сталинградские проститутки что-то бойкотируют», «Сталинградский полицейский кого-то избил». Я просто представил себе: мой дед воевал, завещал своему внуку и моему сыну награды... Как бы он к этому отнесся? Я не хочу, чтобы мой город, который находится в абсолютной катастрофе, носил гордое имя Сталинград. Не знаю, как быть с Волгоградом или Царицыном. Скорее всего пусть остается Волгоград. Вот когда заслужим право называться Сталинградом, тогда об этом можно будет говорить. А пока нельзя трогать святое имя грязными руками».

Александр Морозов: «Соглашусь с выступающим. Поэтому надо что-то менять, надо к чертям собачьим менять эту власть. Стройте новые города и называйте их, как хотите: Путиноград, Царицын и так далее. И действительно, не вяжутся со здравым смыслом «проститутки в Сталинграде». Это смотрится как какое-то издевательство».

Ведущий: «Может, эта тема выгодна только политикам? Ходить на дискуссии, обсуждать, референдумы проводить. Может, пока оставить этот вопрос на десятилетие, а потом он решится, рассосется».

Николай Паршин: «Вспоминаю слова классика: «Страшно далеки они были от народа». Я, наверное, соглашусь, что нашему народу по сути все равно, как будет называться город. Людей сейчас больше интересуют другие вопросы: ЖКХ, отсутствие автобуса, чтобы добраться до центра области, проблемы мифической африканской чумы, из-за чего граждане не могут зарабатывать себе на хлеб, проблема отсутствия возможности получать нормальное медицинское обслуживание, получать нормальную заработную плату. Вот, к сожалению, наверное, это их интересует, а готовы они или нет...»

Роланд Херианов: «Сегодняшнее время нельзя неразрывно связывать с тем временем, которое у нас прошло после распада советского союза. Даже мощная сталинская экономика, которая долго держала и кормила Советский Союз, после распада великой Российской империи через 20 лет только начала становиться на ноги. Сегодня мы видим, что общество нашего города не готово прийти к общему пониманию. Но я уверен, чем быстрее мы вернем нашему городу историческое название, тем ближе будет светлое будущее».

Александр Ефимов: «Сейчас мы говорим даже не столько о имени города, сколько о пути развития. Если мы вернем городу имя Сталина, символ наполнится своим содержанием, и мы свернем на тоталитарный, авторитарный путь развития. Мы проиграем соревнования с международными гигантами, с экономикой и со всем прочим. Уже сейчас из России уезжают молодые и талантливые специалисты, которым совершенно все равно, как и что называется. Есть примеры десятков городов в Китае, которые раньше никто не знал, но которые стали в прошлом году экономическими символами и символами мощи Китая. У нас в стране есть такая шутка: «Есть буддизм, а у нас завтрабуддизм». Вот якобы, мы переименуемся, и тогда у нас что-то наладится. Ничего подобного. Может только хуже стать. Наладить свою жизнь мы должны сами. Поэтому любые переименования сейчас – это отвод в сторону».

Александр Морозов: «Очень молодые люди, буквально со школьной скамьи, идущие в политику, – это не политики, это политиканы. Не знаю, как назвать то, что сейчас творится в верхушке власти. Но проблему перед нами поставила именно власть. Она хочет расколоть нас. А раз она этого хочет, нужно давать ответный бой».

Фото: Видео предоставлено Волгоградским региональным обкомом КПРФ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter