СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Куда уходят деньги?

Продолжающаяся МУПизация Волгограда ведет к разбазариванию средств из городского бюджета и снижению качества услуг для населения Волгоградцы уже привыкли к тому, что в городе постоянно происходят скандалы, связанные с муниципальными унитарными предприятия

Поделиться

Поделиться

ПродолжающаясяМУПизация Волгограда ведет к разбазариванию средств из городского бюджета иснижению качества услуг для населения.

Волгоградцы ужепривыкли к тому, что в городе постоянно происходят скандалы, связанные смуниципальными унитарными предприятиями, именуемыми в просторечии МУПами. Непроходит недели, чтобы в СМИ не появились разоблачения либо об ихнедобросовестной работе, либо о неблаговидных действиях их руководства.Буквально на днях появилась информация о том, что органами следствия проводитсярасследование новых фактов противоправной деятельности директора МУП«Автокоммунтранс» Владимира Цымбалова. Ранее сообщалось об уголовных делах,возбужденных в отношении директора МУ «ЖКХ Центрального района Волгограда»Ольги Машковой и ее высокого покровителя вице-мэра Игоря Куликова.

Недавнопрокуратура Центрального района Волгограда выявила неоднократные фактыобременения представителей строительного бизнеса незаконными требованиями состороны МУП «Водоканал». По версии следствия, за счет частных предпринимателейэтот МУП пытался решить свои собственные проблемы.

Мягко говоря,оставляет желать лучшего и качество возводимых МУПами дорог. Недавно, например,областной суд удовлетворил иск прокуратуры Тракторозаводского района к мэриигорода. По решению суда теперь власти обязаны привести в соответствие с ГОСТамисостояние дорог и тротуаров района. Аналогичные иски в суды органы прокуратурыподают регулярно. Складывается впечатление, что обеспечить городу нормальныедороги способны только правоохранительные органы, поскольку городскаяадминистрация сама не может решить этот вопрос местного значения.

Причем самиМУПы, как правило, дорог не строят, а привлекают к этому делу субподрядныеорганизации. В этом случае их роль сводится к посредническим функциям, чтоведет к удорожанию строительства и росту бюджетных расходов. Свою несостоятельность этиМУПы продемонстрировали и минувшей зимой, когда дороги фактически не убирались,что привело к многочисленным авариям, в некоторых случаях – со смертельнымисходом.

МУПам вВолгограде позволено многое. Например, работать с нарушениями действующегозаконодательства без соответствующих лицензий, как, например, ужеупоминавшемуся МУП «Автокоммунтранс». Или некоторым городским свалкам, которыенаносят серьезный ущерб окружающей среде.

Таких примеровможно привести множество. Но даже если не брать во внимание такие крайниеслучаи, как конфликты с законом, при ближайшем рассмотрении все равностановится ясно, что работа большинства МУПов оставляет желать лучшего.

Сегодняпрактически все МУПы, задействованные в городском и жилищно-коммунальномхозяйстве, убыточны и финансово зависимы. Например, на дотации из городскогобюджета живут МУПы, эксплуатирующие городской пассажирский автомобильный иэлектротранспорт. Но и этих денег не хватает. Билеты на проезд постояннодорожают, а вдобавок для школьников постановлением мэрии был отменен бесплатныйпроезд.

А уж прозлосчастные жилищно-коммунальные МУПы и говорить не приходится. Качество ихработы, как говорится, «ниже плинтуса», с чем нам приходится сталкиватьсяпостоянно. Дошло уже до того, что в некоторых домах коммунальщики завариваютмусоропроводы, не забывая в то же время включать в извещения об оплате графу«вывоз мусора». В тарифы МУПов на жилищно-коммунальные услуги для населениязакладываются расходы на капитальный ремонт и развитие коммунальнойинфраструктуры, Но так как средства осваиваются не полностью, получается, чтограждане платят деньги впустую.

Тем не менее узначительной части населения все еще сохраняются иллюзии по поводу техпредприятий, в названии которых есть слово «муниципальное», что нередкоиспользуется в сомнительных целях. Мол, они надежнее, и их услуги стоятдешевле. Такое доверие идет еще из советских времен, когда всежилищно-коммунальные предприятия были частью единой системы городскогохозяйства и не занимались коммерцией.

Но с тех порвремена изменились. Факты сегодня говорят о том, что предприятия иных форм собственностиработают более эффективно и качественно, чем муниципальные. По этой причине вомногих российских городах от МУПов как неэффективной формы хозяйствования уженачинают отказываться, передавая по конкурсу их функции частнымпредпринимательским структурам.

Тем не менее этаазбучная истина современной экономики никак не приживется в сознанииволгоградского градоначальника Романа Гребенникова. У нас в городе наблюдаетсяобратный процесс – многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность города, передаютсяот частных структур к МУПам. Нередко они выполняют специфические и весьма узкиефункции. Недавно, например, создано даже МУП ливневых канализаций, котороебудет собирать плату за услуги по транспортировке стоков. В то же время сама система ливневой канализации дажене закреплена за городом в установленномпорядке. Да и сами стоки забиты настолько, что ни окакой «транспортировке» не может быть и речи.

Теперь главаВолгограда вознамерился внедрить МУПизацию в весьма сложную и деликатнуюобласть – сферу организации обряда погребения. Но создавать новое МУП, котороебудет заниматься этим видом деятельности, мэр не стал, так как эта процедурадолжна проходить через Волгоградскую городскую думу, и для принятия решения поэтому вопросу должны быть серьезные экономические основания. Вместо этого онрешил внести изменения в устав уже существующего МУП «Продовольственный магазин№15», исключив из него некоторые виды деятельности и заменив их услугами поорганизации похорон. Также было изменено название предприятия на МУП «Ритуал».

Гладко было набумаге

Поделиться

Даженепосвященному понятно, какой объем работ необходимо провести, чтобы открытьпредприятие по оказанию услуг по погребению с соблюдением всех требованийзаконодательства, экологических и санитарных правил.

Федеральныйзакон определяет погребение как цепь взаимосвязанных действий, каждое изкоторых регламентируется нормой права (федеральной или местной), итогом которойявляется исполнение гарантий при осуществлении погребения умершего.

В соответствии сфедеральным законодательством похоронное дело включает в себя предоставлениеуслуг по погребению, достойное отношение к телу после смерти, перевозку теласпециализированным транспортом, сохранение тела в течение определенного периодавремени до погребения, захоронение по определенному обычаю и обряду либокремацию.

Необходимосоздать и инфраструктуру для организации похоронного дела – похоронные дома,исключающие соприкосновение населения города с траурными обрядами,предоставление всего перечня ритуальных услуг, крематориев, создание новых местзахоронения.

Деятельностьспециализированных служб по вопросам похоронного дела должна обеспечиватьрациональный режим природопользования, соблюдение санитарно-гигиенических норми требований по защите здоровья людей.

Причем «обойти»их или чего-то не доделать нельзя. С 1 января 2010 года Ростехрегулированиемвведен в действие Национальный стандарт Российской Федерации в областипохоронного дела, который четко и детально закрепляет те понятия и определения,которые прописаны в федеральном законодательстве.

По сути дела,для этих целей необходимо создать целое производство, которое не только осуществляетработы, связанные непосредственно с захоронением, но и изготавливает ритуальныепредметы, необходимые для проведения этой печальной церемонии. Для бесплатногосохранения тела умершего до дня похорон требуются холодильные камеры,оборудованные системой вентиляции и очистными сооружениями. Предприятию данногопрофиля нужен большой автопарк, в значительной части состоящий изспециализированного транспорта.

Более того, всоответствии с федеральным законом «О погребении и похоронном деле» и«Правилами организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде»ряд ритуальных услуг должен предоставляться гражданам бесплатно. С этой цельюадминистрацией города утвержден «Гарантированный перечень услуг по погребению итребований к их качеству».

Законпредусматривает оказание услуг на безвозмездной основе и в ряде других случаев.Например, предоставляет возможность нахождения тела умершего в морге бесплатнона срок до семи, а в некоторых случаях – и до четырнадцати суток, бесплатнуюдоставку умерших (погибших) в морг бюро судебно-медицинской экспертизы или насохранение в похоронные дома и так далее.

Всеми этимивидам бесплатных услуг население Волгограда пользуется уже длительное времячерез специализированные службы. Чтобы уложиться в сумму, выделяемую на услугипо гарантированному перечню, специализированная служба не может прибегать кпомощи субподрядчиков, а должна иметь все свое: транспорт, предметы,необходимые для погребения, рабочих.

Чем из всегоперечисленного располагает МУП «Ритуал»? В том-то и дело, что ничем.

В распоряженииредакции оказался любопытный документ – «Перечень муниципального имущества,закрепленного за МУП «Ритуал» на праве хозяйственного ведения по состоянию на01.07.2010». Перечень короткий, в нем всего пять позиций: клавиатура,процессор, весы, два холодильных агрегата для пищевых продуктов – все большейчастью 90-х годов выпуска. Балансовая стоимость всех указанных объектовсоставляет всего 37 тысяч рублей.

Само здание, вкотором располагается «Продовольственный магазин №15» (ныне МУП «Ритуал»),является ветхим и находится в аварийном состоянии, к тому же располагается вчастном секторе и не соответствует требованиям СанПиН для такого видадеятельности.

Кроме этого, МУП«Ритуал» открыл похоронный киоск в Советском районе Волгограда, располагающийсяво временном павильоне, который находится на земельном участке, ранеепредоставленном для размещения аптеки. К тому же данный павильон принадлежитчастному лицу и находится в жилом секторе вблизи дворов и детских площадок, чтотакже не соответствует требованиям СанПиН.

На сегодняшнийдень в нарушение действующего законодательства МУП «Ритуал» не получило статусаспециализированной службы в установленном самой же администрацией Волгоградапорядке. В то же время его офисы, располагаясь в бывшей аптеке ипродовольственном магазине, пытаются оказывать услуги по организации похорон ипогребению. Но в полном объеме они их выполнить не могут. По этой причинедеятельность МУП «Ритуал» разрывает на несколько частей процесс погребения,организованный на территории города в соответствии с законом. Это фактическилишает граждан воспользоваться бесплатными услугами, предоставляемымиспециализированными службами на территории города Волгограда, и приводит к ихудорожанию.

Стоит лиговорить об этической стороне дела? В том виде, как это организовано в МУП«Ритуал», погребение не может пройти как обряд, достойный памяти покойного. Дляего работников ритуальные предметы – это обычный товар, доставка которого ктому же производится на грузовых машинах, предназначенных для перевозкистройматериалов. По сути дела, нас возвращают назад, в девяностые годы, идя попути снижения, а не улучшения качества оказываемых услуг в этой сфере.

Правда, как следуетиз недавнего сообщения пресс-службы администрации города, сейчас «решаютсявопросы технического оснащения МУП «Ритуал».

Во-первых,непонятно, почему предприятие поспешили открыть без должного техническогооснащения. А ведь его нужно наделить всем, что требуется по закону, и зановосоздать и построить то, что уже и так есть в городе. А поскольку сделать этонепросто, администрация города создает видимость деятельности: своимпостановлением от 6 сентября сего года наделяет МУП «Ритуал» таким серьезным муниципальнымкладбищенским имуществом, как скамейки, информационные щиты, шлагбаумы, стенды,бетоносмеситель и насос битумный. Теперь граждане будут сидеть не на простыхскамейках, а муниципальных. Не приведи господи, конечно, если МУП нараститдолги и обанкротится. Тогда на кладбищах и сидеть будет не на чем.

Действияадминистрации по «наведению порядка» на кладбищах подчас не поддаются разумномуобъяснению. Например, недавно она инициировала снос зданий для приема граждан,расположенных на кладбищах города и построенных специализированными службами попредписанию Роспотребнадзора на их собственные средства взамен ветхих, непригодных к эксплуатации. Следует учитывать, что наличие этих сооружений накладбищах предусмотрено нормами СанПиН. Если их снести, все равно придетсявозводить заново, но уже за счет городского бюджета.

Во-вторых,исходя из перечисленных выше требований закона, не приходится сомневаться втом, что на организацию полноценного ритуального предприятия могут уйти немесяцы – годы. Кроме того, на создание производственной базы нового МУПапотребуются значительные финансовые средства – не миллионы даже, а сотнимиллионов рублей. На днях, например, в прессе промелькнуло сообщение, чтотолько строительство нового кладбища обойдется городу Пскову в 200 миллионоврублей, не говоря уже про инфраструктуру.

Взять эти деньгимуниципальному предприятию негде, кроме как из городского бюджета, которыйформируется из платежей налогоплательщиков – наших с вами денег. Так что же,городским властям больше не на что потратить бюджетные средства, кроме как насоздание нового МУПа? Да и зачем это делать, если все это в городе есть?

А пока, еслибрать во внимание скудные ресурсы вновь созданного МУПа, трудно согласиться стезисом мэра о том, что «Ритуал» будет держать низкие цены. Не имея собственнойпроизводственной базы, МУП вынужден многие необходимые ритуальные предметы,специализированный транспорт и так далее заказывать у субподрядчиков, что никакне сможет способствовать снижению цен на услуги. Работать себе в убыток МУП несможет, ведь, как записано в его уставе, его целью является извлечение прибыли. Так что уже сейчас стоимость ритуальной продукции,отпускаемой МУП «Ритуал», стоит дороже, чем в среднем по рынку. Например,стоимость ходового в народе «ситцевого гроба» составляет в МУП «Ритуал» 2520рублей против среднерыночной цены 1620 рублей.

Кроме того,непонятно, кто вообще устанавливал для «Ритуала» расценки на услуги, инасколько они экономически обоснованы. Ведь по закону их должна устанавливатьгородская Дума, и утверждать – администрация.

Повторениепройденного

О том, к какимрезультатам может привести деятельность МУПов в сфере ритуальных услуг,свидетельствует недавнее прошлое. Ведь еще совсем недавно все кладбища городанаходились в хозяйственном ведении муниципальных предприятий.

Кладбища в тотпериод были постоянно захламлены многолетним залежалым мусором. Отсутствиеводопровода и емкостей для воды не давало возможности надлежащим образомосуществлять уход за могилами. Незначительное освещение было только наЦентральном кладбище. На остальных освещение было повреждено или отсутствоваловообще. По этой причине в зимний период граждане не могли посещать кладбища иоформлять похороны, уже начиная с 15 часов. Выдача инвентаря по уходу за могиламине производилась. В выходные и праздничные дни кладбища никем не обслуживалисьи были предоставлены сами себе. По этой причине на них нередко случались актывандализма и кражи венков с новых захоронений. Кроме этого, погребения накладбищах не производились в выходные и праздничные дни, что противоречило ФЗ«О погребении и похоронном деле», так как государство гарантирует гражданамзахоронение умерших в течение двух дней с момента установления причины смерти.

Неудовлетворительныеусловия труда работников, обслуживающих кладбища, отрицательно сказывались наих моральном облике и отношении к работе. Систематическое распитие спиртныхнапитков на рабочем месте было нормой их поведения.

Регистрациязахоронений на кладбищах также не была организована надлежащим образом. Книгирегистрации и учета захоронений находились в плачевном состоянии. Регистрациязахоронений велась небрежно. В результате проведенной впоследствииинвентаризации были выявлены факты незарегистрированных захоронений, некоторыеиз которых могли носить криминальный характер. Не существовало единого архива,куда бы передавались книги регистрации для их дальнейшего учета и сохранности.Регистрация же установленных надгробных сооружений на кладбищах города, которая,прежде всего, необходима гражданам для подтверждения их права собственности наустановленный памятник, вообще не велась.

Все имуществоданных муниципальных предприятий было крайне изношено и находилось в запущенномсостоянии. Отсутствовали специальные мешки и тележки для перевозки покойных влифтах, и вынос покойных из многоэтажных квартирных домов работники МУПовпроизводили по лестничной площадке, положив покойного на одеяло на виду у всехжителей подъезда.

Граждане городастояли перед реальной проблемой сохранения тела умершего до дня похорон. Этойситуацией пользовались морги патологоанатомических бюро и бюросудебно-медицинской экспертизы, принимая на сохранение тела умерших заопределенную плату.

Никто неинформировал граждан о том, что в случае направления компетентными органамитела умершего на экспертизу в морги ПАО и СМЭ для установления причины смерти иподтверждения диагноза, перевозка тела не должна производиться за счет ихсобственных средств. В результате такие перевозки родственники оплачивали сами,нанимая для перевозки подходящий автотранспорт (в том числе грузовой).

Такое положениедел сохранялось до 2002 года. Годом ранее антимонопольный комитет выдаладминистрации Волгограда предписание, согласно которому ей было предложенопровести открытый муниципальный конкурс на право получения статусаспециализированной службы по вопросам похоронного дела в Волгограде.

Выполняя данноепредписание, администрация Волгограда провела соответствующие конкурсы в 2002 ив 2006 году, определив по их итогам специализированные службы по вопросампохоронного дела. В соответствии с условиями конкурса им были переданы наобслуживание городские муниципальные кладбища, потому что их срочно надо былоприводить в порядок.

В результатепроведенной специализированной службой работы за период с 2002 года посегодняшний день значительно был поднят уровень обслуживания населения ворганизации ритуальных услуг и проведения погребения. Потребности города ворганизации похоронного дела в соответствии с требованиями федеральногозаконодательства и местных нормативно-правовых актов были удовлетворены. Причемне за счет городского бюджета, а за счет средств специализированных служб.Например, был построен похоронный дом с отделением морга для бесплатногосохранения тел умерших до дня похорон, смонтирована кремационная установка,ввод в эксплуатацию которой после получения необходимых разрешений, планируетсяв 1 квартале 2011 года. Тем самым для города были сэкономлены сотни миллионовбюджетных средств на эти цели.

Нужен«карманный» МУП?

Средиорганизаций, работающих на рынке ритуальных услуг в нашем городе, толькоспецслужбы располагают соответствующей производственной базой, уровнемобслуживания, высококвалифицированным персоналом и всем необходимым для веденияэтой деятельности. В случае проведения нового муниципального конкурса на правополучения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, врядли его сможет выиграть МУП «Ритуал». Видимо, понимая это, администрацияВолгограда озабочена тем, как присвоить ему статус специализированной службы,обойдя действующие сегодня нормативно-правовые акты. С этой целью главаВолгограда внес в городскую Думу проект изменений в «Правила организациипохорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде», которые былиутверждены решением Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 года за №47/1124. Суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы присваивать статусспециализированной службам не по результатам открытого конкурса, а путемиздания соответствующего распоряжения администрации. По сути дела, если этипоправки были бы приняты, администрация получила бы право сама по своемуусмотрению назначать предприятия, которым присвоен этот статус.

Данныйпроект уже однажды был отклонен городской Думой, но глава города внес егоповторно без всяких изменений. Между тем, согласно заключению органовпрокуратуры, эти изменения делают процедуру присвоения статусаспециализированной службы непрозрачной и имеют признаки коррупционнойсоставляющей.

Чемпродиктована дорогостоящая для налогоплательщиков затея с созданием ритуальногоМУПа?Затея бессмысленная и в экономическом плане, потому что, как было сказано выше,ни один МУП в городе не работает без убытков. Уж не желанием ли иметь в этойсфере «карманную» организацию, которую можно будет наделить контрольными ивластными полномочиями, что позволит ей диктовать условия другим участникамрынка? Иными словами, заменить одну мнимую «монополию» на другую, вполнереальную.

Об опаснойтенденции муниципальных властей в ряде городов России наделять МУПы и ГУПывластными функциями в области похоронного дела писал недавно в «Российскойгазете» заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговлиФедеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко. По его словам, невернаятрактовка закона «О погребении и похоронном деле» привела к тому, что «рынокпохоронных услуг в большинстве городов нашей страны стал смещаться кмонополизации со стороны МУПов и ГУПов». Как отметил далее Михаил Федоренко,местные чиновники используют подведомственные им организации, делая из даннойсферы источник личного обогащения.

Не эта лицель является главным движущим мотивом для волгоградского мэра в его страстномжелании дать бой «монополистам» и улучшить якобы низкое качество обслуживания?

Уже сейчас видно– авантюрная затея с созданием нового МУПа не привела и вряд ли приведет кснижению цен и росту качества услуг в этой сфере, о чем так ратует мэр.

Напротив, онаможет привести к бессмысленному разбазариванию бюджетных средств, вложенных вочередной заведомо убыточный прожект. И отвечать за это, как обычно, будетнекому. Как и было не раз в аналогичных случаях, убыточный МУП черезпару-тройку лет просто тихо прикроют, сославшись на «объективныеобстоятельства». А вложенные в него бюджетные миллионы растворятся как дым,уйдут в никуда.

Еслиглава Волгограда, действительно, хочет обеспечить социальную защиту длямалообеспеченных волгоградцев, он мог бы оказать им реальную помощь. Например,выступить с инициативой о выплате дополнительных сумм к установленномуфедеральным законом пособию на погребение, одновременно сократив расходы насодержание аппарата, СМИ и так называемые «прочие расходы». Такие муниципальные пособия уже установлены в Москве,Новосибирске и других городах. Там люди, оказавшиеся в тяжелой жизненнойситуации, уже получают помощь от муниципалитетов.

Вотэто и стало бы проявлением реальной, а не мнимой заботы о горожанах.

В Уставе МУП «Ритуал»записано, что к основным видам его деятельности относится «организация похорони предоставление связанных с ними услуг, в том числе захоронение трупов людей»,а также «осуществление ритуальных мероприятий и досуга населения, проживающего на территории городаВолгограда».

Будем надеяться, что,осуществляя эти столь разные виды деятельности, работники МУПа их часом неперепутают, что при нынешнем уровне организации работы в нем вполне вероятно.

Владимир ДЕСЯТКИН

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter