СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, экс-мэр Волгограда: «Скоро встанет вопрос "Кто виноват в провале «Единой России» на территории Волгоградской области?"»

Поделиться

Поделиться

До выборов в Государственную Думу осталось немногим более полугода, поэтому грядущее лето обещает быть жарким во всех смыслах этого слова. На федеральном уровне уже начались подвижки: единороссы отозвали из Совета Федерации лидера оппозиционной «Справедливой России» Сергея Миронова, а небезызвестный российский олигарх Михаил Прохоров возглавил «Правое дело». Очевидно, что усилия Кремля сосредоточены на том, чтобы обеспечить партии власти победу на выборах в парламент. Однако «Единая Россия» давно перестала быть монолитом: среди руководителей среднего звена появились разногласия и недомолвки, что мешает воплощению в жизнь идей партийного вождя. Действия функционеров «ЕдРа» на территории отдельно взятой Волгоградской области вообще преступны с точки зрения влияния на рейтинг.

– Роман Георгиевич, как вы оцениваете последние события, в частности, отзыв Миронова из Совета Федерации?

– Отзыв Сергея Миронова я воспринимаю как результат действий некоторых кланов в руководстве «Единой России», которые не разделяют логику и цели, обозначенные Владимиром Путиным. Владимир Владимирович призвал к объединению, причем не только общественных лидеров, но и различных политических партий в рамках Общероссийского народного фронта. И буквально через неделю после объявления этого постулата произошло действие, обратное логике лидера партии «Единая Россия». Главного системного оппозиционера лишают руководящей должности! Это может означать, что за словами не следуют дела, либо, что вероятнее, идеи, которые обозначил Владимир Путин, не разделяют единороссы – руководители среднего звена. Почему? Потому что фронт напугал их. Они не хотят объединяться, тем более на условиях равноправия. Им нужны враги, зачистка… Они боятся, не умеют, не хотят делится мандатами. Поэтому вместо объединения они начали наступление на системную оппозицию. Отзыв Миронова с должности спикера Совета Федерации кажется малообъяснимым, если не считать, что это зачистка поля перед декабрьскими выборами в Государственную Думу. Рейтинг «Единой России» мал и кто-то полагает, что, устранив Миронова, можно спасти ситуацию.

Однако для рейтинга самого Миронова это идеальный шанс. Это понижение с точки зрения функционала, но повышение оппозиционного статуса, утрата двоякости, когда, с одной стороны, хвалишь деятельность парламента, а с другой – критикуешь. Так что на месте Сергея Михайловича я бы не переживал.

– А на месте Михаила Прохорова? Как вы оцениваете жизнеспособность партии «Правое дело»?

– «Правое дело» организовано на костях СПСовцев и других структур внесистемного характера. Очевидно, что приход Прохорова – это попытка извне вдуть жизнь в этот проект. Жизнеспособна ли эта попытка – с уверенностью сказать нельзя. Прохоров – талантливый организатор, эпатажный, молодой, энергичный, стремящийся изменить имидж: от героя, разъезжающего на автомобиле с кучей девиц до большого политика. Очевидно, что под руководством Прохорова у «Правого дела» есть возможность провести реорганизацию аппарата, создать партийной ячейки в регионах. Но очень малоперспективен успех на выборах, что связано с ограниченными возможностями развития электоральной базы.
Зачем это Кремлю? Те, кто стоял у истоков партии, спорили с Каспаровыми, Лимоновыми, то есть с правой революционной массой. «Правое дело» было создано для того, чтобы раздробить их электорат. Сейчас «Правое дело» не отнимет ничего ни у левых, ни у «Справедливой России». За полгода до выборов выстроить конкурентоспособную политическую организацию вообще невозможно. Само участие «Правого дела» в декабрьских выборах – под вопросом. Нечему участвовать.

– Идея создания Общероссийского народного фронта не случайно была озвучена в Волгограде, поскольку наш регион – критичный для «Единой России». Вы согласны?

– Это очевидно. Политический кризис, инициированный группой лиц, привел к тому, что Волгоград оказался у той черты, за которой население перестает вообще нормально воспринимать муниципальную власть. В гордуме царит сегодня анархия. С одной стороны, депутаты находятся под гнетом страха роспуска. С другой стороны – под давлением губернатора и его команды. С третьей стороны, видят, что исполнительная власть раздроблена и непонятно, кто и что в конечном итоге будет возглавлять. Очевидно также, что до 2013-го года ввести институт сити-менеджера без роспуска думы невозможно. И если такое случится, то это будет очевидное нарушение закона и приведет к отмене данного решения через несколько месяцев.

Конечно, этот политический кризис скажется на результатах выборов в Государственную Думу. Более того, мы идем к тому, что должны быть, наконец, названы ответственные. Кто инициировал отрешение мэра и нанес удар «Единой России»? Для меня этот ответ очевиден. Это Анатолий Бровко и последствия его действий плачевны для единороссов. Любая социология, даже самая лояльная, показывает, что «Единая Россия» потеряла в регионе 10%, а то и 20% избирателей. И к выборам они не наберут очков, а еще больше потеряют. И чем дальше они будут уклоняться от пути, обозначенного Владимиром Путиным и звать в народный фронт кальковые структуры – тем больше потеряют. Нежелание что-либо менять показывает населению, что идея народного фронта иллюзорна и будет сведена к нулю, в результате потеряет не только региональное отделение партии, но и федеральная власть в целом. В этом смысле чем больше падает рейтинг «Единой России», тем более уверены московские представители в том, что в регионе что-то неладно, что регион нуждается в переменах. И если Дмитрий Медведев в ходе недавней пресс-конференции говорил, что поменял 50% губернаторов в России, то в дальнейшем Медведев или Путин – кто-то из них будет президентом – поменяет оставшиеся 50%.

– Вы считаете, что у «Единой России» нет шансов?

– Я считаю, что у «ЕдРа» есть шанс саму себя спасти, хотя она идет ко дну. Этот шанс – модернизация: политическая, кадровая, программная и так далее. Нужна сформированная идеология и референтные лица, которых намеренно убрали из «ЕР».

Могу точно сказать, что если каждое региональное отделение будет оглядываться на местного вождя – ничего не выйдет. Владимир Путин спрашивает: почему вы, представители думских фракций, не контролируете рост тарифов в регионах? А как они могут, если все они «под губернатором»? Некий алогизм в этом есть. И как губернатор может заявлять о том, что возглавит список «ЕР» на выборах в Госдуму в то время, как не было ни партийной конференции, ни заседания политсовета и нет ни одной официальной бумаги на этот счет? Понятно, что в партии много подневольных людей, но есть и те, кто вступил в ряды «Единой России» по убеждению, ввиду того, что симпатизирует Владимиру Путину, например. И эти люди вынуждены констатировать, что за них уже все решили.

– Вы критикуете губернатора, а Бровко продолжает критиковать вашу работу в должности мэра. Так, на днях в эфире канала «Волгоград-ТРВ» заявил, что прежняя администрация зарезервировала некие земельные участки в городской черте. На следующий день господин Пикалов продолжил тему на муниципальном телевидении, сообщив, что по вине прежнего руководства в городе не было построено около 300 тысяч квадратных метров жилья.

– На все эти вещи могу ответить следующее. Люди не понимают, о чем говорят, либо лукавят, но скорее первое, потому что так бестолково лукавить нельзя. Никакого резервирования как способа подготовки земельного участка к строительству – нет и быть не может. Понятие попросту отсутствует в Градостроительном кодексе. Есть резервирование под муниципальные нужды. Есть понятие предварительного согласования участка под застройку. И действительно, когда у нас были деньги на межевание, выставление границ, оформление, часть участков прошли процедуру предварительного согласования на абсолютно законных основаниях. Если кому-то интересно, почему коммерсант ничего не построил на согласованном участке за три года, то должен спросить – что это за три года. 2008 год ушел на подготовку проекта и согласование строительства. 2009 – это ужасный кризисный год, когда практически все стройки были остановлены по разным причинам, но, прежде всего, из-за отсутствия кредитования и резкого падения спроса. 2010 год был, по большому счету, таким же. И если Бровко не в курсе, почему рядом коммерсантов не построено жилье или офисы, то пусть пригласит к себе застройщиков, и они ему расскажут. Администрацией города выдано разрешений на строительство миллиона квадратных метров! А сколько вводится? Застройщикам не на что завершать уже начатые дома. Сегодня из 70 объектов половину не могут закончить.

Из 70 домов порядка 35 не могут достроить. И если кто-то думает, что проблема в том, что в городе не хватает участков, потому что они прошли предварительное согласование, но на них ничего не построили, то сильно заблуждается. Это глупость. И если господин Пикалов утверждает, что три года назад администрация выдавала землю под строительство жилья без проведения аукционов, – он врет.

– Какова, на ваш взгляд, судьба волгоградской коммуналки?

– Насколько я знаю, сегодня вместо того чтобы выполнять производственную программу по линии теплового хозяйства, департамент городского хозяйства готовит сети и котельные для передачи на условиях аренды или концессии крупной нефтяной компании. Понятно, что будет некий конкурс – это неважно. Главное, что никто не обсуждает условия договора публично. А люди должны понимать, на каких условиях будет заключено соглашение. Условия конкурса должны быть прозрачными, должны быть проанализированы специальной комиссией, состоящей хотя бы из депутатов городской думы. Увод сетей в частные руки будет трагедией для Волгограда. 132 котельные город не построит никогда.

Аналогичная ситуация складывается в сфере водоснабжения. На должность директора «Водоканала»поставили чужака. Для чего это нужно – остается только догадываться. Чужаку можно поставить задачу, выполнять которую местный специалист не возьмется, потому что ему здесь жить и смотреть в глаза людям. На мой взгляд, водоканал подводят к банкротству, акционированию, а какой будет результат – сказать пока не могу.
Следующим шагом будет ликвидация автокоммунтранса. Думаю, это произойдет еще до того, как закончится сезон отпусков.

– Понятно, что муниципальные предприятия в сфере коммунального хозяйства, созданные в последние годы, будут расформированы, и эта работа уже ведется. А как насчет инициированной вами программы по обновлению пассажирского транспорта? Ведь о необходимости реанимации автопарка во всех российских городах говорил и Владимир Путин в ходе межрегиональной партийной конференции.

– Действительно, речь об этом зашла в рамках обсуждения инвестпроекта завода «Волжанин». И я внимательно слушал разговор Путина с Бакулиным. Бакулин, на мой взгляд, правильно продвигал идею федеральной целевой программы по обновлению автобусного парка. И не только автобусы нуждаются в обновлении, но и троллейбусы, и трамваи. Так вот Владимир Владимирович, продумывая свои ответы, несколько раз сказал о том, что необходимо использовать лизинговые схемы. Именно эти схемы мы использовали в Волгограде на протяжении четырех лет. За это время мы поменяли 70% машин. На 2011-й год согласно итогам конкурса государственная лизинговая компания при Минтрансе должна была поставить в Волгоград 100 автобусов. Таким образом, уже в этом году парк автобусов должен был обновиться на 100%! Так вот вопреки этой логике, вопреки логике Владимира Путина нынешняя городская администрация приостановила действие контракта. Видимо, посчитали, что автобусы городу не нужны.

– Как вы можете прокомментировать заявление о сокращении штата городской администрации с 1600 до 1100 человек? Нельзя же безболезненно уволить каждого третьего сотрудника, если они реально необходимы?

– Само по себе сокращение – не самый простой способ оптимизации расходов, поскольку это предполагает выплату компенсаций за три месяца, влечет за собой другие дополнительные траты. Мы все это проходили, сокращая 250, потом 500 человек, в период, когда только начинали работу, и когда увидели, действительно, раздутые штаты – более 2000 человек. Будет ли безболезненно нынешнее сокращение, если будет доведено до конца? Не могу ответить положительно. До бесконечности сокращать нельзя.
На мой взгляд, неизбежна потеря управляемости в самих подразделениях. Скорее всего, это обман. В чем суть обмана? В том, чтобы всех, попадающих под сокращение, перевести с повышенными зарплатами в качестве компенсации за потерю статуса мунслужащего в муниципальные учреждения. Таким образом, из раздела «расходы на аппарат управления» траты будут перенесены в раздел «расходы на содержание муниципальных учреждений». Это лукавство.
Новую структуру городской администрации, которая обсуждается сейчас в комитетах, я видел. Некоторых вещей не понимаю. Куда, например, дели управление по жилью? Огромная очередь. Многотомные архивы… Наверное, документ составляли впопыхах, чтобы перед кем-то отчитаться. Сыровато, странновато… Более того, сейчас не этим нужно заниматься! Сегодня нужно максимально сконцентрироваться на разработке проектной документации, чтобы попасть в федеральные программы по здравоохранению, жилью, строительству. Нужно работать, готовить документы, чтобы получить деньги на ресурсные центры, на обновление школьных столовых, на модернизацию здравоохранения и так далее. Вот чем надо заниматься, а не думать о том, где кого сократить. Когда люди начинают думать о сокращении, они перестают работать.

– До сих пор вы отказывались делать прогноз относительно своего политического будущего. Есть ли определенность сегодня – станете ли вы участвовать в выборах в ГД, и если да, то под крылом какой партии или, может быть, войдете в Народный фронт «Единой России»?

– Я не исключаю для себя участия на выборах в Государственную Думу, равно как и других вариантов развития событий. Ясность будет к началу осени.

Илья ПУГАЧЕВ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter