СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, экс-мэр Волгограда: «Глава Волгограда должен получать свои полномочия от населения, а не от приезжего дяди»

Поделиться

Поделиться

Ровно год назад подавляющее количество СМИ Волгограда отметило бы на своих страницах, что в этот день, 25 августа, свой день рождения отмечает глава города Роман Гребенников. Сегодня, готовы поспорить, окажется немного изданий, которые напрямую поздравят политика с праздником. Но как бы ни старалась действующая власть стереть Романа Гребенникова со страниц и экранов, за ним стоят более значимые ресурсы – мнение населения Волгограда, которому разница между мэром и временными чиновниками видна невооруженным глазом. Для них прошла встреча с Романом Гребенниковым накануне этой даты. Разговор получился откровенным. О власти и народовластии, о политике и политиканстве, о жизни без должности, но для города, и о номинальном статусе руководителя, но в угоду «большим дядям», о планах на будущее и работе в настоящем, о словах и делах – обо всем, что хотят знать многие волгоградцы, но не могут спросить из-за информационного вакуума, созданного властью.

– Роман Георгиевич, вы уже полгода находитесь вне власти, но при этом не менее живо интересуетесь жизнью города. Как выглядит, на ваш взгляд, администрация без Гребенникова?

– Сегодня администрация Волгограда – это, скорее, пятое колесо в телеге обладминистрации. Мэрия миллионного города превратилась в маленький департамент администрации Бровко. Но по большому счету в Волгограде установилось безвластие. В городской думе настолько отсутствует консолидация, что депутаты не смогли собраться даже для того, чтобы с 1 сентября вернуть школьникам право на бесплатный проезд, средства на который мы заложили в бюджете на 2011 год еще в 2010 году. То есть фактически представительной власти в городе нет, как и исполнительной. Она разложена и постоянно смотрит через дорогу, бегая по несколько раз в день за советом к губернатору и его команде. И боится только одного – как бы не уволили.

– Зачем тогда «временщики» проявляют такое рвение, стремясь усидеть в своих креслах до 2013 года?

– Просто они всего боятся, но больше всего боятся потерять «власть». На должностях руководителя города и спикера городской думы находятся люди, которые юридически не могут там находиться. После проведения изменений в устав и бумажной «ситименеджеризации» города эта власть нелегитимна. Почему есть желание легализовать собственное нахождение до 2013 года? Ответ очевиден: при любом другом раскладе они не усидят на своих местах. Если будет реализован абсурдный институт сити-менеджера, в город придет человек, назначенный сверху, и приведет своих людей. Если город вернется к выборам мэра, то этих, предавших город людей, просто не изберут.

– Может быть, дело в том, что институт сити-менеджера перестал пользоваться поддержкой у федерального руководства, и местная власть боится в преддверии выборов идти на непопулярные меры?

– Так или иначе тот факт, что в Волгограде уже полгода нет власти, говорит о «способностях» губернатора Бровко. Решаясь отстранить от должности избранного мэра, он наверняка обещал Москве и своему окружению быстро «ситименеджеризировать» город, отнять у населения право выбора и поставить своего человека. Но авторитет самого Бровко оказался настолько низким, что подписать незаконное распоряжение об отрешении Гребенникова смелости и наглости (а может, и глупости) хватило, а вот навязать свои правила игры – нет. В этом весь губернатор и его приезжая команда. В итоге городом фактически управляет небезызвестный Игорь Пикалов, в руках у которого сосредоточена коммуналка и земельные ресурсы Волгограда, а Сергей Сколов с гордой приставкой «врио» подписывает, пожалуй, только почетные грамоты. Смотришь на остальной состав мэрии и видишь некоторых людей, всплывших еще из команды Ищенко. Достойные ее члены уже давно нашли себя в другом, а эти готовы примкнуть к любой команде, чтобы не утонуть. Хотя, как известно, есть определенная субстанция, которая не тонет никогда…

– А ведь еще полгода назад в городе была выстроена вертикаль…

– Полгода назад в городе был избранный мэр, его команда и сторонники ее позиции в гордуме. Это позволяло быстро и эффективно принимать решения. Не всегда все получалось, не всегда решения были абсолютно правильными, но город имел свой курс, свое направление, которое было понятно жителям. Сегодня же «временщики» не в состоянии завершить даже те проекты, которые начала прежняя администрация.

А если говорить о сити-менеджере – покажите мне хоть один город в России, который при избранном мэре буксовал в развитии, а после прихода сити-назначенцев пошел в рост. Такого примера просто нет. Сити-менеджеры – удел самых маленьких европейских городов в некоторых маленьких странах, и то не во всех. В нашей же стране и вовсе нет положительных примеров. В Элисте за полтора года сменилось два назначенца, в Саратове за три года – три. В чем здесь могут быть плюсы? Кстати, в том числе и из-за продавливания института сити-менеджера во многих городах сегодня стремительно падают рейтинги «Единой России», ведь эти повеления губернаторов прикрывались решениями фракций и советов ЕР.

– Но для таких городов уже изобрели «паровозы» в виде правительственных лидеров. Волгоградской области, видимо, как одной из самых «отличившихся» достался первый вице-премьер Виктор Зубков. Как вы относитесь к его появлению в регионе?

– Я с уважением отношусь к Виктору Алексеевичу. Во время своих визитов в регион он уже продемонстрировал губернатору, как надо работать. Он показал, что необходимо выезжать на места, как нужно ставить вопросы на различного рода совещаниях, и кого к ним привлекать, чтобы иметь возможность получить результаты. Вот только Анатолия Бровко в этих поездках преимущественно не было. И именно поэтому на местах Виктору Зубкову говорили правду, не боясь мести со стороны губернатора. Хотя, по большому счету, то, что озвучивает Зубков, – это на 70% вопросы региональной власти. Борьба с пожарами, подписание договоров о поставке местной сельхозпродукции в Москву, газификация хуторов в отдельно взятой области – разве это уровень первого вице-премьера? Это задача губернатора и его команды, с которой они не справляются.

– Невольно возникает вопрос: зачем нам такая региональная власть, если работать за нее вынужден высокопоставленный член правительства России?

– Я не буду говорить о том, сможет ли Виктор Зубков поднять рейтинг «Единой России» в регионе перед выборами, но его появление в любом случае пойдет на благо Волгоградской области. Человек с таким опытом просто не может не видеть того, что происходит в регионе. И именно он сможет донести правду до федерального руководства. Я считаю, что появление Зубкова означает только одно: федеральная власть уверена в крайней нестабильности региона и в том, что губернатор Бровко мало на что способен. В сильные регионы с сильными губернаторами не посылают вице-премьеров в качестве «паровозов».

– Выборы в Госдуму состоятся уже в декабре. Как вы думаете, «Единая Россия» сохранит позиции «партии власти» или уступит голоса избирателей оппозиции?

– У «Единой России» есть конституционное большинство в Госдуме, которое позволяет правительству проводить через парламент свои решения. Считаю, что по итогам выборов ЕР значительно снизит свои показатели. Думаю, что в думу заведут «Правое дело», чуть повысится присутствие «Справедливой России» и КПРФ, при своем останутся жириновцы. Но это не помешает правительству оставить контроль над двумя третями голосов, просто это будут уже не на сто процентов голоса единороссов, в парламенте будет создан соответствующий правительственный блок. И мы не будем наблюдать кардинальных перемен, которые позволят сказать о том, что политическая система в стране кардинально меняется.

– Одна из главных интриг выборов – создание партии «Право дело». Насколько вам близки ее идеи?

– Лично мне близко то, что говорит Михаил Прохоров в части возврата к демократизации в стране. Когда он говорит о том, что выборы мэров и губернаторов необходимо вернуть, о том, что нужен возврат к выборам хотя бы половины депутатов Госдумы по одномандатным округам, а не по спискам партий, я с ним полностью согласен. Но когда в нем говорит бизнесмен, призывающий, к примеру, к увеличению рабочего времени на предприятиях, – это настораживает.

В любом случае я воспринимаю Прохорова как человека в политике нового, а любой новый человек несет в себе свежие идеи. Но если ему не удастся, будучи в политике, изжить из себя бизнес-закваску, если он не будет отстаивать то, что говорит о народовластии, а только интересы крупного бизнеса, то не только мне, но и большинству населения, я думаю, с ним будет не по пути.

– Роман Георгиевич, и все-таки, от какой партии вы намерены баллотироваться в Госдуму?

– Меня не первый месяц мучают вопросами о том, собираюсь ли я идти на выборы в Госдуму, возглавить «Правое дело» в регионе, уйти к Михееву в «Справедливую Россию» и так далее. Говорю откровенно: у меня нет никаких задач, которые я перед собой ставлю и для которых необходим значок депутата или мое превращение в какого-то партийного бонзу. Я партийные функции довольно неплохо ощущал на себе и в КПРФ, и в ЕР, поэтому присутствие на пленумах, съездах и политсоветах меня не вдохновляет. Конечно, поступают разные предложения, не скажу, что я от всех отказался. Переговоры еще ведутся. Но сказать, чтобы Гребенников не спал ночами и думал, как бы попасть в Госдуму, нельзя. Я нормально сплю. Но если все-таки приму решение об участии в каких-либо выборах, обязательно сообщу об этом волгоградцам и объявлю о своих политических симпатиях.

– То есть не факт, что вы будете продолжать политическую деятельность?

– Со значком депутата или нет, равно как и в любой другой должности вся моя общественно-политическая деятельность будет сосредоточена на том, чтобы изменить курс развития нашего региона, причем поменять его вместе с губернатором. Я твердо уверен, что действия господина Бровко скорее разрушают нашу область, чем приносят пользу.

– Роман Георгиевич, а как близкие воспринимают вашу сегодняшнюю деятельность? Не просят «завязать» с политикой, тем более что, наверно, как никто, знают, какой вы при должности и без?

– Не просят. Но, честно сказать, я сам чувствую разницу. К счастью, у меня появилась возможность больше времени уделять семье, дочери, решать домашние проблемы, а не только проблемы города. Я стал относиться к жизни с большим уважением самой жизни. На самом деле это страшно, когда у тебя нет времени поговорить с ребенком или посмотреть семейные фотографии, поехать в отпуск всей семьей или даже с друзьями. Несколько лет я был практически этого лишен, теперь понимаю, как это много. И все же не могу сказать, как мне лучше: при должности или без. У меня и так есть возможность обеспечивать семью и проводить с ней время, но пока волгоградцы, понимая, что творит нынешняя власть, задают мне вопросы типа «когда все это кончится?» или «когда вы вернетесь?», как это было недавно с медсестрой в больнице, куда я пришел навестить друга, я все же не могу быть спокоен. Отвечаю: «надеюсь, скоро», но на самом деле есть значительно более важные задачи, чем возвращение в какое-либо кресло. Моя задача – вернуть населению Волгограда право выбора, которое у них отняли. Я не говорю о том, что непременно буду сам рваться к власти, но выборы мэра должны быть, и глава Волгограда, будь он Гребенников, Иванов или Сидоров, должен получать свои полномочия от населения, а не от приезжего дяди.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter