СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Волгоградский бизнес споткнулся о калмыцкое правосудие

Поделиться

Бизнес по-государственному, или Почему волгоградский бизнес не видит для себя перспектив в Калмыкии.

Уникальная история волгоградской компании «ВМТ», заключившей госконтракт с министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, рискует стать тем печальным примером, который навсегда отвратит бизнес от участия в сделках с государством. Во всяком случае волгоградские бизнесмены признаются, что опыт общения с чиновниками и судами Республики Калмыкия заставил их вернуться воспоминаниями в девяностые, когда расстаться с деньгами можно было в одночасье. Ведь именно в те времена бандиты, маскирующиеся под добропорядочный бизнес, могли заключить сделку, получить товар, а потом не только отказаться за него платить, но и потребовать угрозами и шантажом с поставщика обеспечить гарантийное обслуживание дорогостоящего прибора.

Назад в девяностые

Хотя события, о которых пойдет речь, произошли в наши дня, их описание гораздо больше подходит все же шальным девяностым. Все началось с того, что в 2009 году 300 жители Элисты подписались под коллективным письмом Обаме, в котором просили взять единственную в республике детскую больницу под свою опеку. Крик о помощи, грозивший серьезно подпортить репутацию руководства республики, заставил чиновников срочно изыскивать резервы для принятия мер и ремонта больницы, которую побывавший в ней Павел Астахов назвал не иначе как «конвейером пыток». Пикантной подробностью ситуации является тот факт, что деньги на ремонт больницы в сумме около 300 миллионов рублей ранее выделялись, но, как водится, осели в карманах чиновников. После того, как отчаявшиеся родители призвали на помощь самого Обаму, деньги на больницу выделили снова, в том числе из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Юг России». Тогда-то и был объявлен тендер (аукцион по федеральному закону № 94-ФЗ) на закупку дорогостоящего и суперсовременного по тем временам томографа Siemens Somatom Definition 64 AS, ставшего предметом спора победителей аукциона и чиновников правительства Республики Калмыкия.

Результатом участия ВМТ в конкурсе стало подписание контракта на поставку медицинского диагностического оборудования (томографа), включающую работы по созданию в ЛУ «Республиканская детская больница» кабинета томографии, оснащенного всем необходимым оборудованием для проведения обследований во всех областях медицины. Техническое задание на поставку и монтаж томографа было весьма объемным и сложным. Уже впоследствии, после открытия кабинета томографии, в сводках чиновничьих «побед» особо отмечалось и наличие в нашем томографе специальных программ, позволяющих снизить лучевую нагрузку на 50 процентов, двух источников рентгеновского излучения, обеспечивающих лучшую визуализацию объекта исследования, возможность сканирования пациентов с большой массой тела и т. п.).

В обязанности исполнителя входил также ввод оборудования в эксплуатацию, техническое обслуживание в гарантийный период и разработка технологического проекта на размещение медицинского оборудования для ГУ «Республиканская детская больница. С одной стороны договор подписал исполнительный директор ВМТ Виталий Козлов, с другой – нынешний заместитель председателя правительства Республики Калмыкия Геннадий Бадинов. Согласно условиям договора, цена контракта составила 45 миллионов рублей, при этом сумма включала все расходы, связанные с исполнением госконтракта. Документ обязывал заказчика произвести оплату по факту поставки товара по мере поступления денежных средств из бюджета, но не позднее 31.12.2011 года.

Отметим, что сам контракт был подписан 21 декабря 2010 года. Однако уже 23 декабря главный распорядитель бюджетных средств, минфин Калмыкии, направил в адрес заказчика контракта уведомление о том, что лимиты на выполнение контракта сняты, что в переводе на бытовой язык означает, что государство отказалось от своих планов по финансированию закупки. В этой ситуации закон однозначно обязывает заказчика незамедлительно уведомить поставщика о приостановлении действия контракта и принять меры к погашению убытков поставщика, связанных с исполнением контракта до его приостановления. Но минстрой такого уведомления в адрес поставщика не посылал, более того, 14 сентября 2011 года принял томограф от ООО «ВМТ» и подписал поставщику товарную накладную на оплату.

«В случае, если бы аналогичный договор был подписан двумя коммерсантами, ситуация уже исчерпала бы себя, – поясняет заместитель директора ООО «Тевет» Константин Лучинин. – Нет денег – нет товара. Однако госзаказ по определению предполагает несколько другие правила игры в силу невозможности предоплаты со стороны государства. Задержки выплат по госконтрактам стали привычным явлением, с которым бизнес просто вынужден мириться. Однако в правительстве Калмыкии решили пойти дальше и нарушили все возможные правила общения на цивилизованном рынке. Заведомо зная о невозможности исполнить свои обязательства в рамках контракта, чиновники тем не менее дожидались поставки оборудования в рамках договора, попутно широко освещая ход модернизации больницы в СМИ. Однако после того, как вышли все утвержденные договором сроки оплаты за томограф, а деньги на счет ВМТ так и не поступили, пришло время объяснить свою позицию. И она оказалась совершенно неожиданной».

Лучшая защита – нападение

На момент выхода сроков оплаты поставки томограф еще не был смонтирован. Компания, не получившая в срок денег за поставленное дорогостоящее оборудование, оказалась в сложной ситуации, выход из которой в обычной бизнес-практике видится простой – возврат оборудования, за которое заказчик не имеет намерения платить в обозримой перспективе. Уже в начале января 2012 года, когда руководство ВМТ осознало, что денег по контракту все же не будет, компания направила в адрес министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики Калмыкия претензию, в которой напомнило о ненадлежащем исполнении обязательств в рамках нескольких контрактов на общую сумму более 142,5 миллионов рублей, предлагая рассмотреть возможность добровольной выплаты денежных средств без учета неустойки, которая на тот момент составила 380 тысяч рублей за 10 дней просрочки. Не дождавшись начала проплат и в середине марта 2012 года, ВМТ написало повторную претензию, в которой, сославшись на систематическое невыполнение заказчиком своих обязательств, отказалось от дальнейшего исполнения государственных контрактов до получения оплаты и потребовало выплатить неустойку, размер которой к тому времени дорос до 2,2 миллиона рублей за 58 дней просрочки.

Ни на одно из письменных требований ответа не последовало. Получив оборудование, заказчик в прямом смысле отказался общаться с поставщиком.

Дыра в собственном бюджете в 142,5 млн рублей для ООО «ВМТ создавала реальную угрозу просрочки исполнения заказов в другие регионы, вследствие чего поставщик привлек финансирование ООО «Тевет» под уступку права и перевода долга по контрактам, в очередной раз потребовав с министерства возврата поставленных томографов из незаконного владения ЛУ «Республиканская детская больница» за счет средств госзаказчика. Ответа, разумеется, получено не было.

Получив права по контракту, в арбитражный суд республики Калмыкия обратилось уже ООО «Тевет» с требованием оплаты и неустойки.

«Перспективы дела для нас представлялись совершенно очевидными, ведь на руках у истца подписанные заказчиком акты и накладные, подтверждающие качественное и своевременное исполнение госзаказа на всю сумму аукциона, – поясняет Константин Лучинин. – Из 225 единиц оборудования, поставленного и смонтированного в ЛУ «Детская республиканская больница» в 2011 году, не было ни одной прокламации. Единственно, до передачи прав томограф SIEMENS Somatom Definition 64 AS не был смонтирован ООО «ВМТ» без оплаты, а также вследствие неготовности помещений больницы под монтаж, но этот вопрос мы рассчитывали урегулировать при подписании с заказчиком долгосрочного графика оплаты по контрактам. Однако сразу же после нашего обращения в суд, в июле 2012 года с иском о признании госконтракта недействительным в арбитражный суд Калмыкии обратилось также Минфин Калмыкии».

Иск был мотивирован «завышением» заказчиком контрактных цен при отсутствии у него лимитов бюджетного финансирования заказа. Со всеми обстоятельствами иска Минфина Минстрой выразил полное согласие и просил суд уменьшить его обязательства по оплате до размера, устраивающего Минфин.

«Переводя ситуацию на язык бытовой ситуации, на тот момент было ясно, что денег на купленный с отсрочкой платежа товар у покупателя не будет никогда, – поясняет Константин Лучинин. – В гражданском законодательстве эта ситуация трактуется однозначно: нет денег – нет сделки, товар нужно вернуть, если продавец не согласен со снижением цены на товар. Проблема в том, что в данной ситуации одной из сторон сделки выступала госструктура. Да, чиновники, ее представляющие, обязаны защищать государственный интерес. Но в данном случае защита этих интересов перестала вписываться в границы правового поля. По сути был произведен захват, а впоследствии и эксплуатация оборудования, за которое из бюджета не было уплачено ни копейки. На языке бизнеса это называется рейдерством».

Судя по дальнейшему ходу развития событий, чиновники минстроя Калмыкии вознамерились во что бы то ни стало ввести некупленное оборудование в эксплуатацию. Поэтому вместо томографов минстрой направил в адрес ООО «ВМТ» претензию, в которой настаивал на выполнении госконтракта в части ввода оборудования в эксплуатацию, обвинив компанию в одностороннем неисполнении обязательств. Чиновников не смутило, что поставившая оборудование компания не только отказалась его монтировать, но и запретила эксплуатировать его без оплаты.

«Несмотря на это, руководство минстроя инициировало монтаж поставленного ООО «ВМТ» оборудования, обратившись к услугам сторонней фирмы, – отметил Константин Лучинин. – Апогеем же чиновничьего беспредела стало обращение в ВМТ с требованием принять меры по устранению допущенных в ходе установки оборудования неисправностей и продолжить работы по вводу оборудования в эксплуатацию. Чиновники министерства не увидели ничего предосудительного и в том, чтобы требовать от компании исполнения обязательств по гарантийному ремонту оборудования и в дальнейшем. Наконец, доведя ситуацию до абсурда, министерство потребовало через суд взыскать с ООО «ВМТ» неустойку в размере 175 миллионов рублей за якобы неисполненные обязательства по монтажу томографа стоимостью 45 млн рублей, причем сам томограф уже передан заказчику под монтаж в 2011 году».

Эксперты кто?

На сегодняшний момент чиновники минстроя предпочли представить себя в роли жертвы, обвинив компанию «ВМТ» не только в неисполнении обязательств по контракту, но и в завышении цены поставленного в рамках контракта томографа. При этом самым существенным аргументом в руках чиновников являются результаты экспертного исследования, выданного специалистом ФБУ «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» Савицкой. Согласно экспертной оценке Савицкой, цена томографа, поставленного в рамках контракта, составляет 18 миллионов рублей.

«При размещении заказа по федеральному закону № 94-ФЗ цену устанавливал уполномоченный орган, в данном случае министерство экономики и торговли Калмыкии, а не поставщик, уж тем более не эксперт Савицкая. Впоследствии авторы рецензии на экспертное заключение, сделанной по нашему заказу, обнаружили в подписанном экспертом Савицкой заключении 16 пунктов нарушений, на основании чего признали экспертизу необоснованной, – отметил Константин Лучинин. – Так, в заключении отсутствуют сведения и копии документов, подтверждающих образование эксперта, отсутствует методика и план проведения экспертизы, не представлены расчеты и аналоги объектов оценки, и отсутствует анализ объекта оценки рынка. Говоря простым языком, у экспертов появились весьма серьезные основания думать, что конечная цифра в экспертном заключении, представленном минстроем республики Калмыкия, была взята с потолка.

Более того, не менее авторитетные экспертные организации в корне разошлись в своей независимой оценке с госпожой Савицкой. Так, эксперты автономной некоммерческой организации Центр «Независимая экспертиза» оценили компьютерный томограф SOMATOM Difinition 64 AS Siemens в 62 с небольшим миллиона рублей.

«При этом квалификация исполнителя задания вряд ли способна вызвать сомнения, – считает Константин Лучинин. – Компетентность эксперта была подтверждена не просто статусом эксперта, а международным сертификатом компетентности судебной компьютерно-технической экспертизы по аппаратно-компьютерной и программно-компьютерной экспертизе».

Еще более недостоверными на фоне имеющихся у нас документов выглядят утверждения минфин Калмыкии об отсутствии бюджетного финансирования контрактов. В публикациях СМИ Калмыкии, в официальных сообщениях правительства Калмыкии всегда особо подчеркивалось наличие федерального финансирования закупки. Только в 2010 году по соглашению с Министерством финансов Российской Федерации от 1 октября 2010 г. № 01-01-06/06-352 о предоставлении бюджету Республики Калмыкия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета для финансирования оснащения медицинским оборудованием Республиканской детской больницы, г. Элиста было выделено 142 600 000 рублей.

«Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что со стороны Калмыкии стороной этого соглашения и получателем федеральных субсидий являлся не кто иной, как минфин Калмыкии, заявивший в суде о недостаточности бюджетного финансирования, – удивляется Константин Лучинин. – Но возникает вопрос: если деньги действительно были выделены, то где они? И не является ли инициированный минфином судебный процесс попыткой сокрытия нецелевого расходования федеральных средств? Тут прямая аналогия с иском минстроя о понуждении компании ВМТ к монтажу оборудования. Но вопрос для нас сейчас даже не в этом. Реалии инвестиционного климата Калмыкии, принципы работы ее судебной системы вряд ли позволят защитить наши права по контракту. Наша позиция в судах строится на том, что если минстрой не устраивает цена приобретения томографа по контракту с ООО «ВМТ», мы готовы принять его обратно. Если наши требования по оплате поставленного томографа вступают в противоречие с интересами минфина и минстроя при расходовании бюджета Калмыкии, то мы согласны с тем, что минстрой приобретет томограф у поставщиков эксперта Савицкой за 18 млн, но мы по такой цене исполнять контракт отказываемся по той простой причине, что сами уплатили за него 900 000 евро».

Тем не менее шанса доказать свою правоту в споре с государством у бизнеса, как оказалось, нет.

«Арбитражный суд, куда мы обращались с ходатайством о проведении дополнительной независимой экспертизы, откладывает его рассмотрение с 16 апреля, очередное заседание назначено на 29 сентября, – поясняет Константин Лучинин. – Иск об истребовании томографов также «завис» в арбитражном суде Астраханской области. После отмены очередного определения о приостановлении производства по делу в вышестоящих инстанциях суд перешел к тактике откладывания дел на срок двух и более месяцев. Чиновники прямым текстом предупреждают нас о том, что если мы не согласимся на предлагаемые ими условия выкупа оборудования, то наши дела просто «заиграют» в судах. Судя по всему, сейчас именно это и происходит. Я просто не вижу иной причины, по которой бы суд мог отказать в проведении независимой экспертизы, которую готовы выполнить четыре компетентных в вопросе организации, квалификация экспертов которых не вызывает абсолютно никаких сомнений. С нашей стороны вся документация на томограф представлена в суд, в том числе и доказательства приобретения аналогичного оборудования по иным госконтрактам на сумму от 55 до 80 млн рублей в зависимости от комплектации».

Ожидая очередного решения арбитражного суда, представители волгоградского бизнеса все же рассчитывают, что справедливость будет восстановлена. В противном случае стоит ли вообще вести бизнес в стране, где государство ставит рейдерство на поток, не гнушаясь вовлекать в этот процесс и судебные органы?

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter