СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, мэр Волгограда: «Я уже руководил большим количеством наполеонов»

Поделиться

Поделиться

За год, что Роман Гребенников провел на посту главы администрации Волгограда, он не раз становился объектом острой критики. Ему ставили в вину ухудшение отношений с областной властью, конфликты с партиями и политическими движениями, неясные кадровые перестановки в мэрии, предостережения прокуратуры и многое другое, вплоть до популизма в действиях и резко ухудшившегося качества городских дорог. Роман Георгиевич отмалчиваться не стал и согласился ответить на критику по существу.

Роман Георгиевич, вы уже почти год на должности мэра Волгограда. Предполагали до своего избрания, с какими сложностями придется столкнуться? Что за этот год для вас оказалось принципиально новым и незнакомым?

– Я ожидал увидеть почти все проблемы, с которыми успел столкнуться до настоящего времени. Каких-то заоблачных новых вещей, с которыми я бы не знал, как обходиться, пока не обнаружил. Есть лишь проблемы, сложность которых можно понять лишь когда начинаешь ими заниматься. Такие есть, да. Чрезмерная бюрократия, юридические мины, которые всплывают только сейчас. Например, долги обанкроченных в 2004-2005 годах МУПов, доставшиеся нам «по наследству». Знать о том, что они существуют, не будучи главой администрации, невозможно. Это узнаешь, только когда приходишь к власти. А так, чтобы были какие то совершенно неадекватные вещи, которые мне были неизвестны или непонятны до 20 мая 2007 года – таких нет. Я в политике уже достаточно времени. Конечно, не руководил раньше городом. Но я руководил крупным коллективом, состоящим из большого количества наполеонов – областной думой с мощным аппаратом и приличной сметой, и хорошо понимаю, что такое система управления.

И какое сейчас для вас самое приоритетное направление в работе?

– Сейчас срочно нужно решать принципиальный вопрос по выполнению производственного цикла подготовки к отопительному сезону. Как эксплуатационными компаниями, так и сетевыми. Поэтому я жестко подхожу сейчас к кадровым решениям в РЭСе и КТВ и требую смены некоторых лиц в руководящем составе. Я полагаю, что мы правильно поступили, поменяв руководство ООО «ЖЭК», как головной компании, занимающейся эксплуатацией жилого фонда.

Вторая ключевая проблема, помимо подготовки к будущему отопительному сезону, – это проблема софинансирования из федерального бюджета под наши задачи. Это дорожное строительство, капремонт жилого фонда, переселение людей из ветхого и аварийного жилья, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. Софинансирование всех этих направлений – это очень острый для нас вопрос. Нам надо научиться выуживать из федерального бюджета деньги, а мы пока только делаем первые шаги в этом направлении.

Вы упомянули смену руководства в ООО «ЖЭК» и РЭСе. Однако недавно прокуратура Волгоградской области вынесла вам предостережение о недопустимости одновременного занимания Олегом Капустиным должности вице-мэра и члена совета директоров в РЭСе.

Я не вижу ничего неверного в том, чтобы муниципалитет представлял свои интересы в таких компаниях, как ЗАО «РЭС» или «КТВ». Кстати, и прокуратура саму логику представительства поддерживает. В чем загвоздка? Это скорее из области юридической схоластики. Вопросы формализма, а не сути. Прокуратура говорит: вот если бы департамент муниципального имущества был владельцем акций ЗАО «РЭС», тогда – да. Тогда Капустин или любой другой чиновник администрации города по согласованию с мэром может представлять интересы в совете директоров.

Но так как это участие опосредованное, не через департамент муниципального имущества, а через муниципальную компанию ОАО «ИВЦ», то нельзя. Согласитесь, это конечно важное замечание, но формальное. Принципиально важно другое: от ОАО «ИВЦ» как муниципального предприятия должен быть профессиональный и грамотный представитель, жестко защищающий городские интересы в совете директоров, а желательно даже возглавляющий этот совет директоров. Так что формально прокуратура права. А по сути – правы мы. Мы – правы! Но если профессиональнее всего заместитель, курирующий коммунальную сферу, то зачем нам посылать туда мальчика на побегушках?

Как тогда планируете из этой ситуации выходить?

– Мы уже нашли правовой выход. Капустин выходит из состава совета директоров, а мы продумываем передачу акций от ОАО «ИВЦ» в департамент муниципального имущества. И все. Опять Капустин вернется в совет директоров. В этой так называемой сенсации – сенсации нет. Это схоластическое препятствие, вызванное тем, что город взял на себя участие в этой компании путем покупки акций со стороны «ИВЦ», а не со стороны департамента муниципального имущества, что создало особенность ситуации. Вот и все.

Раньше вы неоднократно говорили о раздутости штатов мэрии. А сейчас увеличили количество вице-мэров до девяти и выделили своему новому заместителю отдельное направление. Зачем?

– При прежних главах вице-мэров было тринадцать. Это к сведению. А по Андрею Русову я сразу скажу. У него в подчинении не будет комитетов и департаментов. И блока не будет. У него будет главная, ключевая и весьма значимая задача – лоббирование и отстаивание интересов города в федеральных структурах. К примеру, в Государственной думе, когда идет рассмотрение проекта федерального бюджета – путем внесения через депутатов Госдумы тех или иных необходимых для нас поправок. В Совете Федерации, при обсуждении вопросов уже на втором чтении. В правительстве. Я вам такой маленький пример приведу. Чтобы, например, область могла отстоять соглашение между «Росавтодором» и администрацией региона, некоторые представители управления автомобильных дорог едва ли не неделями жили в этом «Росавтодоре», защищая свои цифры.

А у города такой возможности нет. Значит, у нас должен быть в ранге вице-мэра человек, который отстаивает наши ходатайства, наши письма, наши просьбы на встречах с руководством «Росавтодора», Минтранса, РЖД. Иначе мы вылетаем из федеральных программ. Это очень важно. Есть вещи, которые узнаешь, только находясь в Москве, понимаете? Будучи здесь, в этом кресле, можно увидеть по компьютеру федеральную программу, но нельзя понять – как подавать документы, куда их принести, как договориться. Это живая работа. И для этого у Русова будет два помощника, один из которых будет совмещать полномочия секретаря. И все – никаких департаментов и комитетов.

Сейчас вы говорили о взаимоотношениях мэрии с федеральной властью. А как обстоят дела с властью областной? Неоднократно приходилось слышать о существовании резкого противостояния между городской и областной администрациями.

– С противостоянием вы немного опоздали. У нас отношения получаются, знаете, такими приливными волнами – то тишь и спокойствие, то очередная волна пройдет. Но это неизбежно. Есть много бюрократов и ничего не делающих чиновников, которые только и занимаются тем, что преподносят разного рода слухи, глупости и создают трения между первыми лицами. На этом делают себе карьеру, политику. Вот и все.

В настоящий момент между мной и губернатором есть объективные разногласия, а трений, недопонимания или обиды нет. Я надеюсь, что этот период продлится как можно дольше.

Давайте перейдем с проблемы взаимоотношения властей на другую, не менее важную проблему – проблему дорог. Все чаще раздаются утверждения, что дороги города были хуже, чем сейчас, только во время Сталинградской битвы. Деньги, в основном, выделяются либо на ямочный ремонт, где сложно посчитать соотношение вложенного к реально сделанному, либо на глобальные проекты, где посчитать это соотношение еще сложнее, чем с ямами.

Поделиться

– Первое. Ваш посыл, что основное количество денег тратится именно на ямочный ремонт, неверен в корне. На ямочный ремонт в городе Волгограде заложено 75 миллионов рублей. А это не то чтобы не основной поток, а даже не половина. Тем более что без ямочного ремонта, к сожалению, не обойтись. По той простой причине, что на капитальный ремонт денег не хватит. Чтобы проводить дорожные работы полноценно, с помощью и ямочного ремонта, и капитального, и при этом содержать улично-дорожную сеть, необходимо не меньше двух миллиардов рублей в год.

Это для протянувшихся по городу 1700 километров дорог. Когда с транспарантами или наклейками наши автомобилисты выходят на улицы «Мы платим налоги, где дороги?» , хочется сказать – ребята, налоги ведь поступают не к нам. Транспортный налог поступает в субъект Российской федерации. Свыше 300 миллионов находится в области. Если вы предъявляете претензии, то сначала задумайтесь. Город Волгоград получает крохи с этого. Я, например, могу сказать, что на 2009 год в областном бюджете не заложено пока ни копейки дорожных денег в качестве субвенции на город Волгоград. Именно поэтому мы активно занимаемся подготовкой проектов получения федеральных денег. Не областных – федеральных денег. И вот здесь – перспективы есть.

А область разве не помогает городу?

– Коснемся трат из городского и областного бюджетов на 2008 год. Город, то есть мы выделяем 213 миллионов рублей, правда, в том числе это деньги и на освещение, и на разметку. Кроме этого мы имеем 150 миллионов из областного бюджета, выделенных нам на 2008 год. То есть эта сумма, которую можно тратить на капитальный ремонт дорог. Этот капитальный ремонт дорог по факту не начат. Он начнется с конца мая. Дальше федеральные деньги. Они могут быть потрачены исключительно на реконструкцию дорог. Поэтому, к сожалению, латать за федеральный счет волгоградские дворы или дороги вторичного значения нельзя. Незаконно. Более того – каждая такая федеральная строчка, каждая копейка федеральных денег жестко отслеживается. Так что разговоры, что их куда-то девают, просто нелепы. Работать с федеральными деньгами сложнее всего. За ними обязательно следуют проверки «Росавтодора», Счетной палаты, КРУ Минфина и прочие-прочие.

У нас в этом году из федеральных денег идет капремонт и установка освещения части 3-й Продольной в Советском районе, идет ремонт 7-й Гвардейской. Из федерального бюджета осуществляются ремонтные работы по тоннелю под железной дорогой в Советском районе и ремонт Сарептского путепровода. Деньги переходящие. Мы их реально получили в конце октября 2007 года. Естественно, освоить их целиком не смогли. Представляете! 470 миллионов рублей освоить за полтора месяца! Можно только своровать, а не освоить. В чем суть нашего конфликта с управлением автомобильных дорог администрации области? В том, что мы подготовили проектно-сметную документацию и прошли экспертизу не только на эти два объекта на 2008 год, а еще на семь объектов. Требовали в целом девять. Мы просили на 2008 год не 300 миллионов, а миллиард. Но что дальше, история умалчивает. Не буду пока никого обвинять…

Но дороги ведь реально сейчас плохие. Причем не только на окраинах, но даже в центре Волгограда.

– Теперь по поводу ситуации. Почему в Волгограде плохие дороги? Первое – это хроническое недофинансирование за последние лет 20-25. Есть еще субъективная причина. Она заключается в том, что кое-кому хотелось быть хорошим политиком и хорошо избраться на выборах в 2007 году. Вместо ремонта дорог, продольных улиц, этот кое-кто ремонтировал дворовые участки в прилегающих к городу поселках, и деньги были направлены на внутриквартальный ремонт и ощебенение. Вот о чем идет речь. По существу в 2007 году ремонт капитального характера городом не осуществлялся. Поэтому сейчас мы пожинаем плоды тех популистских действий, которые имелись тогда. Да, показывали здорово – щебенку засыпают на поселке Забазном.

Но вопрос. Ребята, а дорога до этого Забазного делаться будет? Нет. И таких вопросов много. Два года не вкладывали средств в капремонт проспекта Ленина. В результате он напоминает сейчас залатанную гармошку. Вот она, объективность. Поэтому мы вынуждены дополнительно направить еще 40 миллионов на дороги от Астраханского моста до проспекта Ленина. И будем снимать полутораметровые технологические тротуары, чтобы расширить эту дорогу. А в 2009 году будем менять тот земельный междорожный участок, который мешает проезду в Краснооктябрьском районе.

Кстати, о популизме. Противники вашей политики, в том числе и из бывших ваших соперников по предвыборной гонке, утверждают – многочисленные расторжения вами договоров по земле связаны с вашими же предвыборными популистскими обещаниями избирателям. В особенности это касается проблемы «точечной застройки», наиболее волнующей потенциальный электорат.

– Я вообще выполняю обещания. Считаю, что тот, кто выполняет обещания – порядочный человек. Если я вижу, что на этом участке нет межевания территории и нет обоснованного подхода к удовлетворению прав граждан, то я, конечно, возмущаюсь и отменяю постановления. Да, потом суды и пересуды. Но власть должна быть. И власть должна отстаивать интересы населения. Прежде всего. А не коммерсанта. Да, коммерсант обеспечивает развитие города. Но развитие города не должно быть вопреки интересам людей. А благодаря и в сотрудничестве с этими интересами. Маленькая такая разница. Поэтому обвинения в популизме меня даже забавляют. То есть те, кто выносил предвариловки о строительстве дома посреди квартала, на дворовых площадках, это, получается, умные. Да? Отнять у людей дворовые пространства? Чтобы человек, вышедший покурить на балкон, смотрел прямо в окно расположенного через 15 метров соседнего дома. Туда, где, к примеру, расположен туалет? Если мы этого хотим, тогда давайте двигаться в этом направлении. Если мы хотим комплексной застройки, то давайте двигаться в другом направлении.

А сейчас что-то делается, чтобы мы пошли к комплексной застройке?

– Разумеется. Готовятся участки, готовятся проекты. Активно работаем с инвесторами. Не все получается гладко на самом деле. Непросто развернуть эту машину. Очень непросто. Судов действительно куча. Причем судятся, понимая, что администрации отстаивает интересы на основе закона, а многие, нанимая адвокатские конторы, скажем так – сомнительными способами.

Но с другой стороны, все чаще приходится слышать, что Волгоград становится непривлекательным для инвесторов.

– Это чушь. Проезжайте, посмотрите на площадки. Конечно, не все так, как хотелось бы. Но деньги сейчас в Волгоград вкладывают довольно активно и обильно. Волгоград очень привлекательный для инвесторов. Я вот проводил совещание по освоению «Луговины» в Красноармейском районе. Желающих – море. «Ашан», «Патерсон», «Старт», «Лента», огромное количество центров по поставке и ремонту машин брендовых марок. Не «Запорожцев». За пойму Царицы уже сейчас ведут конкурентные споры ряд серьезных и крупных компаний. Желают принять участие «Реновастройгрупп», «Леваевгрупп», «Пересвет», «Синара», наши строители. Смешно говорить, что деньги не идут. Идут. Проблемы, конечно, есть.

В бюрократии. В раскачке. Да, есть объективные вещи – ну нельзя планировку земли провести за один день. Она, по меньшей мере, делается три месяца. Нельзя проект границ сделать за один день. А уж чтобы проект сделать нормальный, полноценный – вообще требуется почти год. Поэтому если кто думает, что за год Гребенников должен рай построить, то это смешно. Гребенников должен порядок навести или двигаться в этом направлении.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter