СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Роман Беков, председатель комитета экономики администрации Волгоградской области: «Муниципалитетам необходимо не требовать увеличения помощи, а наращивать доходы»

Поделиться

Поделиться

С приходом нового губернатора почти во всехподразделениях администрации Волгоградской области сменились руководители. Врегиональном комитете экономики пост председателя занял Роман Беков, ранееизвестный волгоградцам по работе в должности вице-мэра и председателяассоциации коммерческих банков Волгоградской области. Какие направления работыстали в настоящее время приоритетными для вверенного ему ведомства, Роман Бековрассказал V1.ru.

РоманСергеевич, в каком направлении теперь будет развиваться экономика региона?

– Первое, с чегоначал Анатолий Бровко в статусе губернатора, – это оптимизация структурыадминистрации Волгоградской области. Одна из задач оптимизации заключалась втом, чтобы исключить дублирование функций органами исполнительной властирегиона. В частности, предполагалось, что система будет организована наподобиеструктуры правительства РФ. Деятельность комитета экономики, к примеру, будетсоответствовать направлениям, курируемым федеральными Минэкономразвития иМинрегионразвития. Это – повышение эффективности расходуемых бюджетных средстви конкретные измеримые результаты, обеспечение благоприятного инвестиционногоклимата, работа с налогооблагаемой базой, обеспечение прозрачности процедурыгосзакупок, расширение межрегионального и международного сотрудничества дляповышения инвестиционной привлекательности региона. При этом делается ставка накоманду профессиональных управленцев-экономистов.

ВВолгоградской области много говорится об инвестиционных проектах, подписываютсясоглашения о намерениях. Будете ли вы отслеживать их реализацию, чтобынамерения не оставались на бумаге?

– Волгоградскаяобласть сегодня является одним из наиболее динамично развивающихсяпромышленно-аграрных регионов Южного федерального округа, привлекательным дляотечественных и иностранных инвесторов. В условиях финансового кризисаВолгоградская область сумела сохранить свою инвестиционную привлекательность.Сегодня на территории области реализуется 51 социально значимый дляВолгоградской области инвестиционный проект с общим объемом инвестиций свыше 45миллиардов рублей и созданием 7,5 тысячи новых рабочих мест. Планомерноотслеживается и анализируется ход и итоги реализации всех инвестиционныхпроектов. Обобщается и оценивается полугодовая и годовая отчетность инвесторов,контролируется достижение заявленных инвестором показателей. Итоговыйаналитический отчет ежегодно представляется в Волгоградскую областную думу.

В марте этогогода принят новый областной закон о государственной поддержке инвестиционнойдеятельности на территории региона. В соответствии с ним инвестор по итогамполугодия и года обязан предоставлять определенный перечень документов, в томчисле отчет о ходе реализации инвестиционного проекта, сведения о фактическихвложениях в инвестпроект, сведения об удельном весе выручки и о социальныхпоказателях реализации проекта, перечень имущества, созданного, приобретенногоили используемого для реализации инвестиционного проекта и другие. В случаенеисполнения инвесторами обязательств, указанных в соглашении, они могутлишиться государственной поддержки.

Таким образом,отслеживание хода реализации инвестиционных проектов, как и в прежнеминвестиционном законе, определено на законодательном уровне и будетосуществляться на постоянной основе. В 2010 году планируется привлечь вэкономику региона инвестиций на сумму более 110 миллиардов рублей.

Какаяпромышленность, на ваш взгляд, нужна экономике Волгоградской области? В чемдолжна заключаться государственная поддержка промпредприятий?

– К сожалению, впоследние годы отмечается тенденция снижения объемов промышленногопроизводства. В области определен перечень 28 предприятий региональногозначения, к которым в рамках действующего законодательства оказываетсяподдержка в виде предоставления гарантий федерального бюджета. ОАО «ВЖБИ-1»получена госгарантия в сумме двух миллиардов рублей. В прошлом году суммагарантий составила 200 миллионов рублей для ОАО «Волгоградский заводЖБИ-1», 42,8 миллиона рублей для ЗАО «Юниж-Строй», 10 миллионов рублей для ООО«Проектно-строительная компания «Евро-Дом», 232 миллиона рублей для ОООТоп-Агро». Приняты положительные решения о субсидировании за счет областногобюджета процентной ставки по кредитам ОАО «Волжский трубный завод» и ОАО«Волжский завод асбестовых технических изделий» на сумму всего 28,7 миллионарублей, взятых на пополнение оборотных средств, предприятиями в конце 2009 иначале 2010 года средства получены. На 2010 год предусмотрено на финансированиесубсидирования промышленных предприятий 30 миллионов рублей за счет средствобластного бюджета.

В рамкахподдержки системообразующих предприятий области (их в области 35), которыевошли в перечень крупных российских компаний, ОАО «Каустик» с участиемГоскорпорации «Роснантехнология» реализует проект по созданию производствананоструктурированного гидроксида магния с модифицированной поверхностьюстоимостью 3,1 миллиарда рублей.

На наш взгляд,модернизация промышленности должна начинаться с внедрения новых инновационныхтехнологий, основанных на энергосбережении и последних достиженияхнаучно-технического прогресса. В промышленности области представлены несколькокрупных компаний, среди которых ОАО «ТМК», ОАО «Сибур-Холдинг», НК «Лукойл»,ООО «Никохим», концерн «Тракторные заводы» и другие. Наша задача как органаисполнительной власти заключается в выстраивании с собственниками этихпредприятий позитивных отношений. Это позволит сформировать реальные программыразвития наших предприятий и привлечь соответствующие инвестиции для ихреализации. Мы надеемся, что собственники, увидев заинтересованность и получивподдержку со стороны администрации Волгоградской области, будут не толькопроводить модернизацию, но и создавать новые производства на площадкахпринадлежащих им предприятий. Мы планируем провести встречи со всеми безисключения собственниками, чтобы определить наши позиции. Мы будемподдерживать, в первую очередь, тех, кто вкладывает, и будет вкладывать деньгив наши предприятия.

Для поддержкипромышленности мы будем использовать не только те механизмы, которые сегодняуже есть, среди них – региональные законы об инвестиционной деятельности, огосударственных гарантиях, о поддержке промышленных предприятий в видесубсидирования промышленных предприятий и прочее. Но и использовать новыемеханизмы – участие в федеральных программах, инвестиционном фонде,государственных гарантиях федерального бюджета, привлечение внешних инвесторов,развитие монопрофильных населенных пунктов и многие другие.

В Волгоградскойобласти утверждена программа развития конкуренции на два года, в которойпроведен анализ конкурентной среды на ключевых товарных рынках и намечены мерыпо созданию условий для состязательности хозяйствующих субъектов, а значит иповышению эффективности и конкурентоспособности экономики региона.

Решение этоймасштабной задачи позволит создать сначала отдельные конкурентоспособныемодернизированные производства, которые способны не только выпускатьконкурентоспособную продукцию инновационного направления, с лучшимитехническими характеристиками, но и получить мультипликативный эффект в видеразвития смежных отраслей, это и стройиндустрия, строительство, и развитиетранспорта. В результате этого будет обеспечен рост объемов промышленногопроизводства, повышение уровня жизни населения и увеличение отчислений в бюджетобласти.

Принятые меры повосстановлению спроса и поддержке экономики позволили увеличить индекспромышленного производства за пять месяцев 2010 года на 7,6%, индекссельскохозяйственного производства на 23,4% к уровню прошлого года.

– Какуюпозицию займет комитет экономики в отношении кредитно-потребительскойкооперации в связи со сменой руководства региона?

– Кредитнаякооперации в Волгоградской области ведет свою историю с 1995 года. В областиработает более 130 кооперативов, объединяющих более 180 тысяч пайщиков, а по всей России насчитывается порядка 800кооперативов. Личные сбережения пайщиков составляют около 2,5 миллиарда рублей.Безусловно, 10–15 лет назад, когда банковские услуги не были так доступны, каксейчас, это было необходимо. Кооперативы очень востребованы среди фермеров,мелких предпринимателей, граждан, которым необходимы небольшие займы накороткие сроки.

Сегодня всистеме кредитно-потребительской кооперации сложилась непростая ситуация и нетолько в Волгоградской области, но и в целом по стране. Банкротства КПКГ началисьс 2008 года, с началом кризиса процесс значительно ускорился. Во всехпроблемных кооперативах в качестве активов указывается дебиторскаязадолженность, которая в большинстве случаев безнадежна. Если это не связано сявным мошенничеством, руководству кооператива проще признать своюнесостоятельность и начать процедуру банкротства, чем работать с заемщиками повозвращению пайщикам хотя бы части сбережений.

Стоит отметить,что кризис не затронул КПКГ, которые не нарушали основные принципы кооперации вцелом и кредитной кооперации в частности. Основной причиной проблем сликвидностью в КПКГ является совершение грубых ошибок руководством вследствиенедостатка финансовой грамотности, безответственности, а также превалированияинтересов заемщиков, ведущих к частым кассовым разрывам, потере доверияпайщиками, панике и развалу кооператива. Проблемы с ликвидностью возникали и вслучае заведомо мошеннических действий руководства кооператива. Финансовыепирамиды создавались за счет повышенного риска при выдаче займов подэкономически необоснованные проценты. Например, в 2007–2008 годах КПКГ обещалипо вкладам до 60% годовых (в среднем 48%).

В такой ситуацииорганы власти не могут оставаться в стороне, оставаясь при этом в рамкахдействующего законодательства. С вступлением в 2009 году в действие новогофедерального закона о кредитной кооперации изменились полномочия органов исполнительнойвласти субъектов Федерации. В конце января этого года правительство Россииопределило Минфин уполномоченным органом по контролю кредитных кооперативов и саморегулируемыхорганизаций, ведению государственного реестра.

Так какполномочия субъектов РФ законодательно отменены, администрация области можетоказывать только консультативную помощь и поддержку, например в проведенииплановых мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотностинаселения; привлечении финансовых ресурсов в кредитные кооперативы поспециальным программам, предлагаемым Российским банком развития,Минэкономразвития; создании в области саморегулируемой организации кредитныхкооперативов. Также администрацией Волгоградской области принято решение осоздании регионального отделения Федерального общественно-государственногофонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Работа уже ведется.

Вы –представитель банковской отрасли. Будут ли какие-то установлены преференцииэтой сфере с вашим назначением председателем комитета экономики?

– Губернатором переднами поставлены задачи модернизации экономики, формирования инновационных точекроста в производстве и управлении, развитии инфраструктуры и социальной сферы.Инновационный подъем должен обеспечиваться мощной ресурсной базой,характеризующейся многообразием источников и форм инвестирования в исследованияи разработки. Сегодня в России вклад банков в финансирование внутренних затратна новые разработки не превышает 4–5%, что явно не соответствует потребностямэкономики. Наша задача развивать в области механизмы государственно-частногопартнерства, в рамках которого государство и кредитные организации осуществлялибы совместное финансирование проектов, в том числе высокотехнологичных. То естьбанки кредитуют, а государство выступает соинвестором или гарантом, принимая насебя часть инвестиционных рисков. Для банков, участников подобных проектов иликомплексных программ развития региона, преференции будут в рамках действующегозаконодательства.

В настоящеевремя все больше дел в ФАС рассматривается по поводу госзаказов. К примеру,страховщики оспаривают результаты конкурса по ОСАГО, проводимого комитетомэкономики. Участники конкурса указывают на недочеты в подготовке конкурснойдокументации. Что предполагаете делать, чтобы исключить повторение ошибок?

– В прошлом годув управление ФАС России по Волгоградской области поступило 18 жалоб наразмещаемые комитетом экономики заказы. Только три из них были признаны комиссиейУФАС по Волгоградской области обоснованными.

Что касаетсяконкурсов по ОСАГО, то основной причиной возникающих проблем является наличиепротиворечий между федеральными законами №94 («О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд») и №40 («Об обязательном страховании гражданской ответственностивладельцев транспортных средств»). Так, в соответствии с Законом №94 основнымкритерием оценки заявок на участие в конкурсе является цена контракта, а нормыЗакона № 40-ФЗ трактуют, что цена страховой услуги является величиной, заранееопределенной и не подлежащей изменению участниками конкурса. Чтобы устранитьданные несоответствия в законодательстве, следует внести изменения в ФЗ№94, учитывающие особенности страхового законодательства и страховой услуги.

ВВолгоградской области постоянно идут «бюджетные войны» между региональнойвластью и мэрией Волгограда. На ваш взгляд, какая политика может установитьэкономический баланс в области?

– Такая политикадолжна быть взвешенной и не ущемлять интересы любого уровня власти.Межбюджетные отношения – это инструмент распределения финансовых ресурсов натерритории области. Одновременно он направлен на обеспечение местных бюджетовпрочной финансовой базой в целях наиболее эффективного исполнения возложенныхна них полномочий. При этом для муниципальных образований должны бытьустановлены стимулы к повышению заинтересованности органов местногосамоуправления к увеличению доходов местных бюджетов. Следует ориентироватьсяне на оказание муниципальным образованиям финансовой помощи, а на рост ихсобственных доходов.

Межбюджетныеотношения, действующие на территории области направлены на обеспечениесбалансированности бюджетов всех уровней (областного, районного, городского ипоселенческого). Учитывая различия в уровне социально-экономического развитиямуниципальных образований Волгоградской области, а следовательно и налоговойбазы, эта задача очень непростая. Волгоград, обладая значительным промышленнымпотенциалом, по своим доходным возможностям значительно превосходит другиемуниципальные образования. Поэтому сформировать справедливые, с точки зрениягорода, межбюджетные отношения проблематично, не ущемляя интересы другихмуниципальных образований. Однако задача эта актуальна. Ведется поисквзаимовыгодных решений.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter