СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Игорь Шувариков, директор ГУ «Центр туризма Волгоградской области»: «Мы заставим улыбаться туристу даже сотрудников ГИБДД»

Поделиться

Поделиться

Волгоградская область по праву гордится двумя своимидостопримечательностями: Мамаевым Курганом и Волго-Ахтубинской поймой. Ежегоднотолпы туристов прибывают в регион, чтобы посмотреть на первуюдостопримечательность и как следует отдохнуть во второй. Но многие из нихотмечают: качество отдыха в регионе в большинстве случаев продолжает оставатьсяне на высоте. О проблемах волгоградского туризма и методах их решения V1.ruрассказал директор государственного учреждения «Центр Туризма Волгоградскойобласти» Игорь Шувариков.

Игорь Анатольевич, во времена существованияСоюза Советских Социалистических Республик Волгоград считался крупнейшим не морскимцентром туризма в Южном федеральном округе, и число прибывавших в регионтуристов в разы превышало число жителей Волгограда.

– Да,до перестройки число туристов, посещающих Волгоградскую область, составлялоболее двух миллионов человек в год. Это действительно в два раза превышало всенаселение города. Сейчас ежегодно в регионе официально регистрируется всредствах размещения порядка 430-450 тысяч человек. Но только этим списоктуристов не ограничивается. Есть экскурсанты, которые прибывают в наш город наодин день. Не стоит забывать и о круизном потоке, который проходит черезВолгоград.

Внастоящее время сложился настоящий поток автотуристов и так называемых«дикарей», которые прибывают в наш регион и живут на природе, в основном вВолго-Ахтубинской пойме, на Дону и малых реках. Но основной поток «дикарей» безсомнения приходится на Волго-Ахтубинскую пойму. Отдых на воде и у воды с каждымгодом становится все популярнее и востребованнее. Берега Волги простозаставлены рядами палаток. Народ прибывает на автомобилях, со своими катерами имассово отдыхает. По результатам анкетных исследований, которые мы проводим,благодаря нашим погодным условиям и Волге люди живут в пойме до месяца. Поэтомуобщее число туристов, посещающих ежегодно Волгоградскую область, сейчасколеблется в пределах полутора миллионов человек. По крайней мере, столько мынасчитали путем проведения социологических опросов.

Нои это число не является окончательным. К примеру, в Краснодарском крае официальноеприбытие туристов составляет в год 15 миллионов человек. Сорок процентов из них– автотуристы. Но у автотуристов есть всего две возможности попасть вКраснодарский край: по федеральной трассе «Дон» и по проходящим черезВолгоградскую область Саратовскую и Московскую трассы. Даже если мы допустим,что через Волгоградскую область идет всего половина автопотока, то мы получимуже три миллиона человек. Допустим, что даже не три миллиона, а в два разаменьше. Но и это уже будет полтора миллиона человек, которые просто пересекаютВолгоградскую область. Мы знаем, что они всегда заезжают в город Волгоград, инам понятно с какой целью – посетить Мамаев Курган и побывать в музее-панораме«Сталинградская битва».

То есть, в настоящее время ничем, кромевоенно-патриотических мемориалов советской эпохи Волгоград привлечь транзитноготуриста больше не может?

– МамаевКурган и музей-панорама – это, несомненно, приоритетное для нашего города,мемориально-патриотическое направление в туризме. Все знают город Сталинград,все знают Мамаев Курган. Это история Великой Отечественной войны, и нам никудаот этого не деться. А вот обеспечить туристический поток достойнойинфраструктурой, придорожным сервисом, достойными отелями, пусть небольшими, ноудобными для размещения автотуристов, – это основная наша задача. Этоосуществить вполне реально, особенно используя возможности малого бизнеса вусловиях кризиса. Надо только проявить инициативу муниципальным образованиям,на территории которых существуют туристические потоки, да и самим малымпредпринимателя. Развивать туризм надо там, где есть поток. Нелепо строитьтуристический объект там, где его нет. Он будет ни для кого не предназначен.Получается, мы сначала построим объект, а потом что, будем вынужденызатаскивать туда людей?

Но с другой стороны ограничиваться толькоМамаевым Курганом не выход из положения. Для успешного развития туризма надозаниматься привлечением посетителей на малоизвестные объекты региона или нет?

– Поэтомукак раз очень и важна для туризма информационная составляющая. Откуда человекиз другого региона узнает, что у нас есть Щербаковская балка в Волгоградскойобласти, что там уникальные места, что там ракушечные пещеры, что там раньшебыло древнее поселение, а ракушечник как ценный строительный материал вывозилсяи в Москву, и за границу? Откуда он узнает, что на территории Ольховскогорайона у нас есть Каменнобродский монастырь, а там есть уникальные пещеры,отнесенные к ста аномальным местам на планете? А ведь там непонятно как ведетсебя компас, и наблюдаются непонятные физические явления. Откуда простой туристможет знать о нашей аномальной зоне в Жирновском районе на реке Медведица?

Дажемы, проживающие на территории области, вынуждены признавать, что мы не знаемродного края. Поэтому основополагающим фактором для привлечения туристовстановится именно информация, а уже потом идет развитие инфраструктуры. Юг намне надо рекламировать. Туда и так идет поток через нашу область. Мы должныиспользовать возможности этого потока и обязаны его остановить. Снабдитьтранзитный поток отелями, закусочными и достойными заправками и на этихобъектах спокойно разложить информацию туристического характера поВолгоградской области: если вы поедете туда, то увидите это. А вот здесьнаходится сероводородный источник, очень полезный для здоровья. Сюда вы можетезаехать, чтобы искупаться. А рядом с ним – кафе, еще что-нибудь. Тут вы можетеостановиться на Мамаевом Кургане, в гостинице «Сталинград», а там – заказатьэкскурсовода...

Так что же мешает этим заняться вплотную?

– Унас уже есть место, где собрана вся информация. Это прототип информационногоцентра, и он открыт для всех. В Центре туризма она

Поделиться

представлена как вэлектронном, так и в печатном виде. Но мы знаем, что этот информационный центроторван от туристического потока. Мы должны сами выходить к туристу, и мывыходим. Посещаем специализированные выставки, проводим информационные туры, специальныеакции, исследования и опросы прибывающих к нам гостей. Мы раздаем информацию вовремя этих акций.

Вообщеинформирование людей заложено в программу развития туризма. По общемировойпрактике должны быть максимально задействованы места массового прибытия: речнойвокзал, железнодорожный и автовокзал, аэропорт. Прибывающий человек должен безтруда увидеть и взять брошюрку – и пойти дальше. Сейчас серьезная работапроводится в гостинице «Южная». Когда заходишь туда – видишь разные карточки ивизиточки учреждений развлекательного плана: куда можно пойти вечером, гдеможно поиграть в боулинг, а где можно просто провести время, какие театры у насесть и где они расположены. Но, к сожалению, все это требует значительныхзатрат.

Мироваяпрактика показывает, что до 30 % поступлений в бюджет от туристическойотрасли тратится на развитие соответствующей инфраструктуры. А мы дажепосчитать не можем туристические поступления. У нас нет специального субсчетапо туризму, где велся бы подсчет денег даже в целом по стране и отдельно порегиону. В развитых странах государство определяет политику развития туризма,следит, чтобы даже не возникало безумных проектов в виде постройки на МамаевомКургане горнолыжного центра. А у нас есть такие проекты, и в них почему-тоутверждается, что снега, оказывается, у нас зимой немерено, а для горнолыжниковна Мамаевом Кургане будет просто рай. В странах с развитым туризмом нет никакихпроблем с выделением земельных участков, конкурсами и прочим. Инвестор заходитна уже готовую площадку, и вкладывает сравнительно немного денег, чтобыплощадка заработала. Когда все начинает работать, государство продает инвесторусвою долю в этом бизнесе, тем самым возвращая потраченные деньги в бюджет.

В Волгоградской области так не происходит дажев принципе?

– Унас сейчас развивается туристическая инфраструктура, но остается многофакторов, которые резко тормозят процесс развития. Сильнейшим образом тормозитпроцесс вопрос с выделением земельных участков. Серьезные проблемы также и спроцессом получения кадастровых номеров и всем, что связано с разрешительнымифункциями обеспечения легальной деятельности. Вы не представляете, сколькоразрешений надо оформить и сколько денег заплатить, чтобы получить хотя быофициальное разрешение на базу в лесном фонде. Надо (Загибает пальцы. – Прим.авт.) выиграть конкурс, закрепить землю, оплатить аренду, заказать лесостроительныйпроект. А когда мы все эти пальцы загнем, то получится, что до момента началастроительства, потенциальный инвестор уже должен потратить минимум миллионрублей, чтобы только потом начать еще какое-то строительство.

Но число туристических баз и баз отдыхапродолжает расти. Или волгоградские инвесторы уже нашли обходные пути решенияпроблем?

– Унас есть хорошая черта – всегда находить выходы из любых ситуаций. В случаях стурбазами предприниматели начали приобретать и восстанавливать старые объекты,где земля уже оформлена. Головной боли сразу становится гораздо меньше. Покатолько за счет этого у нас и появляются очень достойные объекты, про которые, ксожалению, наше местное население (а порой и руководители) не знают.

Уникальныеновые объекты появились в Волго-Ахтубинской пойме: клуб «Репино», рыболовнаябаза «Покровка», прекрасный, можно сказать образцово-показательный центр«Пересвет». Мы уже давно приводим в пример зеленую стоянку на пятом шлюзеВолго-Донского канала в Светлоярском районе. Я недоумеваю: почему нельзясделать аналог этой «зеленой стоянки» в Волгограде? У нас же пляжей не хватает.Стоит только свистнуть и дать землю, как набежит толпа желающих статьарендатором. Запусти любого предпринимателя, и он наведет порядок, обеспечитинфраструктуру. Надо только выставить участок за реальные деньги. И сразу всебудет нормально. Мы понимаем, что туристические предприятия являютсязаложниками сложившейся ситуации по аренде земли. Муниципальные образованиярешают все в самостоятельном порядке и сами устанавливают верхние границыкоэффициентов расчета ставок. Из-за этого некоторые уже не выдерживают бремениарендной платы. Но, тем не менее, инфраструктура развивается.

ВСреднеахтубинском районе действует около двухсот туристических объектовразличного рода. Действует прекрасная база у «Лукойла», есть отдельныеведомственные базы, есть отдельные комфортабельные дома, причем недалеко отобластного центра. Появляются прекрасные объекты в Волжском, на островеЗеленом. Все это работает, все это действует.

На протяжении последних лет Центр туризманеоднократно выходил с поисками инвесторов на создание инфраструктуры вприродных парках, в частности в Щербаковском парке и Донском парке… Результатыесть?

– Признаюсь,очень сложно выходить с конкурсами на территории, где вообще все запрещено. Этоприродоохранная зона. Но и там возможно работать, не нарушая всех экологическихнорм. Однако есть и сложности. К примеру, в Щербаковской балке неттуристического потока. Он мимо проплывает на теплоходах. Что надо сделать?Зеленую стоянку и дебаркадер. Нет необходимости долго искать инвестора сбольшими деньгами. Нужно раз и навсегда решить вопросы за счетадминистративного ресурса. Выделить земельный участок, определить пляжнуютерриторию, потратить небольшие деньги за счет муниципалитета, и туда сразу жезайдет инвестор. Нужно сделать так, чтобы туда смог подойти теплоход, и дляэтого нужен земснаряд. Сейчас в Камышине уже определились несколько инвесторов,которые задумались и уже оборудуют дебаркадеры и вкладывают деньги. Если всеполучится, то дебаркадеры в Щербаковской балке появятся, возможно, уже в этомсезоне.

Инвесторамииз Москвы строится база «Жемчужина Дона» рядом с Тормосино. Есть еще один-дваобъекта, на которые зашел московский бизнес. Например, московскому бизнесупринадлежит база «Пересвет». Но они сделали из нее просто идеальный объекттуристической инфраструктуры. Этот объект стоит обязательно посмотреть, чтобыпонять, как нужно правильно зарабатывать деньги на дополнительных услугах, а нетолько на самом размещении.

Вообщев большинство туристических объектов региона вкладывают средства именно местныеинвесторы. Из порядка 20-ти реализованных проектов со стороны в Волгоградскуюобласть пришло всего два или три варяга. Остальные все наши, местные. Но одних инвесторовдля развития волгоградского туризма совершенно недостаточно. Проблем много. Намкатастрофически не хватает даже квалифицированных экскурсоводов, и мы будемпросить университеты ввести такую специальность на бюджетной основе.

Унас недостаточно гостиниц. Региону требуется не менее шести тысяч койко-мест вгостиницах, а сейчас их всего около двух тысяч. Должны качественно работать всесервисные службы, начиная с гаишников. Для успешного развития нужно, чтобыкаждый турист (неважно, прибыл он автотуристом или в аэропорт), сталкивающийсяна своем пути с представителями различных профессий, получал только приятныевпечатления. А для этого все сервисные службы должны четко выполнять своиобязанности и улыбаться, а не создавать проблемы.

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter