СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Волгоград поразила ртутная лихорадка

Директора Экологического фонда Волгоградской области обвиняют в финансировании экологически опасной модели ртути. В суде Центрального района Волгограда рассматривается дело по иску директора Волгоградского областного Экологического фонда Михаила Шорина о

Поделиться

Поделиться

Директора Экологического фонда Волгоградской области обвиняют в финансировании экологически опасной модели ртути.

В суде Центрального района Волгограда рассматривается дело по иску директора Волгоградского областного Экологического фонда Михаила Шорина о защите чести, достоинства и возмещении морального ущерба, причиненного директором областной общественной организации «Информационный центр «Волгоград-Экопресс» Еленой Васильевой. Свои честь и достоинство директор Экофонда оценил в 15 миллионов рублей.

«Моральный ущерб директору Экофонда нанес распространенный нашей организацией в начале августа пресс-релиз, и в конце октября 2007 года директор обратился в Центральный районный суд», – сообщила корреспонденту V1.ru директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» Елена Васильева. – Директор Экофонда обвиняет нас в том, что через СМИ сфабрикован образ человека, возглавляющего коррумпированную организацию, которая вместо проведения мероприятий по охране окружающей среды занимается финансированием экологически опасной модели переработки ртути».

По словам Елены Александровны, речь идет об угрозе загрязнения ртутью территории Волгоградской области в ходе организации работ по утилизации ртутьсодержащих ламп, финансируемых из областного и городского бюджетов, в связи с чем ИЦ «Волгоград-Экопресс» и обратился в генеральную прокуратуру. Документы, подтверждающие опасения активистов областной ИЦ «Волгоград-Экопресс» – решение комиссии Антимонопольного управления, акт проверки Ростехнадзора и другие – были представлены экологами на предварительных судебных заседаниях, состоявшихся в ноябре и декабре.

«Почему я должен отвечать на ваши вопросы? – прокричал в телефонную трубку директор Экологического фонда Волгоградской области Михаил Шорин. – Я буду разговаривать только с представителями прокуратуры».

Но проблема утилизации в городе и области все-таки существует. Это подтверждают и специалисты, и директора крупных предприятий.

«Есть такая проблема у нас в городе, и существует она давно, – произнес корреспонденту V1.ru директор ФГУП Волгоградского специализированного комбината «Радон» Сергей Рыженко. – Проблема заключается не в самой ртути, а в ртутьсодержащих лампах накаливания. У нас до сих пор нет установки демеркулизации централизованного сбора ртути. Мы собираем у себя лампы накаливания и сдаем их для утилизации в специальные организации, которые этим занимаются. Ртуть – тяжелый металл и из организма не выводится».

С ртутью часто приходится возиться городским спасателям.

«За год мы собираем около 200 килограммов ртути, – с ходу шокировал корреспондента V1.ru заоблачной цифрой командир муниципального учреждения «Служба спасения Волгограда» Алексей Ракшин. – В общем счете за прошедшие 11 месяцев этого года мы выезжали на разливы ртути 32 раза».

«Откуда берется ртуть? – переспрашивает Алексей Васильевич и тут же отвечает. – Как правило, из приборов. Например, уровнемеры в котельных, разного рода выпрямители, тонометры. В Советском Союзе ртуть активно использовали при создании высокоточных приборов. Но, как это ни парадоксально, ни одного законодательного акта о порядке ее утилизации не было. Вышедшие из строя приборы просто-напросто складывали на полки складов. При возникшей утечке ртуть просто собирали малоподготовленные для работы с таким опасным веществом люди и... выбрасывали ее на свалки!»

По словам командира муниципального учреждения «Служба спасения Волгограда», в наши дни утилизировать ртуть научились, но из-за смертельно опасных свойств ее паров, ртуть при производстве приборов сегодня практически не используют.

Разливы ртути нередко происходят из-за охотников за цветными металлами. «Металлисты» разрезают сделанные из нержавеющего металла колбы, в которые заключена ртуть, сами колбы сдают в металлолом, а ртуть выливают, где придется, – рассказал Алексей Васильевич. – Кстати, сам металл колб тоже опасен, так как содержит на себе частички ртути, но «металлисты» с подобными «мелочами» не считаются».

Сказать определенно, где и при каких обстоятельствах чаще всего разливается ртуть нельзя, признаются спасатели. Выезжать на ликвидацию последствий разлива ртути им приходится одинаково часто как на производственные площади волгоградских заводов, так и в частные домовладения.

На месте разлива они осуществляют демеркуризацию поверхности, вступившей в контакт с ртутью. Другими словами, они осуществляют комплекс мероприятий по обеззараживанию помещения, в котором была разлита ртуть. «Есть два способа демеркуризации – термический и химический, – поясняет Алексей Ракшин. – Это сложные процессы, поэтому вдаваться в подробности не буду. Что же касается самой ртути, то ее сбор осуществляется с помощью специальных приборов – вакуумных насосов и вакуумных груш».

Поделиться

Всю ртуть, которую собирают на территории города, спасатели отвозят на завод «Каустик», где происходит процесс ее утилизации. Чиновники же утверждают, что проблемы утилизации самой ртути нет, есть другая проблема.

«На предприятие «Каустик» принимают ртутьсодержащие лампы накаливания, ртуть из них сжигают, а огар, оставшийся от нее, кладут в металлические контейнеры и закапывают на полигоне «Каустика», где огар может храниться и два миллиона лет. Все согласно закону и соответствующего высокого уровня утилизации ртути, – рассказывает корреспонденту V1.ru депутат областной думы Олег Болотин. – Но тут есть другая проблема, которая касается разлива этой ртути. Например, если ртуть разливается в землю, куда сейчас везти эту землю? Раньше такие отходы принимал «Каустик», теперь руководство этого предприятия по каким-то причинам отказалось это делать, и куда отвозят подобное от разлива ртути, не известно».

«Проблема демеркулизации ртути и ртутьсодержащих приборов у нас в городе есть, так как ртуть – вещество первой категории опасности по всем параметрам, – сказал заместитель начальника отдела департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Волгограда Юрий Воронков. – В Волгограде действуют несколько лицензированных организаций, которые занимаются демеркулизацией ртути. Они имеют специальные лицензии на этот вид деятельности. Прокуратура периодически проверяет такие предприятия, и никаких нарушений, по моим сведениям, не было».

Вопрос по разливу ртути мы задали специалисту цеха по утилизации ртути в ОАО «Каустик».

«Мы принимаем такую землю и утилизируем ее, как положено, – ответили корреспонденту V1.ru в специализированном цехе «Каустика». – К нам привозят и ртутьсодержащие лампы накаливания, и металлическую ртуть в баночках – все принимаем. Сколько? Много, точнее сказать не могу, это секретная информация».

Как заявили медики, ртутью чаще всего травятся люди, которые хотят покончить жизнь самоубийством.

«Очень опасны пары ртути и сулима (окись ртути), а сама металлическая ртуть неопасна, – заявил корреспонденту V1.ru главный токсиколог Волгоградской области Василий Емцов. – То есть ртуть, содержащаяся в градусниках, не представляет собой опасности, хотя необходимо комнату, где разбился градусник, обработать сильным раствором марганцовки. Но металлическую ртуть необходимо хранить в воде, там она не испаряется. Поэтому, когда ртуть попадает в организм, там темно, мокро, она безопасна и спокойно выходит. Но если человек отравился парами, то ему гарантированна печеночная недостаточность, поражение центральной нервной системы, почек, да и, вообще, всего организма. Чаще всего к нам в больницу поступают с подобными симптомами те, кто хотел совершить суицид».

Василий Иванович вспоминает, что лет 12 назад был случай, который запомнили все токсикологи Волгограда. Тогда 25-летний парень решил покончить жизнь самоубийством и ввел себе в вену около десяти кубиков ртути. Молодого человека спасли, но он теперь до конца жизни будет наблюдаться у врачей.

«Во время обследования рентгеновские снимки показывали ртуть везде – в сердце, легких, кишечнике, почках, печени..., – говорит главный врач Волгоградской областной наркологической больницы Василий Емцов. – Парень еще молод, но у него серьезная хроническая интоксикация и поражение центральной нервной системы».

«Проблема у нас не в самой ртути, а в отношении к ней со стороны должностных лиц, – заявил корреспонденту V1.ru депутат областной думы Олег Болотин. – То есть технической проблемы нет, есть только организационная. Никто не хочет этим заниматься. Все зависит от интеллекта чиновников, способности правильно мыслить».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter