СЕЙЧАС +6°С
Все новости
Все новости

Память: две стороны одной медали

Сегодня в Волгограде состоялось торжественное открытие «Вахты памяти-2008». Участники всех поисковых отрядов Волгоградской области собрались на мемориальном солдатском кладбище Мамаева Кургана на торжественный митинг. С этого момента поисковый сезон 2008

Поделиться

Поделиться

Сегодня в Волгограде состоялось торжественное открытие «Вахты памяти-2008». Участники всех поисковых отрядов Волгоградской области собрались на мемориальном солдатском кладбище Мамаева Кургана на торжественный митинг. С этого момента поисковый сезон 2008 года считается официально открытым.

Поисковики готовятся в очередной раз отправиться на места сражений Великой Отечественной войны, чтобы продолжить поиск и перезахоронение останков советских воинов. И тем самым хоть немного приблизить конец войны, которая, как известно, продолжается до тех пор, пока не захоронен последний павший солдат.

Поделиться

«Сегодня мы подвели итоги прошлого этапа «Вахты памяти», – сообщил корреспонденту V1.ru руководитель волгоградской общественной организации «Поиск» Алексей Бормотов. – За две недели – с 26 апреля по 8 мая – мы подняли останки 454 погибших советских солдат. Кроме того, было найдено 24 медальона, три красноармейских книжки. По содержащимся в медальонах запискам удалось установить девять фамилий бойцов, ранее считавшихся пропавшими без вести. Для уничтожения мы передали саперам в общей сложности более 650 единиц взрывоопасных предметов».

По словам Алексея Леонидовича, в прошлый сезон останков было найдено почти в два раза меньше обычного. Но связано это отнюдь не с тем, что безвестных героев, оставшихся лежать на полях минувших боев, стало заметно меньше. Напротив, поисковики уверены, что момент, когда с соответствующими почестями будет похоронен последний солдат, наступит еще очень нескоро.

Поделиться

«У того, что результаты прошлого сезона оказались скромнее, чем прежде, есть две причины, – рассказывает Бормотов. – Первая из них – необычайно ранняя весна. Земля быстро высохла, из-за чего процесс раскопок усложнился чисто физически. Вторая – наметившееся возрождение сельского хозяйства. Многие из площадей, на которых планировалось производить раскопки, были распаханы под поля. Но конца «Вахте памяти» не видно. Только по официальным данным потери советской армии в Сталинградской битве составили один миллион 127 тысяч солдат. За 15 лет работы мы перезахоронили 18 с половиной тысяч останков. Сколько-то еще погребено в братских могилах. Но на вопрос, сколько еще их лежит по полям и оврагам области, сегодня, пожалуй, не ответит никто...».

О том, насколько сильно порой разнятся официальные данные с настоящими цифрами потерь, не понаслышке знает и командир поискового отряда «Взрыв» Виктор Саблин, по совместительству атаман станицы Преображенской Тракторозаводского района: «Я занимаюсь поисковыми работами уже 25 лет. И давно уже перестал удивляться тому, что данные официальной статистики и реальное число потерь не совпадают абсолютно. Скажем, в хронике написано, что на этом месте погиб полк, а мы там же уже второй полк поднимаем! Куда историки только смотрели, непонятно...».

Сезон охоты на «черных копателей» открыт.

Но не все из тех людей, которые занимаются раскопками на местах минувших сражений, руководствуются исключительно благородными намерениями. Как и у всякой медали, у поисковой деятельности есть другая сторона, которую представляют так называемые «черные копатели».

Именно на борьбу с незаконными раскопками направлены последние меры волгоградской милиции.

Поделиться

«Мы только сегодня получили документ из ГУВД Волгоградской области, где оговорена необходимость проводить оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению у волгоградцев предметов Великой Отечественной войны, – сообщил корреспонденту V1.ru начальник уголовного розыска РОВД Кировского района Волгограда Олег Пичугин. – У нас на учете стоят все поисковики без исключения: как «черные», так и «белые». Милиционеры их всех знают в лицо. В ходе рейдов по квартирам и обысков наши сотрудники ориентированы на поиск и изъятие найденных в результате раскопок оружия и боеприпасов, а также незаконно хранящихся орденов и находок времен войны. Работа по незаконному обороту оружия у нас проходит постоянно».

Олег Анатольевич вспомнил два случая, когда волгоградцы были привлечены к уголовной ответственности за незаконное хранение боеприпасов.

«В прошлом году мы привлекли к уголовной ответственности мужчину, который незаконно хранил у себя дома патроны, – сообщил он. – А в этом году у одного молодого человека нашли на балконе девятого этажа минометную мину. Так участковым пришлось посменно жить у него три дня, пока не приехали саперы и не вывезли боеприпас в Орловский карьер. Его владелец тоже был привлечен к суду и теперь ответит по закону».

Олег Пичугин утверждает, что волгоградцы зачастую, находя боевые предметы Великой Отечественной войны, не до конца сознают ту опасность, которой они подвергают себя и окружающих. Старые мины и снаряды хоть с виду и безопасны, покрыты ржавчиной, и казалось бы, ни к чему не годны, но в любой момент могут взорваться. Оборвав при этом жизнь всех, кто оказался в зоне поражения.

Поисковики же к последним мерам со стороны милиции относятся с некоторой опаской.

«Усиление контроля над поисковой деятельностью – мера очень важная и своевременная, – говорит член поискового отряда «Высота» Геннадий Слива. – Другой вопрос, насколько она будет эффективна? Ведь под каждым кустом милиционера все равно не посадишь, а желающих производить незаконные раскопки – тысячи».

Поисковик признался, что определенные опасения у него вызывают распоряжения милиции, согласно которым на особый контроль должны поставить коллекционеров предметов Великой Отечественной Войны. «Опасность, на мой взгляд, заключается в том, что у милиционеров появится соблазн вольно трактовать Уголовный кодекс. С минами-гранатами все понятно. Но если человек законно приобрел и хранит у себя, скажем, значок «Отличный сапер», «...повар», «...водитель», «...стрелок», которые не являются государственными наградами, а всего лишь знаки отличия – тогда как? Тоже будут изымать, или производить в отношении владельца оперативно-розыскные мероприятия? Как бы правоохранители не перегнули палку!».

По словам Геннадия Сливы, факты вольной трактовки УК стражами правопорядка в отношении коллекционных предметов наблюдаются его коллегами неоднократно. «Раньше в статью «Незаконное хранение оружия» входил пункт о холодном оружии, согласно которому все операции с ним считались незаконными. Теперь незаконной считается только его продажа. Тем не менее найденные у кого-нибудь в гараже ржавые штыки до сих пор нередко изымаются. На каком, спрашивается, основании? В целом же я «за» принятие этих мер, но только при условии четкого соблюдения закона».

Фото: Фото автора

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter