СЕЙЧАС +17°С
Все новости
Все новости

Исторический дебаркадер пустили под ковш

Излюбленное место фотографов Волгограда, дебаркадер на острове Денежном пошел под ковши экскаваторов вопреки протестам депутатов и общественности.

В Волгограде начался варварский демонтаж дебаркадера, расположенного на берегу озера Денежного в районе хутора Бобры. Специалисты, занимающиеся сохранением объектов культурного наследия, полагают, что за деньги, которые выделяются на снос объекта, его вполне можно было бы законсервировать и в будущем найти средства для реставрации. Музейные же работники готовы сделать в нем экспозицию, не считаясь с затратами.

Поделиться

Вместе с тем речники говорят, что реконструкция дебаркадера может стоить огромных денег, затраты будут сопоставимы со стоимостью нового судна. Пока же жители хутора Бобры разбирают обломки первого этажа дебаркадера на дрова.

Демонтаж дебаркадера начался в воскресенье, 21 апреля, около полудня. По свидетельству очевидцев, около 11:00 воскресенья к дебаркадеру подъехали какие-то люди, которые начали разбирать дебаркадер. Как рассказали V1.ru матросы судна, выполняющие функции сторожей, демонтаж велся поистине варварским способом. «Подогнали экскаватор и начали крушить все, докуда достанет ковш, – пояснили сторожа. – Сегодня обещали пригнать КАМАЗы, чтобы вывести мусор, но что-то пока никого нет. Сейчас пройдет еще день-два, и если разобрать не успеют, то работам помешает паводок: вода поднимется до дороги и к дебаркадеру будет не подобраться. Тогда, может, его своим ходом выведем на Крит, там окончательно разберем».

Кроме того, рабочие считают, что дебаркадер уже не пригоден для использования. «Его пригнали сюда, дай бог памяти, в 1980 году, сделали из него гребную базу, а потом, когда денег не хватило, потому что все на Олимпиаду ушло, забросили. Да еще к тому же поставили его неправильно, и он обсох. Первые пару лет он еще поднимался, а потом понтон дал течь – и все. Да и сами конструкции давно уже сгнили. Так что его только на слом, – говорят они. – Жалко, конечно, да что делать?»

Поделиться

Специалисты речного флота считают, что восстановление дебаркадера может обойтись очень дорого и быть нецелесообразным. «Боюсь, что вернуть этот дебаркадер в строй будет очень сложно и дорого, – пояснил V1.ru на условиях анонимности источник в Волгоградском речном порту. – Представьте себе, что эта вещь была брошена и долгое время не эксплуатировалась. Чтобы вернуть судно в строй, его нужно предъявить регистру, специалисты которого проверят все параметры судна, ведь от этого зависит жизнь людей. После осмотра выдается целый список рекомендаций, которые нужно выполнить, прежде чем вернуть дебаркадер в строй. Но для объекта, который более 20 лет был фактически заброшен, устранить все недочеты, которые выявят специалисты, думается, будет очень сложно и дорого. Проще будет построить новый объект. Я понимаю, почему физкультурная академия хочет избавиться от него: дебаркадер не эксплуатируется, но налоги за него платятся. Поэтому и было принято решение его разобрать. С другой стороны, если он представляет какую-то историческую ценность, то его можно было бы вытащить и отреставрировать. Ходят же по Миссисипи колесные пароходы начала ХХ века. Поэтому он может представлять интерес только как историческая ценность, но для этого на него должны обратить внимание либо областные власти, либо группа энтузиастов, которая бы кинула клич, собрала с мира по рублю, выкупила бы дебаркадер, отреставрировала и использовала в соответствии со своими интересами».

Между тем чиновники, ответственные за сохранение культурного наследия, не видят в уничтожении исторического памятника ничего необычного. К примеру, руководитель территориального органа Росохранкультуры по Волгоградской области Константин Каркачев отказался общаться с корреспондентом V1.ru, сославшись на то, что находится в командировке в подмосковных Химках. В его приемной же посетовали, что никто, кроме него, ситуацией не владеет и прокомментировать разрушение дебаркадера не может.

Поделиться

Депутат Государственной думы Алевтина Апарина, написавшая письмо губернатору региона Сергею Боженову с просьбой защитить дебаркадер от разрушения, заявила, что не готова комментировать факт начала разборки конструкции, поскольку «не владеет информацией по данному вопросу».

В свою очередь член президиума совета Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена утверждает, что Волгоград потерял еще одну возможность восстановить связь времен, потеряв настоящую «изюминку Нижнего Поволжья». «Несмотря на то, что юридически за дебаркадером не закреплен статус памятника, у нас есть такое понятие, как объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и он бесспорно таковым является, – отметил Сергей Сена. – То, что сейчас происходит с дебаркадером, иначе как варварством и вандализмом, основанном на недалекости тех людей, которые принимали это решение, назвать невозможно. Это полнейшее бесстыдство. Притом что тех 2,5 миллионов рублей, которые выделили на его снос, вполне хватило бы на полноценную, грамотную консервацию дебаркадера. Сейчас, конечно, другая эпоха, но раз уж город любят называть Сталинградом, оперируя терминологией Сталинских времен, иначе как вредительством это назвать нельзя, а руководство академии физической культуры – самые настоящие враги народа, потому что несмотря на многочисленные протесты они поступили по-своему. Какие интересы преследовали они при этом – попытки освободить земельный участок или какие-то другие – не известно. Но если содержать этот объект для вас обременительно – передайте, продайте его тем людям, которые будут заботиться о нем, тем более что желающие купить этот дебаркадер были. Но им почему-то отказали. Еще один момент: ни губернатор, ни его замы, ни министр культуры за этот объект не заступились, а это говорит о том, что культура в Волгограде по-прежнему находится в состоянии падчерицы, а события последних месяцев и лет говорят о том, что люди, связанные с культурой, начинают этот город покидать. Дебаркадер был изюминкой Нижнего Поволжья, которой восхищались блогеры и люди в возрасте, а уничтожив его, мы потеряли еще одну возможность восстановить связь времен».

Поделиться

Директор музея-панорамы «Сталинградская битва» Алексей Васин рассказал, что, как только узнал о судьбе дебаркадера, сразу же попытался повлиять на ход событий, взяв судно под охрану музея и организовав там еще один зал музея-панорамы «Сталинградская битва».

«Я уже голову сломал по этому поводу, – пояснил господин Васин. – Но мне для того, чтобы взять дебаркадер под свою опеку, необходимы документы о том, что он действительно является хоть каким-то объектом культурного наследия, а их, судя по всему, нет, иначе бы его под слом не отправили. Второе. Хотел бы уточнить, во сколько нам это обойдется. Ведь его нужно где-то парковать, а это тоже стоит денег, хотя можно было бы его взять, организовать экспозицию о речниках, о форсировании Волги... При желании его можно было бы восстановить, наполнить содержанием, но, увы, все упирается во время. Я позвонил в Москву, не буду скрывать, но первое, о чем меня спросили, имеются ли какие-либо документы, подтверждающие его статус как объекта культурного наследия, после чего попросили перезвонить после праздников. Хотя, откровенно говоря, сердце кровью обливается. Есть столько частных организаций, которые могли бы выкупить его, пусть даже за один рубль, но сохранить дебаркадер, идентичный старому Царицыну, Волгограду. Ведь это очень красивое здание. Очень. Да и в конце концов, есть масса других решений, не связанных с уничтожением. Сдать в аренду, продать, в конце концов. Я уверен, нашлись бы люди, которые купили бы эту красоту и сохранили часть истории. Проще говоря, прежде чем принимать какие-то решения, нужно включать голову. Сломать можно быстро, а вот восстановить...»

Фото: Фото Марины ГАЖУК, видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter