СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Чума свиней вновь приблизилась к Волгограду

Карантин по африканской чуме свиней (АЧС) введен в Волгоградской области. Пока в карантинную зону попал только Нехаевский район, но уже в ближайшие дни она может распространиться на всю остальную территорию области.

Как сообщили V1.ru в пресс-службе правительства Волгоградской области, сначала вирус был выявлен в двух подворьях хутора Мазинский, затем – в одном хозяйстве станицы Нехаевской. В настоящее время в этом районе ветеринары проводят все необходимые работы по ликвидации очага и предотвращению распространения инфекции на другие районы области.

Сейчас на всех волгоградских территориях, которые граничат с зараженными зонами в Ростовском и Воронежском регионах продолжается круглосуточная работа пропускных пунктов, весь автотранспорт проходит дезбарьеры, количество которых в Волгоградской области достигло 25.

В связи с выявлением очага инфекции на территории Нехаевского района в Волгоградской области с 17 июня введен карантинный режим. Первая угрожаемая зона установлена в административных границах населенных пунктов, входящих в радиус 13 километров от эпизоотического очага в хуторе Мазинский по левому берегу реки Хопер. Это станица Нехаевская и Тишанская, а также хутора – Павловский, Сычевский, Артановский, Бурацкий, Красновский, Мазинский, Соколовский, Атамановский, Дьяконовский, Ключанский, Ольховский и Суховский Первый. Еще одна зона простирается в радиусе пяти километров от станицы Нехаевской, куда входит сама станица Нехаевская, а также хутора Павловский и Сычовский. Во вторую угрожаемую зону входит непосредственно Нехаевский район, Алексеевский, Кумылженский, Новониколаевский, Новоаннинский и Урюпинский районы Волгоградской области. На территории этих двух зон до снятия карантина запрещен ввоз и вывоз животноводческой и растениеводческой продукции.

В хозяйствах, находящихся на территории перечисленных районов, согласно действующим федеральным требованиям, должно быть проведено отчуждение всего свинопоголовья и изъятие продуктов свиноводства. Это единственная мера, которая может препятствовать распространению чумы. Ни профилактических вакцин, ни средств лечения животных от этого вируса в настоящее время в мире не существует, поэтому в выявленных очагах инфекции предписывается уничтожить все свинопоголовье. Пострадавшим хозяйствам будет выплачена компенсация из бюджета.

«Отчуждение свинопоголовья уже началось, – уточнили в пресс-службе губернатора и правительства Волгоградской области. – Планируется изъять порядка тысячи животных. На данный момент во всех населенных пунктах уже прошли разъяснительные беседы на сельских сходах, людям раздали памятки, население информируется о мерах безопасности. В Нехаевский район подтянуты ветеринары с соседних районов, а также туда выехали ветеринары с минсельхоза. Что касается компенсационных выплат, то в этом году их системы будет отличаться от прошлогодней. Если в 2012 году сумма рассчитывалась на основании среднерыночных цен на свинину с учетом живого веса, то в текущем году сумма будет выплачиваться из областного бюджета дифференцированно. То есть будет учитываться возрастная группа отчужденных с их живым весом. Проще говоря, за маленького поросенка и большого борова выплаты будут разные, а в прошлом году были одинаковые».

Сейчас ветеринарной службой и областным Минсельхозом анализируется ситуация, сложившаяся в связи с, предположительно, завезенным из соседней Воронежской области вирусом АЧС. Напомним, там вирусом уже заражены десятки частных подворий, очаги заболевания выявлены и в Ростовской области.

Вопреки бытующему в некоторых кругах мнению, что за карантином АЧС просматривается стратегия крупных предприятий «убрать» конкурентов в лице частников, реализующих свинину по более низкой цене, специалисты говорят об ошибочности подобных предположений. Так, по мнению заведующего кафедрой патологической ветеринарии Сельскохозяйственной академии Александра Шинкаренко, фальсифицировать вспышку африканской чумы свиней практически невозможно.

«Данное заболевание, вызывается вирусом, против которого еще не разработано вакцины, – говорит господин Шинкаренко. – Это ставит в тупик ветеринарных врачей. Более того, вирус очень стоек в окружающей среде, существует очень много факторов его передачи. Вирус может распространяться через одежду, корма, особенно через продукцию животноводства, которую вывозят из неблагополучного пункта недобросовестные фермеры. Все это ставит под угрозу благополучные зоны. Бороться с АЧС очень тяжело.

Что касается мнения о том, что крупные производители пытаются «задушить» мелкого фермера, это не серьезно. Диагностику на чуму делают только в двух местах. АЧС может подтвердить наша региональная ветлаборатория и НИИ в Покрове. Создать какую-то никому не нужную фальсификацию не просто, потому что здесь идут колоссальные экономические затраты, затраты на выполнение карантинных мероприятий. В то, что кто-то раскидывается такими диагнозами ради своих личных целей, я не верю. Вирус есть. Европа боролась с ним очень долго, пока в конце концов не стала истреблять зараженное поголовье, заменяя его здоровым».

Фермеры, однако, придерживаются прямо противоположного мнения.

«Несмотря на уверения со стороны чиновников в стихийном происхождении африканской чумы свиней, мы как раньше считали, так и продолжаем считать, что АЧС – это способ для крупных производителей свинины пролоббировать свои интересы, – высказывается глава крестьянско-фермерского хозяйства Александр Бауэр. – Это владельцы свинокомплексов, которые сейчас забивают магазины своей продукцией. Против частных фермерских хозяйств ведется война за рынок сбыта. Частников надо убрать, чтобы эти комплексы процветали. А чума – это не более чем прикрытие.

Самое интересное, что я ни разу не видел, чтобы по телевизору показали павших свиней, пораженных вирусом африканской чумы. Этого нет. Только слова, и ничего более. Я не исключаю, что павших от обычных болезней свиней, той же отечки, выдают за жертв АЧС. В африканскую чуму я не верю. Что же касается последствий этого последовательного, как я считаю, уничтожения частного производителя свинины, то в Камышинском районе, например, свиноводством практически никто уже не занимается. Люди уже боятся разориться и держат скотину исключительно для себя. Думаю, АЧС в регионе закончится, как только место на прилавках всех магазинов и рынков займет взращенный на химии бекон».

Руководитель волгоградского реготделения «Деловой России» Андрей Куприков считает, что история с АЧС связана с переделом рынка, конечной целью которого является возможность для крупных игроков рынка свинины устанавливать свои цены на мясо, куда более высокую, чем у среднестатистических фермеров.

«На мой взгляд, мы видим продолжение большой истории по переделу местного рынка, – говорит господин Куприков. – Если вспомнить прошлый год, то выбито было порядка 20 тысяч голов свиней. Вспышки АЧС случались в нашей области и раньше, но никогда не вбивалось больше нескольких сотен голов. Мы в «Деловой России» пытались разобраться в ситуации и столкнулись по прошлому году с интересными цифрами.

До начала массовой паники по АЧС, фермеры могли продавать перекупщикам свиные туши, неразделанные, по цене 75 рублей за килограмм. После разделки перекупщики реализовывали свинину в розницу по цене в среднем 165 рублей за килограмм. В то же самое время до начала паники крупные региональные предприятия предлагали оптовикам свиные туши, неразделанные, по цене 185 рублей за килограмм.

Как вы понимаете, предложение абсолютно не конкурентное. Перекупщикам гораздо выгоднее было брать мясо у фермеров. А после того, как 20 тысяч голов на частных подворьях были выбиты, крупные предприятия смогли свободно реализовывать мясо по установленной ими цене. Таким образом, розничная цена свинины приблизилась к 300 рублей за килограмм. Крупные игроки теперь, фактически, могут вольно устанавливать закупочную цену в регионе».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter