СЕЙЧАС +21°С
Все новости
Все новости

Волгоград сделал шаг в финансовую пропасть

Поделиться

Госдолг Волгоградской области впервые в истории практически сравнялся с объемом годового бюджета. По мнению экспертов, наша область рискует стать первым регионом-банкротом России, в котором может быть введено прямое президентское правление.

Министерство финансов Волгоградской области в рамках исполнения бюджета на 2015 год запланировало увеличение госдолга региона до 49 миллиардов рублей. Таким образом, впервые в истории госдолг Волгоградской области составит 90 процентов от доходной части регионального бюджета.

Как сообщил V1.ru источник в Волгоградской областной думе, эта цифра была озвучена сегодня на заседании думского комитета по бюджету и налогам, на котором проходило рассмотрение бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Министр финансов Волгоградской области Александр Дорждеев сообщил парламентариям, что к концу 2015 года государственный долг региона планируется увеличить с сегодняшних 67 до 90 процентов от доходной части бюджета. По словам собеседника, господин Дорждеев признал, что такой уровень госдолга для региона является очень высоким, но при этом заверил, что региональные финансисты наращивать госдолг выше установленного федеральным правительством лимита не собираются.

Управляющий директор группы компаний «Алор» Сергей Хестанов считает, что областные финансисты «заложили слишком крутой вираж».

«Наращивание госдолга для финансирования расходов – это довольно обычная практика в случаях, когда доходы падают, – отмечает господин Хестанов. – К этой практике прибегают не только субъекты федерации, но и многие государства. Более того, уровень госдолга до ста процентов либо ВВП, если речь идет о государстве, либо валового регионального продукта считается более-менее допустимым, хотя и достаточно опасным. Обычно эта тактика приносит пользу тогда, когда за какое-то разумное время доходы растут и их хватает на то, чтобы и обслуживать долг, постепенно его сокращая, и, соответственно, исполнять обязательства бюджета. Если же за разумно короткое время – год-два – доходы бюджета не начнут расти, а еще, не дай Бог, скорее всего, начнет снижаться, как это достаточно вероятно в отношении Волгоградской области, то возможен дефолт, либо реструктуризация долга.

Здесь уже большая интрига: все будет зависеть от того, кто является владельцем долга. Если это крупные банки, то они терпимо относятся к реструктуризации долга, к продлению и снижению процентной ставки. Частные инвесторы, в принципе, могут пойти в суд и потребовать банкротства.

Иногда регионы наращивают долг в надежде, что их долги будут покрыты федеральным центром. Такие прецеденты тоже были. Нельзя исключить, что наращивание задолженности Волгоградской области идет с мыслью, что если вдруг региональный бюджет не будет справляться с обслуживанием долга, то федеральный бюджет выделит дополнительный трансферт на покрытие выплат по долгам регионального бюджета. Такие прецеденты в новейшей истории были не раз. Но расчет на это в условиях ухудшения общей экономической ситуации в стране вряд ли оправдан».

По мнению экономиста, действия волгоградских финансистов по резкому увеличению госдолга региона сложно назвать оправданными.

«Хотелось бы увидеть позитив, но для этого, к сожалению, пока нет никаких оснований, – считает он. – Общая экономическая конъюнктура устойчиво негативная, и ждать разворота в ближайший год вряд ли стоит. Вероятнее всего, что министерством финансов Волгоградской области движет желание не сокращать социальные расходы, поскольку федеральный центр довольно жестко спрашивает с региональных властей за сохранение социальных расходов. Но мы знаем, куда в конечном итоге приводят благие пожелания».

Источник, близкий к региональному правительству, тем временем признался, что Волгоградская область сегодня как никогда близка к банкротству и введению прямого президентского правления.

«Таких прецедентов в истории России еще не было, но в законе прописана такая возможность, – сообщил собеседник. – Область сегодня приблизилась к опасной черте, за которой финансовый крах. У нас в регионе на плаву осталось всего три крупных предприятия: нефтеперерабатывающий завод, «Каустик» и Волжский трубный завод. Малый бизнес вообще сгнобили. Как и за счет каких резервов областные финансисты собираются возвращать этот колоссальный долг – уму непостижимо».

Экс-депутат Волгоградской думы Олег Болотин в свою очередь отмечает, что областные финансисты вместо того, чтобы повышать собираемость налогов, идут по пути наращивания заимствований, что в конечном итоге грозит региону банкротством.

«Нынешнее региональное правительство, как и предыдущее, не меняет своего отношения к налоговой политике, – говорит Олег Болотин. – Если мы проанализируем местные налоги, которые должен платить малый бизнес, по факту в большинстве своем ушедший в тень, то мы по собираемости этих налогов и их уровню на душу населения находимся на одном из последних мест. Наглядным показателем являются взносы в пенсионный фонд. К примеру, малый бизнес Воронежской области платит в пенсионный фонд на порядок больше, чем волгоградский. Это связано с объемами теневой экономики, когда люди не раскрывают истинные объемы своего производства, платят зарплаты в конверте. Господин Дорждеев идет по проверенному пути. Зачем напрягаться, ища пути по выводу бизнеса из тени, когда можно увеличить госдолг и медленно, но уверенно вести регион к банкротству? Та стагнация в экономике, которая наблюдается в этом году, делает надежды на счастливый исход такой политики призрачными».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter