СЕЙЧАС +20°С
Все новости
Все новости

Волгоградская область ждет возможного краха

Волгоградская область поддалась волне общероссийской паники, охватившей Россию после черного вторника, когда курс евро перевалил за 100 рублей. В банках уже практически невозможно купить валюту, некоторые волгоградские компании уже заявили о временной остановке отгрузки продукции, в то же время другие уверяют, что работают в штатном режиме, но пока не видят шансов на светлое будущее.

Паника начала подниматься вечером вторника, 16 декабря, когда европейская валюта перешагнула порог в 100 рублей, а по социальным сетям поползли слухи о том, что банки в массовом порядке начали отказывать в кредитовании населения. В частности, в сети появилась информация о том, что один из крупнейших банков страны – Сбербанк – прекратил услуги по кредитованию населения. Несмотря на то что оформить онлайн-заявку на кредит можно было без проблем, в волгоградских офисах Сбербанка наблюдалось повышенное оживление и образовались очереди из желающих оформить заявку на кредит. В Волгограде паника была подстегнута техническим сбоем, случившимся приблизительно в 18:30–19:00 вторника, в результате которого некоторое время были недоступны текущие операции по банковским картам Сбербанка.

Вечером во вторник, 16 декабря, Сбербанк выступил с официальным заявлением о том, что информация о прекращении кредитования физлиц не соответствует действительности.

«Несмотря на повышенную волатильность на финансовых рынках и экстренное повышение ключевой ставки ЦБ, Сбербанк продолжает кредитование клиентов – как физических, так и юридических лиц», – заверили в пресс-службе Сбербанка.

Однако валюту в Волгограде стало купить достаточно сложно. После «черного вторника», когда курс евро перевалил за 100 рублей, волгоградские банки начали продавать евро и доллар по запредельно высоким ценам – до 120 рублей за евро. При этом в среду утром официальный курс евро, установленный ЦБ, составил 76,1516 рубля, доллара – 61,1215 рубля. Но даже по этим курсам валюту банки продают весьма неохотно. К примеру, в Нокссбанке сообщили, что сегодня просто не проводят операции с валютой. В АКБ «КОР» валюту могут только купить, но не продать. В банке УРАЛСИБ сообщили, что продажа доллара сегодня будет производиться по курсу 99,98, покупка – 58,30 рубля. Курс евро, установленный в банке на сегодня: продажа – 120 рублей, покупка – 72,6. При этом кассир заверила, что операции с валютой пока не подкреплены наличностью, привоз которой только ожидают.

В региональных и центральных офисах крупнейших банков отмечают повышенный спрос на наличность, в связи с чем на официальных сайтах банков уже появились сообщения по этому поводу. Так, Альфа-Банк официально сообщил, что не вводит и не планирует вводить лимиты на снятие наличных средств ни в валюте, ни в рублях как в собственных банкоматах, так и в банкоматах банков-партнеров.

«Мы предпринимаем все возможные меры, чтобы наши клиенты не испытывали каких-либо затруднений при снятии наличных в банкоматах, – отметили в пресс-службе банка. – Для этого банк увеличил наполнение банкоматов средствами в долларах и евро, предоставив клиентам возможность снять необходимый им объем денежных средств. Предварительно заказывать валюту необходимо только в случае получения денежных средств в отделении в сумме, превышающей 10 000 долларов США или эквивалент по курсу ЦБ на день выдачи, что является стандартной процедурой Альфа-Банка».

Вместе с тем представители бизнеса отмечают небольшое увеличение спроса на продукцию, отмечая при этом практически полное отсутствие роста прибыли:

«Если брать в целом по клиентам, то я бы отметил рост продаж, – размышляет руководитель волгоградского филиала компании «Сканер» Роман Атманян. – При этом среди наших клиентов в основном юридические лица, которые покупают столько, сколько позволяет им компания, и столько техники, сколько необходимо. Постоянные клиенты среди физических лиц купили дорогостоящую технику до кризиса, потому что все знали о грядущем подорожании. При этом наблюдается парадокс: несмотря на увеличение спроса, прибыль не растет. Мы обещаем людям привезти технику по одной цене сегодня, завтра на нее уже цена другая и мы вынуждены отдавать по той цене, о которой договаривались. Вообще же, на мой взгляд, вложение денег в технику – это вложение в никуда. Но среди людей еще жива психология Советского союза взять про запас. Вдруг старое сломается. И никто не думает, что старое можно отремонтировать, и это будет гораздо дешевле».

Экс-вице-губернатор Волгоградской области, руководитель ООО «Райгород» Александр Шилин уверен, что не стоит поддаваться паническим настроениям, а наоборот, нужно работать, пытаясь выжить в достаточно сложных условиях кризиса. При этом господин Шилин уточнил, что региону придется сейчас весьма сложно:

«В панику впадать в любом случае не стоит, – уверен господин Шилин. – С точки зрения прагматизма, если рассуждать спокойно, то сейчас ситуация предкризисная. Власть пытается сгладить ситуацию, не говоря населению всей правды, отделываясь только лишь отсылами на внешние причины – санкциями против России, падением цен на нефть и прочим. Простите, а как же диверсификация экономики, о которой вы говорили последние 15 лет. Ведь нет же ничего! Ничего не сделали! А сейчас пожинаем плоды.

С точки зрения функционирования нашего предприятия, я уже дал задание подготовить все необходимые финансовые документы. Потому что в следующем году мы будем вынуждены резко поднять цены на нашу продукцию, а власть начнет искать врагов, в том числе внутренних. Я же хочу при помощи документов показать, как реально меняется ситуация. Если брать проект «Райгород», то здесь на 100 процентов импортные семена, импортные средства защиты, импортная техника. Просто потому, что российских аналогов нет. И в зависимости от того, на сколько процентов увеличится курс евро, такое же удорожание мы будем вынуждены заложить в стоимость продукции следующего года. И так же будет вынуждено поступить большинство сельхозтоваропроизводителей. Потому что большинство компонентов не производится в России. И когда начинаются разговоры об импортозамещении, я спрашиваю – а хотя бы элементарное оборудование? У нас нет ничего. Нет станочного парка. Нет даже семян, за исключением семян пшеницы. Остальное все импортное. В результате нас ожидает отложенная девальвация, которая проявит себя в 2015 году. Поэтому не нужно быть ура-патриотом, нужно отставить напускной патриотизм и смотреть правде в глаза.

Что же касается Волгоградской области, то здесь дела нехороши. Бюджет региона оставляет желать много лучшего, и я не знаю, как регион будет жить дальше. Так что настроение у меня совсем не предпраздничное. Тем более обидно то, что каждый раз нам говорят, что мы переживем. А когда же жить, наконец, нормально начнем? Мы пережили 1990 год, 1998-й, 2008-й... Когда, наконец, переживем кризисы и начнем нормально жить? Вот это вопрос».

Гендиректор ООО «Вавилон» Владимир Комиссаров заявил, что из всех последствий кризиса на его компании пока отразилось только одно – увеличение цен на готовую продукцию:

«К сожалению, мы работаем на импортном сырье, – пояснил господин Комиссаров. – Мы бы с удовольствием работали на отечественном сырье, нам это было бы даже удобнее, но, к сожалению, в России оно не производится. На сегодняшний день мы не приостанавливаем отгрузку, работаем в нормальном режиме, хотя, безусловно, вводим корректировки на стоимость нашей продукции. И это естественно, учитывая последние подорожания валюты. Основной целью любого предприятия является зарабатывание прибыли, поэтому нам приходится повышать отпускную цену товара. Но, что будет дальше, пока утешительных прогнозов нет».

В свою очередь, экс-депутат Волгоградской областной думы Владимир Кабанов уверен, что Волгоградская область имеет достаточно хорошие шансы пережить кризис без серьезных потерь при условии консолидации политических элит и промышленников, а также заботы о малом и среднем бизнесе:

«Я и вчера весь вечер думал о том, что происходит в стране, и сегодня, пока была возможность, – пояснил господин Кабанов. – Все дело в том, что мне завтра делать перед нашими министрами доклад по применению механизмов государственно-частного партнерства в свете новой инвестиционной политики, а послезавтра участвовать в совещании у губернатора, посвященном вопросам инвестиционной политики. Я много размышлял о том, что сейчас происходит. В частности, председатель Российского союза промышленников Александр Шохин, который крайне редко говорит резкие вещи, заявил сегодня, что малому и среднему бизнесу осталось жить два–три месяца в случае, если государство что-то серьезно не изменит. При этом кризис продлится гораздо дольше предыдущего, он может растянуться на два–три года.

При этом отмечу, что сейчас все умные люди, все себя показали, кто как мог. Красить в черное умеют все. А как сделать это же белым и пушистым – мало кто знает. Я причисляю себя к лагерю вторых. Как правило, чем больше знаешь, тем меньше хочется говорить, потому что хорошего мало, а травить людей, за спинами которых стоят десятки, сотни и тысячи людей – не хочется. Они и так сейчас в тяжелейшем стрессе. Достаточно было услышать сообщение о том, что «Сады Придонья» отправляют часть персонала в вынужденные отгулы. При этом, на минутку, «Сады Придонья» – лучшая компания по организации труда, которой управляет прогрессивно мыслящая команда во главе с Андреем Самохиным. И это говорит о том, что мы сейчас стоим на краю серьезных, проблемных вопросов.

С другой стороны, всем кажется, что Волгоградская область находится на дне со своими экономическими показателями. Но при этом, если оценить реальное положение дел, то та же кредитная история у благополучных Краснодара и Ростова тоже не очень. Они тоже в долгах, как в шелках. Другое дело, что у нас основой экономики всегда были промышленные предприятия, которые помогали нам преодолевать кризисные ситуации. Учитывая то, что сейчас включились механизмы изгнания нерадивых управленцев, и проявился жесткий подход даже к серьезным руководителям, то это наводит меня на мысли, что у нас в регионе не все так плохо. Я почему-то думаю, что сегодня в какой-то степени заряженная и очень сильно разогнанная в хорошем смысле слова команда вокруг нового губернатора – это шанс все-таки обойтись без катастрофических последствий. Это мое убеждение.

Второе, о чем хотелось бы сказать – у нас значительное количество предприятий передельного производства, не выпускающих конечный продукт. У нас сильные оборонные предприятия. Не будем их называть, о них и так все знают. А раз мы нажимаем на импортозамещение и оборонку, то, мне кажется, что, если правильно подойти к этим крупным коллективам, создать нормальные условия для работы малого и среднего бизнеса, избежать катастрофы будет вполне возможно.

И, наконец, третье. Я работаю в высшей школе Master Business Administration, мы готовим креативных людей, которые должны уметь работать в жестких условиях. Но даже среди них уже появляются упаднические настроения – а надо ли получать дополнительное образование, когда Россия катится непонятно куда. Этих настроений надо избегать. Сегодня нужно не только трезво мыслить, но надо и собрать максимум тех знаний, которые возможно получить. Надо учиться, набирать опыт, который есть и у наших волгоградских компаний, у наших успешных антикризисных менеджеров. Надо мобилизоваться и не поддаваться общей панике. Но, с другой стороны, меня сейчас беспокоит тот факт, что мы не видим последовательных действий от людей, которые уже должны были себя проявить. И это меня смущает. Я очень надеюсь, что мы услышим из уст президента серьезные вещи, которые либо успокоят рынок, либо, грубо говоря, стукнут по мозгам спекулянтам. Это пожелание я бы обратил на самый верх, и очень надеюсь услышать на него ответ. Что же касается ситуации в регионе, то я очень надеюсь, что все мобилизуются, будут меньше заниматься мелкими «разборками», а наоборот, соберутся и будут помогать тем людям, которые заняты в производстве. Не надо пилить сук, на котором сидишь. Надо помогать».

Фото: Фото с сайта Slav-museum.r

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter