СЕЙЧАС +13°С
Тема дняПроверяют сообщение об аресте экс-начальника ГИБДД
Все новости
Все новости

Владимир Суровцев, скульптор: «Я изобразил Рокоссовского так, как он выглядел на Параде Победы»

Поделиться

Памятник военачальнику как символ мира и напоминание о тех страшных 1418 днях, которые пришлось пережить Советскому Союзу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Вот, пожалуй, основной лейтмотив, благодаря которому в городе-герое Волгоград в преддверии 70-летия Великой Победы появился памятник выдающемуся военачальнику, маршалу Советского Союза Константину Рокоссовскому, авторства известного не только в России скульптора Владимира Суровцева. Как появился этот памятник в Волгограде, и почему он установлен не на улице Рокоссовского, рассказал автор монумента.

– Владимир Александрович, у памятника достаточно простая, но в то же время драматичная история. Как он появился на волгоградской земле?

– Действительно, история монумента проста и в то же время необычайно драматична. В первую очередь тем, что мой отец – фронтовик. Он ушел на фронт в первые дни войны и зимой 1942 года оказался в Сталинграде, где была одна из самых страшных битв минувшей войны. Мне в какой-то мере повезло. Отец остался жив, прошел в строю на Параде Победы 24 июня 1945 года. Более того, именно из рук маршала Рокоссовского он получил орден Красной Звезды за бои под Гдыней и Гданьском. Поэтому в монументе Рокоссовскому, который установлен на героической волгоградской земле, прослеживается реальная символика. Особенно хочу отметить, что в изготовлении памятника принимал участие мой сын. Так что с одной стороны получился своего рода семейный подряд, с другой – этот памятник стал символом преемственности поколений.

– Говорят, что памятник вы сделали на свои деньги?

– Да. Вообще, я его делал в качестве встречного предложения. Мы с сыном установили несколько памятников, в том числе в Париже русскому экспедиционному корпусу, а также Александру Твардовскому в Москве. На гонорары отлили скульптуру и выставили ее несколько лет назад в Манеже перед Центральным выставочным залом. Таким образом, спустя 70 лет, два маршала – Константин Рокоссовский и Георгий Жуков – снова встретились, отлитые в бронзе. Встретились так же, как и 24 июня 1945 года, на Параде Победы.

– Предполагалось, что памятник все же будет стоять в Москве?

– Изначально памятник Рокоссовскому должен был быть установлен в столице. Однако переговоры по месту установки шли достаточно долго. Ситуацию в буквальном смысле слова спас случай – в мастерскую ко мне приехал министр культуры Владимир Мединский, посмотрел проект и объявил конкурс, в результате которого в Москве появился памятник Рокоссовскому работы скульптора Александра Рукавишникова. Памятник Суровцева же был особо отмечен жюри. А следом появилось предложение установить его именно в Волгограде. Ведь Волгоград – это знаковое место. Рокоссовский воевал здесь, именно здесь, где сейчас проходит мост через Волгу, он несколько раз переходил по льду к Чуйкову, на его командный пункт, и из 15 мест, предложенных нам городскими властями, мы выбрали именно это.

Замечательно, что в преддверии 70-летнего юбилея Победы будет открыто сразу два памятника – в Москве и в Волгограде. В Москве скульптура будет символизировать завершение войны, в Волгограде – Победу, которая началась в боях за Брест, окрепла в битве под Москвой, под Сталинградом же наступил перелом в ходе войны. И именно здесь, в сталинградских степях, была изменена вся история Европы и мира. Для авторов – это большая честь, ведь в год 70-летия Победы открываются сразу два памятника, и оба знаковые. Думаю, и ветераны также душевно оценят наши старания. Потому что многие из них помнят и ценят Рокоссовского. Мне кажется, место, где установлен памятник будет очень посещаемым. Оно находится примерно посередине между музеем-панорамой «Сталинградская битва» и Мамаевым курганом, становится связующей осью и открывает улицу имени Чуйкова. Я очень благодарен своему другу и коллеге, архитектору Владимиру Сягину, который работал на месте. Это одна из наиболее удачных работ, на мой взгляд. А уж что у нас получилось – будут судить уже волгоградцы. Но, на мой взгляд, важно то, что этот памятник будет виден и с моста через Волгу, и с другого берега, и с самой реки. Но что гораздо более важно – это то, что это место исторически связано с маршалом Рокоссовским, одним из реальных спасителей отечества и гением маневра.

– Владимир Александрович, но почему именно Волгоград? Ведь сначала памятник хотели поставить в Москве, потом, насколько известно, в Смоленске?

– Решение установить памятник именно в Волгограде приняли председатель военно-исторического общества и министр культуры при активном содействии региональных властей. А в день установки произошло событие, которое можно назвать самым настоящим чудом: когда монтировали композицию на постамент, была непогода, но только начали подъем – вдруг выглянуло солнце, и на небе появилась двойная радуга. На мой взгляд, это какой-то знак с небес.

Добавлю, что на одной из сторон постамента выгравированы награды военачальника, который был награжден орденами шести стран мира, с другой – перечислены фронты, которыми он командовал. Наверняка памятник будет иметь успех. Ведь старшее поколение уходит, а молодежь должна знать, чем знаменит тот или иной человек.

– Тем не менее некоторые волгоградские критики высказывали мнение, что памятник должен стоять на одноименной улице...

– Памятник Пушкину в Москве ведь тоже стоит не на улице Пушкинской, а на Тверском бульваре, исторически связанном с Пушкиным. Памятник Твардовскому тоже не стоит на бульваре Твардовского, а на Страстном, где он работал в редакции «Нового мира». Нет прямой лобовой связи, но есть опосредованная, более глубокая. При этом улица Рокоссовского – рядом. Равно как и проспект Жукова. Все рядом, все близко. Главное, не быть придирчивым, дотошным историком. Мы ведь не можем сделать факсимиле тех реальных дней, которые уже ушли. Мы делаем ретроспективу, повтор, и здесь главное понять художественную силу и образ. Смотрите, и конь весь собран, и сам Рокоссовский готов начать движение. Все именно так, как было и 70 лет назад, в начале Парада Победы.

Поделиться

Мы все время связываем Сталинград и Москву, войну и победу. Все время работаем на этих символах и понимаем, какой ценой досталась эта победа. И об этих жертвах надо помнить, помнить, что мы пережили. Помнить о силе духа народа, армии, всей нашей страны и не делать никаких различий. Ибо это была общая победа. И глубоко не правы те, кто пытается это разрубить, расчленить, выделяя ту или иную национальность. Мы были, есть и будем единым народом. Страна у нас большая, а планета Земля – маленькая. И основная цель любого военного мемориала – размышления о мире.

– Но ведь памятник Рокоссовскому – не единственная ваша работа. Я слышал, что ваши памятники стоят во многих городах России и даже за рубежом...

– Вообще, военная тематика – одна из основных тем моего творчества. Наверное, потому, что родился я всего через шесть лет после войны, играл стреляными гильзами в сохранившихся окопах и ДОТах, мой отец прошел через войну, директором школы был командир танкового корпуса, завучем – капитан первого ранга. И с Владимиром Путиным мы практически одногодки, наши отцы воевали, и я очень рад, что несколько моих памятников открывал Путин. Вполне логично, что мое творчество связано с увековечиванием памяти нашим солдатам, и я горжусь тем, что мои работы стоят в 23 странах мира. В частности, можно назвать памятник генералу Скобелеву в Плевне, посвященный русско-турецкой войне. Одна из моих любимых работ стоит в Париже на берегу Сены, прямо напротив Эйфелевой башни – памятник русскому экспедиционному корпусу. Там же, в Париже, памятник летчикам эскадрильи «Нормандия-Неман». Кстати, еще один памятник этим знаменитым летчикам вскоре появится в Иваново, где эта эскадрилья формировалась.

Я работаю искренне и понимаю значимость своей работы. Как только мы потеряем связь со своей землей, страной, историей, то получим то, что сейчас происходит на Украине. И мои памятники – это не просто дань уважения ветеранам, отстоявшим нашу страну. Это и цементирующее начало для наших последующих поколений. Стоит забыть историю, произойдет развал державы. Поэтому воинский аспект – один из главных в моем творчестве. Но для этого мы и работаем, чтобы последующее поколение скульпторов больше работало над мирными темами, нежели над военными.

Фото: Видео Петра Лукашина

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter