СЕЙЧАС +14°С
Все новости
Все новости

Михаил Татаринцев, руководитель департамента финансов администрации Волгограда: «Если бы не льготные налоговые режимы, многие волгоградские предприятия стали бы банкротами»

Кризис не лучшим образом отразился на муниципальных бюджетах Российской Федерации. Прежде всего, это сказалось на исполнении доходной части городской казны. Муниципалитеты недобрали в налогах и сборах, пока частные предприятия сокращали число сотрудников

Поделиться

Поделиться

Кризисне лучшим образом отразился намуниципальных бюджетах РоссийскойФедерации. Прежде всего это сказалосьв неисполнении доходной части городскойказны. Муниципалитеты недобрали вналогах и сборах, пока частные предприятиясокращали число сотрудников и дажебанкротились. В итоге, устояли те бюджеты,которые сумели вовремя запуститьантикризисный механизм. О том, какимобразом с влиянием кризиса пришлосьбороться казне Волгограда, V1.ruрассказал руководительгородского департамента финансов МихаилТатаринцев.

МихаилЕвгеньевич, для начала давайте поговоримоб исполнении бюджета за первое полугодиеэтого года. Насколько изменилась ситуацияпо сравнению с самым сложным, кризисным2009 годом?

– Насамом деле исполнение бюджета в этомгоду идет в рамках утвержденногогородской думой в декабре прошлого годабюджета. И это не может не радовать.Безусловно, по отдельным видам налоговмы видим уменьшение доходов. Однако вбольшей степени это связано с введениемна время кризиса льготных налоговыхрежимов для целого ряда видовпредпринимательства. Это было сделанодля того, чтобы ослабить налоговое бремяотдельным налогоплательщикам, чтобыподдержать их в нелегкое кризисноевремя. Тем временем как по некоторымвидам налогов мы предполагаем значительноеувеличение.

Оченьрадует нас ситуация с налогом на доходыфизических лиц (НДФЛ). В прошлом году мыфиксировали большой недобор в этойчасти – порядка 650 миллионов рублей. Наэтот год мы запланировали увеличениедоходов по НДФЛ – на 11,4% к фактическисобранному доходу прошлого года. Этацифра еще ниже уровня 2008 года, но ужевплотную к нему приближается и составляет96% от факта 2008 года. По результатампервого полугодия мы видим, что сборыпо НДФЛ идут в хорошем ритме. Будемнадеяться на хороший итог в конце года.

Достигнутьхороших результатов по сбору НДФЛ мысмогли, благодаря активной работе сналогоплательщиками, которой был данстарт сразу же после начала кризиса,осенью 2008 года. Мэрия совместно сУправлением Федеральной налоговойслужбы по Волгоградской области взялипод контроль поступления НДФЛ. Всего вВолгограде налогоплательщиков по этомувиду налога более 15 тысяч. Всехпроконтролировать мы, безусловно, неможем. Но из них мы выделили 240 крупнейшихпредприятий, которые приносят порядка30% доходов по НДФЛ. Ежедневно мы проводиммониторинг за их налоговыми отчислениями.

Крометого, с целью дополнительного контролядействуют комиссии по обеспечениюналоговых и неналоговых доходов городаВолгограда – восемь районных и однагородская. Возглавляет работу городской комиссии первый заместитель главыВолгограда Александр Штукарев.Организацией работы занимается городскойдепартамент экономики и инвестиций. Впрошлом году комиссиями было проведено188 заседаний. Было заслушано 2240предприятий-должников, рассмотренозадолженностей по налогам на общуюсумму в 720 миллионов рублей. По итогамработы комиссий удалось получить сдолжников порядка 519 миллионов рублей,из которых 196 миллионов рублей приходитсяна налог на доходы физических лиц. Работакомиссий также дала основание дляпроведения дополнительных проверокналоговой службой ряда предприятий. Порезультатам проверок двум предприятиям– «Каустику» и «Пласткарду» – былидоначислены налоги на сумму в 72 миллионарублей.

Дополнительноепоступление в казну города мы ожидаемот продажи права аренды земельныхучастков. Эта процедура на сегодняизменена. Главным администраторомдоходов выступает городской департаментпо градостроительству и землепользованию,который возглавила Елена Козлова. Раньшевопрос по аренде земли всем заинтересованнымлицам приходилось решать аж в трехструктурных подразделениях администрацииВолгограда. Теперь процедура, которуюмы разрабатывали в течение первогополугодия этого года, значительноупрощена. Надеемся, что наши труды непропадут даром, и по итогам года мыдополнительно соберем 30 миллионоврублей доходов от продажи права арендыземельных участков.

То,что налоги нужно собирать, чтобы пополнитьгородскую казну, это дело понятное. Новедь во время кризиса предпринимателямнужен не только жесткий контроль, но ипомощь со стороны властей. Что мэриейделается в этом направлении?

– АдминистрациейВолгограда разработана программаподдержки предпринимательства. И здесьмы говорим не только об антикризисныхмерах, но и о плановой работе. Помощьпредпринимателям на этот год в видепрямого финансирования запланированав сумме трех миллионов рублей. Этонебольшая сумма. Однако порядка 86миллионов рублей мы предоставляемпредпринимателям в виде льготныхналоговых режимов – по Единому налогуна вмененный доход, арендной плате заземлю, арендной плате за муниципальноеимущество и другим платежам.

Приведупример. Кризис, как известно, в большойстепени отразился на деятельностирекламных агентств и компаний. Их доходыупали значительно, а расходы толькоувеличились. В итоге большинство компанийоказались на грани банкротства. Чтобыизбежать финансовой несостоятельностипредприятий, муниципальные властиприняли решение о введении так называемогоантикризисного коэффициента со значением0,75. В итоге городской бюджет получилплатежи за размещение рекламы за прошлыйгод в сумме 98 миллионов рублей – большезапланированного на два миллиона рублей.На 2010 год план по сборам подняли до 135миллионов рублей. Однако, несмотря нато, что в целом в российской экономикенаблюдается некая стабилизация, врекламном бизнесе еще кризисный периодне пройден. Поэтому выполнение планапо сборам в 135 миллионов рублей вызываетбольшое сомнение.

Именнопоэтому на рассмотрение городской думыбыл вынесен вопрос о сохранении дляраспространителей рекламы антикризисногокоэффициента 0,75 и на этот год. Депутатынашу инициативу поддержали. Да, мыпрогнозируем снижение платы зараспространение рекламы на 33 миллионарублей. Зато мы сохранили предприятия.Если бы помощь не поступила, многие изних были бы вынуждены «свернуть» свойбизнес. тогда мы потеряли значительнобольшие суммы доходов, чем 33 миллионарублей.

Напоследнем перед летними каникуламизаседании депутаты Волгоградскойгородской думы большинством голосовутвердили положение о территорияхпредпринимательской активности. В чемзаключается основная идея этогодокумента?

– Разработчикомданного документа являлся департаментэкономики и инвестиций администрацииВолгограда. Вопрос о поддержке малогои среднего бизнеса назрел давно. Ни длякого не секрет, что представителям МСБсегодня гораздо легче открыть одинмагазин и получать стабильную прибыль,чем заниматься производством. Промышленныйсектор требует больших вложений, какинтеллектуальных, так и материальных.Однако если перспективные идеи ирождаются, то вопрос финансированиярешается достаточно сложно. Именно дляэтого в администрации Волгоградаразрабатываются различного родапрограммы поддержки тех, кто все-такирешается открывать новые производствана территории города.

Созданиетерриторий предпринимательскойактивности – это важное решение длянашего города. На этих территориях будутустановлены льготные налоговые режимы.Это будет касаться только вновь созданныхпредприятий. Поэтому о выпадающихдоходах речь не идет. Наоборот, такимимерами поддержки мы помогаем открыватьновые производства, создавать рабочиеместа. Получается, что даже в льготныйналоговый период такие предприятияпринесут в бюджет города дополнительныеденьги в виде тех же налоговых отчисленийпо доходам физических лиц.

Принятоедепутатами положение имеет базисныйхарактер. Подготовлен некий алгоритмдействий по формированию зонпредпринимательской активности. Площадьучастка может быть до семи квадратныхкилометров. Это может быть как свободнаятерритория, так и площадка какого-либопромпредприятия. Затем конкретноепредприятие, подготовив бизнес-план,должно направлять в адрес мэрии запрос.Специально созданная комиссия будетрассматривать вопрос о целесообразностинаделения этого предприятия теми илииными льготами. Если предприятие втечение полугода после того, как городскаякомиссия утвердила его бизнес-план, неприступило к реализации своего проекта,то он автоматически лишается всех своихльгот.

Сбалансированностьбюджета в плане налоговой нагрузки ивыполнения социальных обязательств –это обычно камень преткновения в любыхспорах. Остаютсяли в бюджете акценты на социальныхстатьях в кризисное время?

– Изменившеесяв последние годы федеральноезаконодательство, определяющее развитиесоциальной сферы страны, четко разделилополномочия всех уровней власти. Теперьответственность за социальное обеспечениенаселения несут субъекты Федерации. Умуниципалитетов эти функции изъяли. Итем не менее администрацией Волгоградабыло принято решение оставить многиесоциальные обязательства на своембюджете. На меры соцподдержки в городскомбюджете этого года заложено 270 миллионоврублей. Основная часть этих средствнаправляется на обеспечение бесплатногопроезда ветеранам труда, на предоставлениельгот по оплате жилищно-коммунальныхуслуг определенным категориям горожан,а также на другие компенсационныевыплаты. К примеру, в бюджете этого годазаложено 155 миллионов рублей на бесплатноепитание детей в муниципальных учреждениях– в школах и детских садах. Кроме того,75 миллионов рублей будет потрачено нато, чтобы волгоградские малыши моглибесплатно получать молоко. На летнийотдых детей направлено 20 миллионоврублей.

Естьеще много разных статей расходов,направленных на развитие социальнойсферы. Значительная масса дополнительныхрасходов связана, к примеру, с увеличениемзарплаты работников бюджетной сферы,в том числе здравоохранения и образования,с 1 декабря 2008 года на 30%. На эти целинаправлено порядка 660 миллионов рублейв год. Кроме того, работникам бюджетнойсферы установлена дополнительнаямуниципальная надбавка в размере 25%тарифной ставки, что составляет 430миллионов рублей бюджетных средств.Размер доплаты в общей сложностисоставляет 55%. Нас часто критикует заэто областная администрация. Однако мыотстаиваем свою позицию. В Волгоградежить дороже, чем в каком-нибудь небольшойнаселенном пункте нашей области. Учительна селе и в городе не может получатьодинаково.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter