СЕЙЧАС +11°С
Все новости
Все новости

Роман Гребенников, политик: «Чиновники должны пешком ходить по Волгограду»

Поделиться

Что можно поставить в заслугу Андрею Бочарову за год его работы губернатором Волгоградской области? Можно ли было избежать столь колоссального сокращения затрат на сферу культуры и работников бюджетной сферы? Справится ли действующая команда губернатора с подготовкой к Чемпионату мира по футболу? На эти и другие вопросы V1.ru ответил известный волгоградский политик Роман Гребенников.

– Уже год как пост губернатора Волгоградской области занимает Андрей Бочаров. Что на ваш взгляд, можно поставить ему в заслугу за год работы?

– Я вряд ли могу быть мощным экспертом по оценке работы губернатора. Хотя бы потому, что могу давать оценку его деятельности разве что по выдаваемым на публику пиар-сообщениям холдинга «Волга-медиа» и прочих лояльных власти информагентств. Но, если не ставить под сомнение транслируемую ими информацию, то положительно можно оценивать сокращение кредитных обязательств региона по взятым предыдущими властями коммерческим кредитам. При этом, усилиями финансистов обязательства по кредитной массе в большей степени переориентированы на обязательства перед федеральным бюджетом. Долги у региона по-прежнему есть, но они уже менее обременительны для бюджета.

Наверное, можно было бы отметить и некоторые попытки региональной власти укрепить контакты с внешними инвесторами. Разговора о внутренних инвестициях и кооперативном движении со стороны нынешней власти я не наблюдаю, а вот очередные встречи с теми или иными инвесторами из других государств я вижу. Неизвестно только, приведет ли это к ощутимым результатам. Мы же часто видели, что и при Николае Максюте, и при Анатолии Бровко, и при Сергее Боженове губернаторы часто подписывали некие протокольные инвестиционные соглашения. Впрочем, зачастую они оставались бумажными и не получали выхлоп наяву. Очевидно, что в теме привлечения инвестиций нынешняя команда ведет себя активно. Но, пока я не могу сказать, что это привело к заметным результатам. Хотя возможно, год – просто недостаточный срок, чтобы их увидеть.

Кстати, власти декларируют еще одно свое достижение: динамика роста налоговых и неналоговых поступлений Волгоградской области – одна из самых высоких в ЮФО. Думаю, что этого удалось добиться, серьезно поработав в первую очередь с малым и средним бизнесом. Я сильно сомневаюсь, что можно было нарастить поступления с крупных производств. Успехов в промышленной политике региона не видно, и непонятно, как от этих увядающих производств можно получать больше налогов. Пожалуй, это все, что позволяет говорить о достижениях власти региона в позитивном ключе.

– С другой стороны, важно понимать, какой ценой дались региону перечисленные вами достижения. Например, ценой ухода из региона крупного бизнеса, не очень комфортно чувствует себя культура, здравоохранение... Это справедливо?

– Если ради улучшения финансовой ситуации власть пошла на радикальные изменения, которые коснулись и без того очень небогатых бюджетников в сфере культуры, образования и здравоохранения, – это сомнительный успех. Я не верю, что это единственный способ вырулить бюджет. Мне думается, что у администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы была возможность использовать более гибкий подход, чтобы не радикально, на 40-45% сокращать затраты на ту же культуру, а все же эти средства взять из других источников. Хотя если это и в самом деле был единственный способ, то на него нужно было идти.

– Немало вопросов за минувший год вызывала команда губернатора, которая, по оценкам экспертов, так и не стала работающим в едином ключе монолитом региональной власти. И все чаще раздаются голоса о коррупционных проявлениях в той или иной сфере ее деятельности.

– Чуть больше года назад я уже говорил о том, что не вижу принципиальной разницы между командой Андрея Бочарова и, скажем, Сергея Боженова. Несмотря на то, что у прошлого губернатора было правительство, а у нынешнего администрация, в основном за этими вывесками остались одни и те же люди. Некоторая замена произошла разве что на уровне вице-губернаторов. Вместо Юрия Сизова, меня и Роланда Херианова, Бочаров пригасил работать представителей еще максютинской команды. А среднее звено – министры при Боженове, руководители комитетов при Бочарове – практически все остались на местах. Ротация коснулась единиц. Если Андрей Иванович считает эффективной эту команду – это его право. В этом свете нелепо говорить, что чиновники, перешедшие в команду Бочарова, как некие эстафетные палочки, раньше не были коррупционерами, а теперь вдруг ими стали. Я не верю, что люди могли так радикально поменяться. Или вообще не нужно говорить о каких-то коррупционных составляющих, не имея на руках достаточных доказательств, или нужно понимать, что это переходящая команда людей из прежних эпох.

Поделиться

– Тем не менее именно этой команде доверена подготовка к предстоящему в том числе и в Волгограде ЧМ-2018. Как считаете, справляются?

– Я сегодня проезжал мимо стадиона и увидел, что наконец там вырыли котлован, который по моим прикидкам, должен был быть вырыт еще летом прошлого года. Если учесть, что летом 2017 года новый стадион будет пора сдавать, то строителям придется очень серьезно потрудиться, чтобы успеть в срок. Никакого люфта на притирку у нас уже нет. Наверное, это результат того, что немало времени было потеряно из-за бюрократических нестыковок. Но случилось то, что случилось. Сейчас необходимо мобилизовать все усилия и строить как можно быстрее. Иначе будем как бразильцы докрашивать трибуны в ночь перед игрой.

– Но ведь сейчас это отставание заметно не только по степени готовности стадиона. К годовщине Победы мы видим, как в Волгограде впервые строят «потемкинские деревни», прикрывая облупившиеся фасады. Кто виноват в этом?

– «Потемкинские деревни» – результат работы по сути навязанной нам городской «сити-власти». Потому что я убежден: ответственная и выборная власть ведет себя несколько иначе. Мы же получили городскую власть, которая боится и своего народа, и негатива со стороны федеральных СМИ, и окрика от своего областного руководства. И я очень хочу, чтобы мы все же когда-то увидели ходящих пешком по улицам города выборных руководителей. Будет ли это избранный мэр или город перейдет к схеме исполкомов, работать любая из этих схем будет только тогда, когда эти люди будут не только жить в Волгограде, но и будут пешком ходить по улицам города и видеть его так, как видят его горожане. Сейчас у меня складывается ощущение, что очень мало городских чиновников пешком гуляет по городу. Контроль за городской территорией или вообще упущен, или его очень мало. Город откровенно грязен и выглядит очень убого, что видно каждому.

– Тем не менее оценку эффективности власти дают не только по степени чистоты городских улиц. Совсем недавно муниципалитет отказал предпринимателям, намеревавшимся выкупить в собственность арендуемые ими помещения Центрального рынка. Одобрили бы такое решение, будучи главой Волгограда?

– Я никогда не скрывал, что негативно отношусь к приватизации муниципальных предприятий. Уверен, что и государственные, и муниципальные предприятия могут и должны работать эффективно. И Центральный, и Ворошиловский рынки, и тем паче дорожные, коммунальные предприятия, должны существовать как структуры, позволяющие функционировать всему муниципалитету. Они должны правильно взаимодействовать с представителями малого и среднего бизнеса. Они должны правильно работать с поставщиками электроэнергии. Если, конечно, мы говорим о том, что у нас не частные, а муниципальные электросети. Но, к сожалению, при городских временщиках электросети ушли в частные руки, и сейчас МРСК по сути командует нашим МУП ВМЭС.

Мне непонятна дальнейшая судьба теплового хозяйства и водоснабжения города. Я переживаю за это, потому что был одним из тех, кто в 2009 году просил Думу организовать МУП ВКХ и МУП «Водоканал». Это решение мы выстрадали после того, как пытались сами привлечь инвесторов к участию в длинной аренде на сетях теплового хозяйства и водоснабжения. И пришли к выводу, что никакой пользы город от этого не получит. Мы выстрадали, мы пришли к МУПам, а сейчас их начинают задвигать на второй план и рассказывать нам сказки про частных инвесторов, которые должны прийти и спасти город. Я сомневаюсь в подобных «инвесторах».

Поделиться

– Как относитесь к решению объединить ГУП «Волгофарм» и муниципальные аптеки?

– Надо сказать, что практически от всех губернаторов, начиная с Николая Максюты, исходили инициативы передать сеть муниципальных аптек на областной баланс в рамках сети «Волгофарм». Будучи мэром Волгограда, я убеждал депутатов городской Думы еще прежнего созыва отвечать на эти просьбы отказом. У выборной власти того периода, у меня как у мэра Волгограда хватало воли не отдавать муниципальные аптеки.

Сеть аптек «Волгофарм» – это хорошо. Но что плохого, если рядом будет работать сеть муниципальных аптек? Это хорошо прежде всего для тех, кто имеет низкие доходы. По многим показателям муниципальные аптеки предлагали более интересные цены. Сейчас, если логика слияния будет доведена до конца, будет создана одна сеть, и конкурентов кроме частника у нее не будет. Кто от этого выиграет?

Вообще непонятно, зачем это слияние. Если надо было провести социальную акцию по снижению цен, это можно было сделать и другим путем. Как мне кажется, любой власти нужно исходить из главного критерия: как это оценит население. В данном же случае от отсутствия конкуренции потребитель только проиграет.

– То есть на ваш взгляд, основные проблемы Волгограда происходят из уязвимости его управленческой структуры?

– Когда у волгоградцев нет права выборов собственной власти, говорить о том, что городская власть на местах адекватна ситуации, очень сложно. Власть, которая состоит из депутатского корпуса, уже сама по себе является крайне рыхлой структурой. А когда она еще и нанимает кого-то по контракту...

На самом деле мы понимаем, что сити-менеджеризация не привела к позитивному результату ни в Волгограде, ни в каком-либо другом муниципалитете региона. Кто бы ни был у руля в роли сити-менеджера, он всегда имеет конфликт с представительным органом власти, потому что он вынужден подчиняется даже не двум богам. С одной стороны, он всегда должен ориентироваться на главу региона. С другой стороны, его назначали местные депутаты. И естественно, он должен ориентироваться еще и на население. Сити-руководителю не позавидуешь, это мальчик для биться, на которого сбрасывают кучу проблем. А он имеет очень маленькие полномочия и возможности их решать.

Фото: Видео Петра Лукашина

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter