СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Ирина Соловьева, председатель общественной думы Волгограда: «В общественные думы приходят не за деньгами или карьерой»

Завтра, 15 апреля, в Государственной думе пройдет обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части уточнения общих принципов организации местного самоуправления)». Ожидается, что закон будет принят депутатами в первом чтении.

Поделиться

А накануне в Москве состоялось заседание Центрального совета Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), на котором также обсуждались вопросы совершенствования системы местного самоуправления в рамках исполнения поручения Президента РФ по реализации его послания Федеральному Собранию Российской Федерации. В заседании принимала участие член Центрального совета ВСМС, председатель Волгоградского регионального отделения Ирина Соловьева. Одновременно она является председателем общественной думы Волгограда, которая в пилотном режиме как раз и призвана реализовать новую модель местного самоуправления.

– Ирина Анатольевна, в чем суть предлагаемых изменений в закон об организации местного самоуправления?

– Система организации местного самоуправления, существующая сегодня, имеет ряд недостатков. Главный из них – оторванность от населения, проживающего на территории, местные власти зачастую мало знают о тех проблемах, которые его волнуют. Между тем органы местного самоуправления, как сказал президент Владимир Владимирович Путин в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию, «это самая близкая власть к населению, она должна находиться на расстоянии вытянутой руки».

Поэтому суть предлагаемых изменений – это прежде всего приближение органов местного самоуправления к народу, вовлечение большего числа граждан в управление своей территорией, усиление общественного контроля.

Предлагаемое реформирование системы местного самоуправления можно условно разделить на несколько ключевых блоков. К первому относятся вопросы институциональной и территориальной организации местного самоуправления. Эти вопросы уже достаточно продолжительное время обсуждались в регионах, в органах местного самоуправления, в экспертном сообществе. Все согласились с тем, что наиболее оптимальным является формирование двухуровневой системы местного самоуправления. Применительно к крупному городу, такому, как наш, первый уровень – это внутригородской район, второй – это уровень города, городской агломерации.

Этот вопрос мы обсуждали и на круглом столе в Волгограде в декабре прошлого года. Его участники также пришли к выводу о необходимости создания двухуровневой системы, поскольку сегодня этого требует сама жизнь.

– В чем преимущество этой системы?

– Прежде всего в том, что районный уровень более приближен к населению. Сравните сами: в Волгоградской городской думе – 48 депутатов. А в восьми районных общественных думах, которые были сформированы месяц назад в нашем городе, – 157. Иными словами, на каждого районного депутата приходится в разы меньше избирателей, чем на городского. Естественно, депутат представительного органа района имеет больше возможностей познакомиться с каждой семьей, с каждым человеком, который живет в его округе, узнать, чем они живут, и какие у них проблемы.

В этой связи весьма показательным является состав депутатов районных общественных дум, созданных месяц назад в нашем городе. В них вошли люди, которых хорошо знают избиратели на территории, где им предстояло работать, они зарекомендовали себя активной общественной работой по защите прав и интересов граждан. Среди общественных депутатов – представители различных социальных и профессиональных групп, разных возрастных категорий, в том числе молодежи.

– Но ведь такое увеличение числа депутатов приведет к значительному росту расходов на содержание представительных органов местного самоуправления?

– Я бы так не сказала. Ведь депутаты районных дум работают исключительно на общественных началах. Для них это вполне естественно, потому что все они уже не первый год участвуют в деятельности различных общественных организаций в свободное от основной работы время. Так что для них депутатство стало еще одной формы общественной работы. И так должно быть и в будущем.

Говоря о преимуществах новой системы, стоит отметить, что она позволяет в большей степени обеспечить честность и прозрачность выборов депутатов и тем самым повысить их легитимность в глазах избирателей. Ведь если кандидат живет в том же самом микрорайоне, где ему предстоит избираться, и является активным общественником, то значит, люди его хорошо знают и доверят ему представлять их интересы в районной думе. Это, собственно говоря, и было продемонстрировано во время процесса формирования общественных районных дум в нашем городе. Люди пришли работать в общественную думу не за деньгами или карьерой, а потому что они занимают активную жизненную позицию и хотят что-то изменить к лучшему на своей территории и в городе в целом.

В этой связи хотела бы отметить, что наш проект по созданию двухуровневой системы местного самоуправления, пока как общественных представительных органов, вызывает большой интерес и в других регионах страны. В ходе заседания Центрального совета ВСМС ко мне обращались коллеги из многих других городов с просьбой рассказать, как идет реализация проекта, какие уже достигнуты результаты.

Я проинформировала коллег, что общественные депутаты в Волгограде регулярно проводят встречи с жителями непосредственно в местах их проживания. Только за прошедшую неделю в этих встречах приняли участие более полутора тысяч волгоградцев, они высказали свыше двух с половиной тысяч замечаний, предложений и инициатив. Это говорит о том, что их проблемы длительное время не решались, и интересы территорий в полной мере не учитывались. Поэтому большинство граждан, принявших участие в этих встречах, поддерживают идею создания двухуровневой модели местного самоуправления, укрепления районного звена и создания районных представительных органов власти.

Опираясь на опыт, уже полученный нами в ходе реализации первого этапа работы общественных дум, встреч с горожанами, мы также внесли свои предложения по законопроекту, который будет обсуждаться в Государственной думе. По нашему мнению, именно такая система организации местного самоуправления может обеспечить реальное участие в нем граждан.

Поделиться

– Какие еще ключевые блоки есть в предлагаемых изменениях?

– Создание двухуровневой системы, естественно, предполагает распределение полномочий между ними. Ведь мало создать органы местного самоуправления на районном уровне, нужно еще наделить их необходимыми полномочиями. Потому что в настоящее время между разными уровнями власти нет четкого разделения полномочий. Это приводит к тому, что граждане неоправданно лишаются влияния на процессы жизнеобеспечения на местах, на решение вопросов местного значения. Это противоречие призваны устранить изменения в закон об организации местного самоуправления.

Еще один ключевой блок вопросов – это финансово-экономические основы местного самоуправления. Как известно, местные бюджеты, особенно небольших поселений или районов, страдают хронической нехваткой средств. Поэтому, какие бы широкие полномочия им ни дай, у них просто-напросто не будет денег на их реализацию. В таких условиях нельзя говорить ни о самостоятельности муниципалитетов, ни об их устойчивом социально-экономическом развитии. Поэтому в качестве составной части реформы местного самоуправления планируется пересмотреть некоторые статьи бюджетно-налогового законодательства, чтобы передать в местные бюджеты ряд доходных источников.

Но необходимо не только изыскать для местных бюджетов дополнительные источники доходов, но и наладить действенный контроль за использованием бюджетных средств. Ведь бюджетные средства, которые используются неэффективно, – это все равно что потерянные. Поэтому новая система местного самоуправления позволит развить все формы общественного контроля на местах – это и обоснование планируемых расходов из бюджета на те или иные программы, и проведение общественной экспертизы предлагаемых проектов решений, определения перспектив и приоритетов развития территорий.

– Создание в системе местного самоуправления районного звена повлечет за собой значительные изменения в кадровом составе органов местной власти. На работу придут новые люди, не имеющие достаточного опыта, не обладающие достаточным уровнем профессионализма. Как предполагается решать эту проблему?

– Очень правильный вопрос. Потому что важнейшей составной частью реформы станут вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления. О необходимости обеспечить местное самоуправление профессиональными кадрами говорил в своем послании и президент В. В. Путин. Эту проблему мы также обсуждали неоднократно на различных площадках.

Уровень профессионализма необходимо повышать не только тем, кто еще только придет во власть, но и тем, кто уже в ней работает. Не секрет, что, например, в нашем городе расстановка кадров в муниципалитете осуществляется зачастую не по признаку компетентности, а по степени близости к должностному лицу, которое находится у власти в городе. От такого подхода необходимо отказываться. На заседании Центрального совета ВСМС отмечалось, что необходимо модернизировать всю систему обучения и переподготовки муниципальных кадров, унифицировать принципы прохождения государственной и муниципальной службы, повысить социальную защищенность муниципальных работников. На заседании было поддержано также предложение закрепить в федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» обязательность и периодичность не реже одного раза в пять лет прохождения муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, курсов повышения квалификации с последующими экзаменами или иными испытаниями.

– Когда ожидается принятие изменений в закон об организации местного самоуправления? Следует ли нам ожидать выборов в муниципальные органы власти уже в этом году?

– Необходимо отметить, что ввиду важности этого законопроекта ему придается большое значение на всех уровнях власти. Поэтому он будет рассматриваться в Государственной думе одним из первоочередных. Думаю, что его могут принять уже в ближайшие месяцы.

Что касается его правоприменения в регионах и, соответственно, проведения выборов в местные органы власти, то из многих регионов поступают предложения, чтобы предоставить право решать этот вопрос самим субъектам Федерации. Так что в нашей области сроки проведения выборов будут определять региональные органы власти.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter