СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Олег Болотин, депутат Волгоградской облдумы: «Руководство регионом отличается от командования батальоном»

Поделиться

Для действующего депутата Волгоградской областной думы Олега Болотина близящееся окончание депутатских полномочий – хороший повод для серьезного разговора о волгоградской власти и будущем города. Кто из губернаторов оказался самым полезным для экономики региона? Какой мэр нужен Волгограду, и нужен ли он вообще? На эти и другие вопросы V1.ru ответил Олег Болотин.

– Олег Георгиевич, вам довелось работать не с одним губернатором Волгоградской области. Кто из них оставил самый заметный след в экономике региона?

– Будучи генеральным директором «Каустика», я начал работать еще с Иваном Петровичем Шабуниным. По тому, как он интересовался промышленностью и экономикой, я бы отдал ему предпочтение перед всеми, кто был после него. Нам довольно часто приходилось общаться и по вопросам предприятия, и по вопросам экономики региона, и я убежден, что он внес свой достаточно весомый вклад в их развитие в тот период, когда экономика была в принципе в совершеннейшем развале. При этом надо понимать, что в тот самый период, когда у подавляющего числа членов нашего общества утрачивается способность к разумному и логическому мышлению, в том числе и у тех, кого обычно называют элитой, роль личности, которая руководит регионом, очень велика.

Повторяю, предпочтение я бы отдал Шабунину. Но на его место пришел Николай Кириллович, с которым до определенного периода мы тесно сотрудничали. Надо сказать, что начинал он довольно интересно. Вышла книга «Губернатор – лицо действующее», где он расписал свою программу и свое видение того, что он как губернатор должен делать. Естественно, что не все у него получилось. Но надо отдать должное, что при его правлении социально-экономическое положение в регионе было в моем понимании более-менее стабильным, хотя и имело тенденцию к ухудшению. Ну, например, мы были сорок пятыми – сорок четвертыми в стране по доходам на душу населения. Конечно, мы и тогда были в хвосте по разного рода статьям, в том числе по социальным расходам. Максюта очень злился на меня, когда я напоминал, что наша область – на восемьдесят первом – втором месте по социальным расходам на душу населения. А затем, видимо, было утрачено какое-то звено то ли в управлении, то ли в контактах, и регион покатился вниз.

Что такое губернатор в судьбе региона, я бы показал на примере одного из основных для экономики показателей – доходам на душу населения. Так вот, в 2012 году по этому показателю регион занимал 77 место, а уже в 2013 – последнее в списке – 83. Обычно федеральный бюджет субсидирует регионы, и в 2012 году мы получили федеральных субсидий 69 рублей на человека, а в 2013 году астраханская команда остановилась на 48 рублях. Поэтому я вынужден сказать, что, к большому сожалению, череда губернаторов, сменивших Шабунина, не сумела противостоять ухудшению социально-экономической ситуации в регионе.

Поделиться

– Чего не хватило управленцам, чтобы удержать ситуацию под контролем?

– Думаю, прежде всего – компетентности и профессионализма. Не хватает способности к разумному и логическому мышлению. В 1986 году я прочел книгу «Потерянный разум» Сергея Кара-Мурзы. Считаю, что эта книга должна быть на столе каждого руководителя, а пару-тройку ее страниц не мешало бы перечитывать каждый день. Что бы ни говорили, мы живем в интересную эпоху, когда на фоне небывалого технического прогресса общество дичает и утрачивает способность к разуму и логике. Наверное, поведение Запада в отношении Украины и России – самый наглядный пример этой общемировой утраты. По крайней мере в действиях и разговорах наших западных партнеров лично я не вижу сейчас ни того, ни другого.

– Связи для губернатора много значат?

– Умение налаживать связи, особенно в сложившемся в стране клептократическом режиме – очень большое дело. Но не менее важно, чтобы, налаживая эти связи, губернатор оставался патриотом, а не налаживал связи только себе на пользу. Последнее очень сложно давалось в особенности тем, кто пришел к руководству областью после Максюты.

– Был ли, по-вашему, у Волгограда идеальный мэр? Какой он, и есть ли у города шанс заполучить внятного управленца?

– Если в природе в принципе нет идеальных людей, то не может быть и идеального мэра. Тем не менее на посту мэра должен быть человек, отвечающий понятию элита. Это должен быть интеллектуально развитый человек с высоким уровнем нравственности. Это должен быть государственно мыслящий человек, обладающий познаниями в сфере экономики, коммунального хозяйства, определенными знаниями в области архитектуры и общения с людьми. Ну и наверное, самое главное – он не должен быть сребролюбив.

Поделиться

Но, к большому сожалению, таких мэров у Волгограда не было, и это естественно. Мы сегодня живем в государстве, где идеология вседозволенности – основной способ мышления членов правящей партии. Подтверждение того – снятие с поста мэра Романа Гребенникова. Я не его сторонник. Для меня он циничный, наглый политик-демагог. Но сам процесс его снятия прошел в нарушение всякого законодательства. Захотел Анатолий Бровко – его убрали. Сергей Соколов тоже был снят против всех существующих законов. Злые языки говорят, что даже наш новый врио губернатора помогал Боженову вывести Соколова из кабинета. Посадка в кресло Ирины Гусевой – все эти факты говорят о том, что сегодня на этом уровне общественного сознания, который позволяют себе члены правящей партии, говорить о том, что у Волгограда будет мэр, который бы соответствовал предъявляемым к элите требованиям, – утопия. Во всяком случае, я об этом не мечтаю, дай Бог, чтобы до этого дожили мои внуки.

– Но, с другой стороны, говоря о должности мэра, мы забываем, что в нынешней структуре городской власти такой должности просто нет. От этого сильно что-то меняется?

– Конечно, мы можем ссылаться и на структуру власти, помня о том, что есть должность сити-менеджера, а есть мэр с его представительской функцией. Но я же не зря сослался на посадку Ирины Гусевой в кресло мэра. Эта дама подмяла под себя сити-менеджера, она на экране, она комплектует команду сити-менеджера. Эта дама не стала избавляться от того же Алексея Конотопкина, который зарекомендовал себя как один из основных виновников наращивания долгов перед газовиками. Сегодня в кресло первого зама Чунакова посажен Андрей Потапов, компании которого должны газовикам более пятисот миллионов. Поэтому мы будем исходить из того, что есть у города на практике.

– Говоря о неудачах последних губернаторов, их часто списывают на неумение найти общий язык с политическими элитами региона. Кто они, эти самые элиты?

– Если говорить о приходе в Волгоград чужаков, я бы назвал это колоссальной ошибкой Кремля. Нельзя все время наступать на одни и те же грабли. Нельзя направлять в регион людей, которые никогда не имели к нему отношения, не жили здесь и которые однозначно будут восприниматься в штыки теми, кого вы называете элитами. Это первое. Элитой я считаю прежде всего грамотных управленцев. Я не готов рассуждать об элите спортивной, культурной и прочее. Я говорю о тех, кто пришел в управление. Так вот, как бы это не было прискорбно, но в управлении страной отсутствуют люди, которые бы отвечали требованиям, предъявляемым к элите. Скорее, к ним подойдет термин «истеблишмент». Итоги управления Россией и регионами, в том числе так называемым истеблишментом, подвел в 2012 году в своем послании Федеральному собранию Владимир Путин. Все отметили, что он сказал несколько слов о духовных скрепах. О том, что сегодня эти скрепы утрачены, о том, что сегодня духовность оставляет желать лучшего, и о том, что достигнутая в период управления истеблишмента бездуховность даже угрожает безопасности государства. Поэтому, да простят меня ваши читатели, но в Волгограде я не вижу людей, которые попадали бы под понятие «элита».

Поделиться

– Губернатор взялся «в ручном режиме» разрулить ситуацию на одном из самых проблемных производств Волгограда – «Химпроме». И даже пообещал привлечь к решению проблемы российское правительство. Однако на последнем заседании трехсторонней комиссии из его уст прозвучали нелицеприятные обвинения в адрес менеджмента «Химпрома». Насколько они справедливы, и что на самом деле мешает распутать клубок проблем «Химпрома»?

– Судьба «Химпрома» – один из тех фактов, которые доказывают, что система управления нашего государства – клептократическая. Если вернуться в историю, то в 2003 году был снят с должности последний нормальный директор «Химпрома» Леонид Кутянин, который был химиком и при этом имел организаторские способности, после чего началась череда смен руководства. Когда пришел и.о. Дмитрий Мазепин, его люди стали заниматься тем, что продавали продукцию «Химпрома» по ценам ниже себестоимости и значительно ниже рыночных. Дальше пришел Вексельберг, его команда «Ренова» не менее активно занималась выводом средств предприятия. В 2007 году Николай Максюта написал довольно обширное письмо и в Генпрокуратуру, и в адрес президента о том, что менеджмент предприятия уже вывел на тот момент 3,7 миллиарда рублей с баланса предприятия. Было очень много статей в газетах, эту ситуацию освещало телевидение, но никаких последствий. В 2009 году государство передало «Химпром» госкорпорации «Ростехнологии», которой руководит Сергей Чемезов, и пришли вообще, на мой взгляд, мародеры. Люди Чемезова начали еще более активно выводить активы предприятия, перестали платить энергетикам, перестали платить налоги и по сути занимались тем, что вгоняли предприятие в банкротство, что в итоге и произошло.

Когда пришел Бочаров, ему просто некуда было деваться, поскольку на него вышел профсоюз предприятия. Это совпало еще и с предстоящим прилетом в город Дмитрия Медведева, который посетил Волгоград спустя два дня после заступления на должность Андрея Бочарова. Кроме того, я вручил Бочарову от себя лично письмо на шести листах, где описал историю разворовывания «Химпрома» и обрисовал перспективы развития. При этом я ссылался на заседание правительства, на котором Денис Мантуров сделал соответствующие поручения по «Химпрому» еще в 2012 году. Потом была комиссия специалистов, которая также отметила в своем заключении факт разворовывания «Химпрома», определила перечень продукции, реализуемой ниже рыночной цены и рекомендовала перечень работ, которые должны были быть выполнены правительством региона. Но тогда еще боженовское правительство ничем из рекомендованного заниматься не стало.

К большому моему сожалению, сегодня тоже ничего не меняется. Нынешняя команда, а точнее те, кому доверена сбытовая политика, продолжают продавать продукцию по ценам ниже рыночных. Поэтому вся идея создать комплекс безубыточных предприятий, а на их базе создать новые предприятия просто нереальна. Я думаю, что это делается умышленно, чтобы все-таки привести «Химпром» к окончательному банкротству и начать его ликвидацию. Ведь ликвидация химического предприятия потребует колоссального количества денег, исчисляемого десятками миллиардов. А там, где много денег – можно много украсть.

Поделиться

Поэтому, когда губернатор сделал разнос, он сделал его не совсем по назначению. Говорить надо было не о том, что кто-то плохо работает или чего-то не сделал. Надо было говорить о том, что в работе «Ростехнологий» по сути ничего не меняется, и предприятие продолжает разворовываться. Думаю, при таком темпе к сентябрю созреет решение о ликвидации «Химпрома», которого так долго добивался Сергей Чемезов. И дай Бог, чтобы я ошибался!

– То есть вы считаете, что у города есть реальные шансы лишиться еще одного крупного предприятия?

– Да, и это тем более абсурдно, что как раз сейчас складывается в целом благоприятная ситуация для реанимации «Химпрома». Вводимые против России санкции привели к тому, что сейчас – самое время начать создавать на 150-гектарной площадке «Химпрома» новые производства. У нас есть все, чтобы создать мощнейший химический кластер: есть нефтехимия, есть «Каустик», есть химия Волжского, есть нефтеперегонный завод, по территории проходит газопровод, из которого можно брать сырье. Но пока есть ощущение, что и наш новый губернатор впадает в заблуждение относительно того, что нужно делать немедленно.

– Чем сложнее складывается ситуация в экономике региона, тем большие ожидания возлагаются на руководство области. Всегда ли предлагаемые на уровне области лекарства для болевых точек региона способны оправдать эти ожидания? Так, после громких заявлений губернатора о ликвидации коррупции в ЖКХ мы получили обратную реакцию и коллапс с отключением горячей воды.

– Когда я имел счастье несколько минут общаться с губернатором, я сказал ему о том, что он уникальный человек. Он удивился, на что я ответил: «Я на вас не нашел компромата в Интернете». Более того, в своей деятельности он отмечен положительно, так как являлся инициатором расследования нескольких коррупционных дел. Но мы должны понимать, что с доверием президента одновременно не приходят ни знания, ни жизненный опыт, ни умение подбирать, расставлять и обучать кадры, ни умение принимать управленческие решения. Это все требует обучения. Если у человека нет такого опыта, то прежде чем ломать и гнуть, нужно немного поработать над собой. Его звезда Героя, его решительные заявления породили определенные надежды. Но в частных беседах я призываю вспомнить Героя России генерала Шаманова, который тоже получил добро Путина и стал губернатором Ульяновской области. Но четыре года его правления принесли достаточно много бед Ульяновской области. Не знаю, как поступит после выборов наш губернатор, но пока один привез московскую команду, второй привез астраханскую команду, – результаты мы видим. Владиимр Шаманов тоже привез московскую команду, которая в основном сработала на себя и свои интересы, из-за чего генералу тоже пришлось покинуть свой пост. Правда, ближе к концу срока.

Поделиться

Поэтому я уверен, что все заверения Бочарова исходят от души, но чтобы они дали эффект, нужно много знать и иметь соответствующие кадры. Скоро мы будем отмечать 100 дней Бочарова, но на посту как были, так и остались и Конотопкин, и Потапов. О какой коррупции в сфере ЖКХ можно после этого говорить? Да, сегодня есть несколько мелких управляющих компаний, которые не вписались в общую систему воровства – они страдают, кое-кто даже получил срок. Но есть такие, кто за 36 миллионов получил штраф – 76 тысяч. Чтобы разрубить этот узел, нужно не просто работать 24 часа в сутки, но и иметь аппарат, который помимо компетентности был бы кристально честен, чтобы его никто не мог прикупить.

В 2008 году в интервью одному иностранному изданию Путин сказал о том, что победить коррупцию в России, где нет гражданского общества, невозможно. Думаю, прежде чем делать громкие заявления, Бочарову тоже не мешало бы помнить о том, что гражданского общества на территории Волгоградской области нет.

– Волгоградских губернаторов не раз упрекали в неумении подбирать команду. А возможно ли в принципе собрать ее из местных специалистов?

– Недавно я имел возможность побеседовать с нынешним министром транспорта Владимиром Удаловым. По-моему, это честный и легко обучаемый человек. И если ему не свернут голову, он будет очень толковым министром. Уверен, что он такой в области не один. Одна из главных проблем губернатора – отсутствие толковой кадровой службы. Одно дело – командовать батальоном. Руководство регионом – совершенно другие подходы, люди и отношения. Подобрать команду можно, но нужно этого очень хотеть.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter