СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Вера Зубихина, председателем совета директоров группы компаний «ЦИВССМ»: «Общественный контроль гарантирует, что предприятию нечего скрывать»

Поделиться

Когда асфальт на волгоградских дорогах не будет смываться первым дождем? Для чего нужен общественный контроль и справедливо ли утверждение, что качество строительства в Советском Cоюзе было выше, чем сейчас? Об этом V1.ru поговорил с председателем совета директоров группы компаний «ЦИВССМ» Верой Зубихиной.

– Вера Александровна, вы руководите крупной и многопрофильной компанией. Не сказывается ли это на качестве и независимости проводимых вами экспертиз?

– Города нашего Южного федерального округа в большинстве своем дотационные. И найти работу по какому-то одному направлению достаточно сложно. Собственно, так происходило и развитие фирмы, которая существует на рынке с 1991 года. В зависимости от просьб и пожеланий клиента присоединялись те или иные направления деятельности.

До того, как мы появились на рынке, за любым разрешением или экспертизой нужно было ехать в Москву, искать какие-то каналы, людей. Поэтому мы решили взять на себя это бремя – с одной стороны, быть правой рукой Москвы, с другой – помогать предприятиям, которые работают в округе.

– Часто встречается такое утверждение, что качество строительства во времена СССР было намного лучше. Согласны ли вы как эксперт с этим утверждением?

– Да, это действительно так. Нынешнее качество строительства значительно отличается от того, что было в Советском Союзе. Сейчас мы совершенно не контролируем, а декларируем качество строительных материалов. Такого никогда не было. Всегда существовал трехступенчатый лабораторный контроль – контроль организации, которая делает строительные материалы, контроль у заказчика и контроль неких проверяющих.

Сейчас такого нет, и это резко сказывается на качестве продукции. Поэтому мы и имеем и бетон несоответствующей марки, и прочие неприятности. И хорошо, если это выясняется на стадии фундамента, и это можно исправить. Если же этого не происходит, то, как показывает статистка, в половине случаев в течение первых десяти лет после постройки объекта в нем выявляются очень серьезные нарушения: трещины, различные недопустимые отклонения, дефекты сварки, сниженная морозостойкость и так далее.

Те «Гражданпроекты», которые действовали во времена СССР, были, с одной стороны, монополистами. Но, с другой стороны, в них создавался такой коллектив и такой архив наработок, чтобы они могли справиться с любыми проблемами. Сейчас же проектная группа из трех человек может выиграть конкурс на проектирование и строительство космического корабля. При этом контроль осуществляет аффилированная фирма. Да, она называется по-другому, но там сидят люди, связанные с проектировщиком. И сначала выигрывается конкурс на строительство, затем выигрывается конкурс на контроль. Получается легко и красиво, ведь рука руку моет. Поэтому достичь качества строительства тех времен, когда строили ГЭС и ТЭЦ, Химмаши и прочее, сейчас крайне сложно.

Поделиться

– Но тем не менее у нас же есть целая куча различных инспекций и надзоров, которые обязаны следить за качеством строительства?

-У нас есть система архитектурно-строительного надзора. Замечательная система. Она смотрит все, что можно смотреть. Но при условии, что имеет в руках какие-то приборы или лабораторию. С другой стороны, если брать, к примеру, дорожные лаборатории, то их всего шесть на Волгоградскую область, которые имеют все необходимые документы. Спрашивается, а как тогда заказчики принимают эту работу? Никак. Заказчик должен иметь либо свою лабораторию, либо опираться на результаты какой-то независимой лаборатории. Но в Волгограде и такого нет. Наши уважаемые депутаты не заложили даже несчастных 140 тысяч на проведение независимого анализа асфальтобетонного покрытия. И как быть руководителям предприятий-заказчиков? Никак. Потому что приборов неразрушающего контроля нет, лаборатории, на результаты которой можно опираться, тоже нет. И в нашем случае лаборатория Волгоградского ДСУ обслуживает всех своих подрядчиков, фактически проверяя сама себя. В результате мы остаемся один на один с пресловутыми волгоградскими дорогами.

– Возвращаясь к теме дорог – буквально месяц назад вы обещали тотальный контроль за качеством дорожных работ. Есть ли сейчас какие-то результаты этого контроля?

– Махина государственной власти всегда раскручивается крайне сложно. Но, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо нашему уважаемому министру транспорта Владимиру Удалову, который подписал приказ о том, что ряд людей, а именно пять человек – представителей ГИБДД, двух независимых лабораторий под руководством Армена Оганесяна, будут включаться в комиссию по приемке дорог. В городе же этот вопрос все еще решается, контроль еще не начат. И я думаю, что это интервью сподвигнет многих руководителей к тому, что нам сейчас нельзя просто так тратить деньги. У нас скоро будет чемпионат мира по футболу, да и мы просто устали от плохих дорог.

Поделиться

– А когда мы увидим результаты работы Ростовского ДРСУ, которое планирует отремонтировать волгоградские дороги?

– Сейчас работы находятся в так называемой средней фазе. Подрядчик выполнил подготовку, установил бордюры. Установил, прямо скажем, неплохо. Кстати, эти бордюры находятся у нас на испытаниях, результаты которых будут готовы в конце следующей недели. Я думаю, V1.ru будет первым, с кем мы поделимся результатами для того, чтобы рассказать волгоградцам, что происходит с волгоградскими дорогами.

– Не могу не спросить и про уход с рынка австрийской компании Strabag...

– Strabag – очень сложная и тяжело управляемая компания. Причем это показал не только опыт Волгограда, но и его работа в Сочи. Это очень сложная компания, качество работы которой достаточно часто оставляет желать лучшего. Компания, которая не всегда может четко организовать работу. Собственно, это и погубило ее в Волгограде. У нее не было четкого руководителя, который бы оперативно решал все вопросы вплоть до поставок битума и лабораторного контроля. Все время были какие-то хитрости, попытки ухода от прямых вопросов. Я думаю, что высокое руководство компании об этом просто не знало. Что же касается качества работ – то в течение первых двух месяцев работы качество настолько хромало, что машины постоянно заворачивались, состав смеси не утверждался, до осени проходили постоянные замены материала, были провалы по поставкам битумов. Как можно было с такой организацией связывать решение каких-либо серьезных вопросов?

В этом отношении Волгоградское ДСУ заслуживает похвалы. Чтобы в столь сжатые сроки организовать производство бетона, поставки асфальтобетонной смеси... Да, есть определенные проблемы и неприятности, мы говорили об этом. Тем не менее махина идет вперед, если только не подведут поставщики. Потому что объем строек в России огромен, несмотря на то, что закончились гигантские стройки в Сочи. Сейчас нам нужно строить мост в Крым, материалы закупаются в огромных количествах, и здесь важно не опоздать ни с качеством работ, ни с их организацией. У ДСУ организация работ находится на должном уровне, но они почему-то боятся общественного контроля. Хотя его бояться не стоит. Если предприятие идет на этот шаг, значит ему нечего бояться и нечего скрывать. Если бы профессионалы сошлись в одном месте, они бы быстро определили, какие материалы лучше подойдут, какие добавки нужно использовать, ведь наша задача – сделать так, чтобы дороги Волгоградской области были долговечными.

Поделиться

– Так, может быть, следует в первую очередь изменить сознание руководителей?

– Я предлагаю организовать круглый стол, на который пригласим профильный комитет городской думы и поговорим, почему так сложилось. Я бы хотела, чтобы волгоградцы понимали, что мы – серьезная организация, которой доверяют очень серьезные объекты. В начале недели мы сдали трассу для «Формулы-1» в Сочи, мы там были главными контролерами. В понедельник наша бригада уезжает в Краснодар, чтобы закрывать там важные проблемы, связанные с Крымом. Мы очень мобильная, честная, аккуратная компания, которая работает на очень высоком уровне. И если кто-то думает, что мы хотим заработать на общественном контроле, он глубоко ошибается. Мы будем работать бесплатно, от Общероссийского народного фронта. Но нужно создать систему контроля. Нельзя доверять приемку дороги тому, кто сам эту дорогу строит. Должна быть жесткая, многоступенчатая система контроля. Только тогда она будет действовать. И депутатам крайне необходимо выделить деньги на организацию лаборатории у МУП «Комдорстрой», чтобы там работали высококлассные специалисты, получающие достойную зарплату. Иначе смысла в этом контроле нет никакого. Можно просто прожить на взятках, тихо и спокойно. Но так делать нельзя.

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter