СЕЙЧАС +13°С
Все новости
Все новости

Клуб экспертов Волгограда: «Единой России» без санации не обойтись

Стоит ли ждать чистки рядов в Волгоградском региональном отделении «Единой России» и приведет ли ожидаемая реформа «партии власти» к ее выходу из нынешнего состояния застоя, размышляли члены клуба экспертов Волгограда.

Александр Стризое, заведующий кафедрой социологии Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), доктор философских наук: «Региональное отделение "Единой России" нуждается в новых партийных проектах»

Поделиться

Партийная жизнь Волгоградской области знаменовалась в новом году громким заявлением секретаря регионального отделения «Единой России» Сергея Горнякова о предстоящей чистке рядов. Как и всякое политическое заявление, оно приобретает смысл, будучи взято в определенном контексте.

Этот контекст образует взаимосвязь ряда событий, среди которых, прежде всего, выделим историю с «покорением» Антарктиды депутатом Госдумы РФ от Волгограда Олегом Савченко. Для волгоградцев этот туристический вояж стал продолжением приснопамятной итальянской одиссеи областных депутатов 2012 года.

Можно предположить, что большинство рядовых избирателей, независимо от того, что думают о своих поездках их участники, восприняло оба эти путешествия вовсе не как стремления прославить героический регион или приобщиться к бесценному политическому и хозяйственному опыту парламентской деятельности, а как банальные капризы зарвавшихся бездельников, не желающих не то что напрягать себя депутатскими заботами, но даже вникать в суть реальных проблем граждан.

Как представляется, подобные увеселения политической богемы становятся возможны лишь тогда, когда реальная депутатская работа практически отсутствует или сводится к имитации законодательной деятельности.

Действительно, трудно думать иначе, посмотрев, как оправдывается перед камерами канала НТВ глава Волгограда Андрей Косолапов, рассуждая о том, что городским депутатам – кстати, тоже представляющим в своем большинстве «Единую Россию» – автомобили представительского класса с радиосвязью нужны для того, чтобы успеть поздравить учащихся и педколлективы нескольких школ с праздниками... Да и речи большинства народных избранников на публичных дискуссиях разного уровня или перед аудиторией региональных СМИ часто наполнены банальностями и общими фразами, так что слушать их, не испытывая стыда за глупость происходящего, могут либо наивная молодежь, либо равнодушные к сути дела обыватели.

Так или иначе, заявления о грядущей санации «Единой России» прочно связываются со скандальными депутатскими историями, дискредитирующими и саму партию, и представительные органы власти. Возникает вопрос: а не следует ли дополнить такое оздоровление серьезным пересмотром депутатского регламента, основательным уплотнением рабочего времени народных избранников?

Возникают и другие вопросы: насколько велики и существенны полномочия городского, областного и российского парламентов и как – насколько полно, глубоко и всесторонне – они реализуются? Не создается ли ситуация, когда бездеятельность порождает праздность и безответственность, сомнительные акции и бессодержательные споры? Не пора ли еще раз критически взглянуть на нормативные акты, регулирующие работу представительных органов, по крайней мере, на региональном и муниципальном уровне?

Проблемы, возникшие с депутатами-единороссами, характерны и для представителей других партий. И коммунисты, любящие говорить о своей верности идеологическим принципам, и справоросы, часто склонные к популизму, и представители ЛДПР, регулярно вещающие о своей заботе о простых гражданах, по большому счету, недалеко ушли от партии власти. Деятельность партийных представителей в региональных парламентах и Государственной думе РФ в редких случаях не вызывает нареканий рядовых избирателей и критики экспертов.

Опыт показывает, что даже под огнем критики в периоды предвыборных кампаний ротация кандидатов не приводит к серьезным позитивным сдвигам. В такой ситуации чистка рядов в первичных организациях мало что изменит: нужны изменения в партийной системе отбора кандидатов в депутаты и руководителей партийных организаций. Иначе селекция по отрицательным признакам только ускорит деградацию партийного представительства и всей системы депутатской деятельности.

Вторая группа факторов, образующих ситуацию, в которой прозвучало заявление лидера волгоградских единороссов о предстоящей чистке рядов, связана с объективными социально-экономическими и политическими условиями: начавшимся и динамично углубляющимся экономическим кризисом и возникшей паузой между только что закончившимися региональными и предстоящими в 2016 году федеральными выборами.

Ухудшение экономической ситуации спровоцировало волну общественной критики в адрес самых разных предприятий, организаций, органов местной власти и управления, во главе которых, как правило, стоят представители ЕР. Для партии власти было бы вполне логично, не дожидаясь громких разоблачений или правовых санкций, воспользоваться возможностью и избавиться от компрометирующих ее членов.

Однако чистка – это только начало решения существующих партийных проблем: необходимо привлечь в партию новых членов. При этом карьерные перспективы для руководителей и коллективная солидарность, приводящая вслед за своим шефом в ряды ЕР большую часть трудового коллектива, как показали недавние события в волжском «Водоканале», имеют и оборотную сторону. Они могут привести не только к бурному росту численности партийных рядов, но и к их быстрому сокращению... Существовавшие в прошлом и утратившие ныне былую популярность партийные проекты ЕР могли бы привлечь в партию людей, движимых не только желанием публичного успеха, но и обладающих определенными профессиональными и гражданскими качествами. Региональная организация ЕР могла бы инициировать серию новых партийных проектов, под которые можно было бы набрать новое партийное пополнение.

Следует также учесть, что новое партийное поколение ЕР 2015 года может стать в следующем 2016 году кадровым резервом на парламентских или досрочных муниципальных выборах (Волгоградская городская дума), а также кадровым резервом партийного руководства на местах. Сегодняшняя ротация может не только вывести из партии власти на начальной стадии кризиса виновников экономических провалов и проштрафившихся администраторов, но и открыть новым членам поле деятельности, на котором они имеют все шансы утвердить себя как инноваторы, создатели новых, более эффективных и социально значимых структур, победители кризиса. Имеющийся сегодня запас времени достаточен для достижения не только заметных для общества позитивных результатов, но и для формирования рейтингов известности и доверия в общественном мнении.

Наконец, третья составляющая ситуации партийного обновления волгоградской ЕР связана с политикой оздоровления региональной элиты, которую проводит губернатор Андрей Бочаров, последовательно стремящийся объединить ее различные группировки вокруг конструктивных, значимых для населения области целей. Понятно, что персональные отставки и назначения без поддержки организованным коллективным действием не приведут к конструктивным переменам.

Такое действие должно опираться не только на здоровые силы среди профессионалов в организациях и на предприятиях, но и на неформальную общественно-политическую поддержку, которую могут оказать партийные структуры. Любопытно, что недостаток ЕР, которую часто называют «партией чиновников», может сыграть на пользу антикоррупционной, созидательной мобилизации волгоградской элиты. Появляется возможность дополнить формальное административное воздействие на аппарат управления неформальным морально-психологическим давлением партийных структур.

Волгоградские политические наблюдатели знают, что местные единороссы уже не раз заявляли о своем желании проститься с «партийным балластом». Сделать это всегда оказывалось труднее, чем заявить. Время покажет, чем окажется провозглашенный новым партийным руководством «режим санации» – очередной декларацией, клановой борьбой или обновлением политического актива и элиты области, значимым импульсом регионального развития.

Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде»: «Кадровая чистка в рядах партии власти будет связана с выборами в федеральный парламент»

Поделиться

Чистка рядов «Единой России», которую анонсировал лидер реготделения Сергей Горняков, несомненно, связана с предстоящими выборами в Государственную думу РФ. Партия власти по сложившейся традиции первой объявила о своих предвыборных планах на 2016 год, и кадровый аудит станет одним из главных трендов сезона.

Примечательно, что на прошедшем в декабре 2014 года совместном расширенном заседании Высшего совета и Генерального совета партии лидер «Единой России» Дмитрий Медведев попросил отказаться от прижившегося медийного термина «партия власти» и попытался ввести в оборот другой – «правящая партия», которая «контролирует власть».

Замысел Медведева понятен – партию, в которую входит подавляющее большинство представителей чиновничьего аппарата различного уровня, никакие чистки не оградят от перманентных коррупционных скандалов или использования админресурса в противостоянии с политическими оппонентами. Другое дело, партийный контроль – это более аморфное понятие, которое при желании можно интерпретировать, как угодно и где угодно.

Сложно сказать, приживется ли новый термин, но в чем Медведев, безусловно, прав, так это в том, что чистка партийных рядов нужна, причем начинать ее нужно было, как говорится, еще вчера.

Начавшаяся в Волгоградской области в апреле 2014 года перезагрузка, ставшая предтечей уверенной победы волгоградских единороссов на выборах в облдуму, говорит о том, что и дальнейшие шаги нового политсовета будут направлены на ротацию руководящего состава реготделения ЕР. Допускать скандальные прецеденты, когда из рядов отделения разом выходят 130 членов партии, как это было совсем недавно в Волжском, в предвыборный период немыслимо.

Кадровые чистки, несомненно, содержат в себе и пиар-составляющую как ответ на запрос общества на демонополизацию «Единой России» в управленческой системе. Кооптирование во власть представителей ОНФ и беспартийных сторонников партии уже началось, но в предвыборный год это будет происходить более интенсивно. Не случайно на все том же декабрьском совещании Медведев предложил реготделениям ЕР сконцентрировать свои усилия на активизации работы с ближним резервом – сторонниками партии.

Заданный лидером ЕР курс на работу с беспартийными несколько сужает поле деятельности для кадрового маневра Общероссийского народного фронта, но вряд ли это будет воспринято «фронтовиками» как угроза. Не стоит всерьез говорить о наличие какой-либо конкуренции между «Единой Россией» и ОНФ. Соперничество двух этих объединений из одного кремлевского инкубатора условно. Все уже давно поняли, что ОНФ – это запасной гардероб «Единой России», который позволит при необходимости облачить представителей партии власти в привлекательные маскировочные халаты «фронтовиков».

Взаимоотношения «Единой России» и ОНФ давно и благополучно перекочевали в сферу пиара, а не реальной политической конкуренции, предполагающей принципиальные отличия в идеологии, программах и подходах к решению проблем страны. Реальной политической конкуренции между ОНФ и «Единой России» не существует, но Кремль, своевременно диверсифицировавший свои политические активы, теперь располагает двумя разноформатными брендами, способными селективно рекрутировать партийных и беспартийных кандидатов, не ущемляя стратегические интересы двух политических структур.

Время для проведения кадровой чистки волгоградские единороссы также выбрали очень удачно. Рейтинг партии власти после «русской весны» находится на электоральном пике, по последним данным он превысил 55%.

Политические события на Украине, присоединение Крыма большинством населения России воспринимаются целостно по отношению к партии и президенту, большинство россиян до сих пор считают «Единую Россию» партией Путина. Но что еще важно, патриотический подъем существенно снизил уровень недоверия основной части населения к политическим элитам, что в свою очередь создает достаточно широкий коридор возможностей для системных преобразований как внутри партии власти, так и на уровне государства.

При этом и в «Единой России», и в Кремле прекрасно понимают, что для нормального политического процесса нужна оппозиция. И сегодня, когда на смену патриотическим духоподъемным факторам приходит экономический кризис, на первое место выходит не столько формальное присутствие оппонентов партии власти, сколько вектор их протестной активности. Слабость, которую демонстрируют сегодня системные оппозиционные партии в выборной борьбе, – стратегическая проблема, которую еще предстоит решать Кремлю до выборов 2016 года.

После «русской весны» системные оппоненты «Единой России» попали в смысловую ловушку. Как только оппозиция наталкивается на противоречие с такими базовыми ценностями, как патриотизм, справедливость, «крымнаш», оказывается, что при всем запросе на оппозицию, избиратели не спешат за них голосовать. Электоральные перспективы партийных объединений начинают просматриваться только тогда, когда они окрашены в российский триколор и имеют в своей программе интерпретации всех трех базовых ценностей, которые благополучно узурпировала «Единая Россия».

Не случайно именно сейчас из стана «Справедливой России» пока робко, но настойчиво доносятся сигналы о готовности стать составной частью ОНФ. Сергей Миронов и Николай Левичев прекрасно понимают, что «Справедливая Россия» – первая на вылет из «высшей лиги» российской политики, поэтому заблаговременно начинают зондировать для себя запасной если не партийный, то хотя бы персональный политический аэродром.

Что касается несистемной оппозиции, то сегодня их электоральное влияние не превышает уровень статпогрешности. Практически все партийные новоделы либо вождистские, либо корпоративные и не в состоянии выполнять изначально присущую им функцию политического и тем более идеологического представительства. Многие малые партии просто мутировали, превратившись в локальные предвыборные штабы в регионах.

Исходя из нынешней политической ситуации можно сказать, что политический монополизм России пока не грозит, и партийная конфигурация будущей Госдумы медленно, но неуклонно дрейфует в сторону создания трехпартийной системы, где перегруженной и обновленной «Единой России» как и прежде будет отведена роль правящей партии. ОНФ, судя по всему, так и останется возобновляемым ресурсом партии власти по делегированию в выборные списки кандидатов-одномандатников.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области: «Партия власти возвращает муниципальное самоуправление к советской модели»

Поделиться

Партия власти – здесь я подразумеваю не только «Единую Россию» как таковую, а весь правящий класс – в последнее время весьма интенсивно, но пока без особых успехов пытается реформировать и модернизировать действующую в стране вертикаль власти, а попутно и увлечь этим процессом наиболее активную часть общества.

Имитация возвращения государства к демократическим принципам формирования органов власти идет полным ходом. Сначала вернули для депутатов Государственной думы ФС РФ возможность быть избранным по одномандатному округу, оставив при этом половину мандатов для избранных в составе партийных списков. Затем вернули выборность губернаторов, но с рядом оговорок. Якобы демократической направленности, но по факту – репрессивных. Как-то: наделили депутатов Законодательного собрания региона формальным правом решать, по какой форме обретать губернатора, и ввели так называемый «муниципальный фильтр» – своего рода аналог широко применяемого теперь и в России предварительного праймериз.

Но если депутатов Государственной думы ФС РФ еще только предстоит выбирать по обновленной схеме в 2016 году, то мнимая губернаторская «вольница» в минувшем году явилась во всей красе. Предвосхищая и экономический кризис, и благодатную почву от него для самопиара оппозиционным кандидатам, значительное число глав регионов досрочно сложили свои полномочия и ринулись переизбираться и легимитизироваться. Но в целом ряде мест оппозиционное поле оказалось настолько пустым, что трудно было отыскать даже более-менее приличных спарринг-партнеров для имитации честности выборного процесса. В некоторых регионах сильные соперники все же были, но действовавшие губернаторы при содействии силовиков одних застращали так, что они отказались даже выдвигаться, другим перекрыли доступ к муниципальным депутатам, чтобы те ненароком не подписали чего лишнего.

Когда волна недовольства стала достигать критического объема, в процессы пришлось вмешиваться администрации ррезидента России и разруливать ситуации, одновременно купируя и вседозволенность действующих губернаторов, и умеряя амбиции их соперников.

Например, давая возможность пройти через муниципальный фильтр в обмен на отказ от сколь-нибудь вообще серьезной предвыборной кампании и признание результатов выборов, какими бы вопиющими они ни были.

Участвовавшим в губернаторских выборах лидерам региональных отделений партий из пула системной оппозиции едва ли не повсеместно были обещаны дополнительные места в местных Заксобраниях и возможность беспрепятственно избраться/переизбраться в Государственную думу ФС РФ. Первое обещание редко где сдержали, второе пройдет проверку на силу слова осенью 2016 года. Или раньше, если ситуация в стране потребует досрочного роспуска нижней палаты российского парламента и общенационального шоу под названием «выборы» для отвлечения близких к протесту.

На рубеже 2013–2014 годов партия власти активно взялась и за реформирование муниципальных органов власти. По предложению президента России Владимира Путина Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) и иные близкие с ним по духу государственные и общественные структуры принялись разрабатывать поправки в федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В конце мая 2014 года таковые были приняты, и уже в Единый день голосования 14 сентября 2014 года органы власти многих муниципальных образований формировались с учетом внесенных поправок и решения старших товарищей, поскольку право выбирать вариант формирования органов муниципальной власти перешло от представительных органов МСУ к региональному парламенту.

Улучшилось ли качество работы органов местного самоуправления, сформированных по новой схеме? Времени от дня выборов прошло немного, но тот факт, что во главе многих муниципалитетов сохранились если не те же самые чиновники, то уж точно те же самые группировки, сменив лишь таблички на кабинетах, оптимизма не вселяет.

Но для партии власти есть в этом плюс – значительно расширен круг вовлеченных в муниципальное управление. Для многих из тех, кто сейчас стал депутатами тех же районных дум, важен сам факт востребованности и причастности к важным общественно-политическим процессам. Они готовы и без материальной компенсации, на общественных началах много времени уделять своей новой работе и видеть ее результаты – там благодаря стараниям депутатов отремонтирован водопровод, а там закрыта многолетняя несанкционированная свалка.

А это значит, что большинство таких людей, осознав свою востребованность и причастность, уже вряд ли станут выходить на протестные акции и являть собой угрозу политической стабильности.

При этом даже если в представительном органе власти вдруг окажется большинство у тех, кто к партии власти настроен критически и они изберут своего председателя (он же глава района или глава города), то ничего критичного не произойдет.

Поскольку под занавес 2014 года Государственная дума ФС РФ приняла еще одни поправки в закон, регламентирующий деятельность органов МСУ. Согласно им, все реальные рычаги власти оказываются у нанятого по контракту сити-менеджера. Как правило, его кандидатуру спускают в городскую или районную думу сверху, от губернатора региона.

Таким образом, сделав круг, МСУ вновь возвращается к прежней, хорошо известной еще с советских времен системе разделения властей. Есть избираемая населением районная дума (для сельских – МСУ) или формируемая из районных депутатов городская дума (для городов), депутаты которой занимаются вопросами благоустройства, размещения памятных досок и выдачей почетных грамот. И есть мэр/сити-менеджер (при СССР – председатель рай- или горисполкома), который занимается реальным управлением городским хозяйством и финансовыми потоками под полным контролем губернатора.

Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Волгограда: «Вместо застойной региональной элиты нужен ориентированный на модернизацию новый административный класс»

Поделиться

В волгоградской региональной элите сегодня существуют два основных политических тренда. Оба эти тренда связаны с фигурой действующего губернатора Андрея Бочарова и сводятся к двум вопросительным формулировкам.

Тренд (вопрос) первый – «где у него кнопка»? Другими словами, что и как нужно делать, чтобы понравиться главе региона, войти в его «ближний круг» (хотя никто не знает, есть ли этот круг на самом деле) и обеспечить себе политические перспективы и предсказуемое будущее.

Тренд (вопрос) второй – «кто начнет первый»? Другими словами, если в ближний круг войти не получится, то надо готовить заговор, а лучше – восстание. И тогда вопрос – когда же, в каком месте у кого первым лопнет терпение, тем самым, выпустив наружу недовольство отдельных представителей местной элиты бочаровским авторитаризмом.

Внятных ответов на оба эти вопроса ни у кого нет. Напуганные Бочаровым волгоградские элитарии погрузились в состояние искусственной комы, рассчитывая в нем перетерпеть невыносимые психологические страдания и финансовые потери. Откуда-то из закоулков периодически доносится сдавленный шепот потеющих от напряжения потенциальных карбонариев – дескать, по весне начнем. Однако в этот шепот и обещания верится не больше, чем выводам и рекомендациям комиссии по мониторингу цен областного вице-премьера Александра Беляева. Поэтому – шепчутся, терпят, разбирают грустными зимними вечерами губернаторскую анатомию в поисках пресловутой кнопки.

В таком состоянии высшей областной административно-политической и деловой элиты вести речь о какой-либо перезагрузке региональной партии власти вряд ли уместно. Скорее, речь может идти о формировании новых моделей и практик надзора (контроля) и наказания (поощрения – это реже) групп интересов.

То, что губернатор Андрей Бочаров не рассматривает туземную региональную элиту в качестве политического субъекта, уже очевидно всем. В качестве объекта – да, безусловно. Объекта политического? Не уверен. Скорее, объекта спецполитического или даже политического спецконтингента, лишенного политической инициативы и, соответственно, субъектности. В отношении такого спецконтингента уместен и эффективен лишь один принцип – надзирать и наказывать. И следует признать, реализация Бочаровым этого принципа на практике дает феноменальные результаты.

Локализация амбиций и глубокая заморозка до околокоматозного состояния некогда доминирующих административно-политических групп региональной элиты дополняется сегодня психологическим прессингом со стороны «гасконцев» – выписанных губернатором из сельских глубин не всегда далеких, но хватких и ушлых «крепких мужичков». Конечно, вряд ли глава региона всерьез верит в конструкционные преимущества сельской, скажем так, интеллигенции над городской. Однако задуманная и претворенная им в жизнь кадровая перезагрузка в областной администрации и облдуме, безусловно, стала выдающимся и гуманным политическим решением, близким по духу женевским конвенциям, запрещающим жестокое обращение с пленными.

Однако увлекательный процесс утилизации волгоградской региональной элиты 1997–2013 года выпуска не может подменить необходимость формирования нового административного класса. Именно этот процесс и можно назвать вынужденной перезагрузкой партии власти. Из кого будет создавать своих «преображенцев» и «семеновцев» Андрей Бочаров – пока сказать трудно. Вполне возможно, что он и сам еще не имеет на этот счет законченного плана. Однако план такой формулировать придется, и, по-видимому, уже до конца 2015 года – чтобы уже во время избирательной кампании в Госдуму РФ начать его реализовывать.

Главной задачей для действующего волгоградского губернатора в обозримой перспективе станет преодоление противоречия между элитным застоем (вынужденной заморозкой лишенного политической инициативы и субъектности деградировавшего регионального политического класса) и запросом на развитие (модернизации социально-экономической системы региона).

Авторитарная модель региональной модернизации, которая, очевидно, избрана Андреем Бочаровым, нуждается не столько в привычной для волгоградцев ориентированной на застой элите, сколько в успешных менеджерах прорывных, стратегических проектов и внеэлитной массовой поддержке широких социальных групп.

Клуб экспертов Волгограда – сообщество независимых политических экспертов, ученых, журналистов Волгоградской области. Клуб основан в декабре 2010 года Виталием Арьковым, Евгением Калининым, Андреем Серенко, Александром Стризое. Координатор клуба – Андрей Серенко.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter