V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 37%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Город подробности «Растыка», «кущери» и «синенькие»: как говорят только волгоградцы

«Растыка», «кущери» и «синенькие»: как говорят только волгоградцы

Волгоградцы в целом говорят довольно правильно, но есть ли слова, по которым можно безошибочно узнать жителя героического города на Волге?

Волгоградцы в целом говорят довольно правильно, но есть ли слова, по которым можно безошибочно узнать жителя героического города на Волге? Или жителя Волгограда может выдать какая-то едва уловимая особенность произношения? В поисках ответа на эти и другие вопросы V1.ru отправился к профессору ВГСПУ, доктору филологических наук Василию Супруну.

Миф первый: волгоградцы «гэкают»

Волгоградцы и правда лет 30–40 назад довольно активно «гэкали». Но сегодня убеждение в том, что волгоградцам присуща эта особенность речи, можно расценивать как миф.

— Это, пожалуй, самое распространенное заблуждение об особенностях речи волгоградцев, — комментирует профессор ВГСПУ. — Когда я приехал в Волгоград в 1974 году, это явление еще имело достаточно широкое распространение. Особенно забавно звучало для приезжего название города, произносимое с местным колоритом: «Хород-херой Волхохрад». Но сегодня привычка «гэкать» постепенно уходит. Огрублять звук «гэ» еще продолжают в некоторых районах Волгоградской области, и по этой особенности речи сразу можно понять, что ее обладатель откуда-то из казачьих краев.

Миф второй: «гэканье» — неотъемлемый атрибут казака

Действительно, какого ни возьми казака из тех, что в фуражке и при медалях, каждый из них, браво подкрутив ус, непременно щегольнет этой колоритной особенностью казачьего «ховора». Но сегодня это уже, скорее, игра на публику, нежели органичная особенность речи представителя казачьего рода, которому, как известно, нет перевода.

— Знакомые мне волгоградские казаки специально говорят «гэ», — поясняет Василий Супрун, — чтобы тем самым подчеркнуть: я — казак! Это их «гэ» сегодня приобрело несколько театральный оттенок. Совсем старшее поколение кое-где в отдельных районах Волгоградской области сохраняет эту особенность речи, у них это «гэ» звучит естественно. А молодое поколение, не ставящее перед собой целью как-то особо выделиться, говорит как и основная часть волгоградцев, близко к норме литературного русского языка.

Миф третий: волгоградцы чаще других ездят отдыхать на Крит

Это не миф — волгоградцы и впрямь любят отдыхать на острове Крит, вот только к Греции он не имеет никакого отношения. На этом речном острове, как известно, расположен один из самых популярных волгоградских пляжей и несколько турбаз. Поэтому, если человек говорит: «Я люблю смотаться на выходных на остров Крит, а потом отвиснуть в баре на Жилухе», с большой вероятностью можно утверждать, что перед вами не участник списка «Форбс», а, скорее всего, достаточно типичный волгоградец.

— У жителя, допустим, Москвы фраза «Я поехал на Крит» не вызовет дополнительных вопросов: Крит, стало быть, Греция, — отмечает профессор филологии. — А для волгоградца все далеко не так однозначно. Таких слов-названий, способных «выдать» волгоградцев, достаточно много. Та же Горная поляна, Спартановка, Семь ветров, Лысая Гора. А уж Дар-Гора, это шикарное название с такой богатой историей, — так тем более.

Миф четвертый: волгоградцы изобрели слово «растыка»

Если услышите от собеседника слова «растыка» и «кущери», не сомневайтесь — перед вами житель Волгоградской области. Нередко приезжие впадают в ступор и от слова «грядушка» — на нем тоже впору ставить штамп «Сделано в Волгограде».

— Поскольку Волгоград близок к казачьему краю, многие волгоградцы являются выходцами из казачьих мест. Они и принесли с собой эти казачьи слова, часть которых достаточно прочно вошла в наш лексикон, — говорит Василий Супрун. — Многие из них носят гастрономический характер: «каймак», «нардек» или, например, «синенькие». Если в Москве сказать на рынке: «Дайте мне синеньких», вас просто не поймут. Волгоград — другое дело: здесь баклажаны по-другому и не называют.

Миф пятый: волгоградцы расставляют гачи и вылупляют зенки

Есть у Волгограда и другие интересные лексические особенности. Хлеб здесь меряют сайками, а не буханками, булками или батонами. Глаза оппонента в споре, особенно если они вытаращенные и вдобавок бесстыжие, непременно становятся зенками. Если чьи-то ноги в общественном транспорте мешают проходу других граждан, особенно находящихся в недобром расположении духа, то они автоматически превращаются в гачи. А если кому-то уступят место, то почти наверняка предложат присесть — слово «сесть» у нас не в чести.

Щенков волгоградцы чаще всего называют кутятами, тёрн для жителей некоторых районов Волгоградской области является исключительно тёреном или торном, а пирамидальный тополь в волгоградской глубинке иногда называют раиной — райское дерево, стало быть.

В северной части Волгоградской области можно часто услышать слово «корец», «корчик» — это может быть как ковш для зачерпывания воды, так и совок для сметания мусора. Заднюю часть двора там называют «задами», скотный двор «базом», а косточки вишни — «бобками». Женщины в волгоградской провинции иногда собирают волосы в «кулю», а мужчины регулярно «броются».

Если кто-то позволил себе дорогую покупку, то соседи могут отпустить по этому поводу шпильку — сказать полу в шутку, полу в упрек: кучеряво живете, мол. Ну или осведомиться: почем такая вещь «фильдеперсовая»? А продавцы в магазинах часто просят деньги «под расчет», так, чтобы без сдачи то есть.

• Грядушка — стенка кровати;
• каймак — снятые запеченные пенки с охлажденного жирного молока;
нардек — арбузный мед;
• кущери — густой кустарник;
• растыка — неумеха, растяпа;
• синенькие — баклажаны;
• остров Крит — остров на реке Волге неподалеку от Волгограда.

Фото: Фото Алексея Волхонского
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем