
Поделиться

Поделиться
Волгоград – город уникальный в плане организации дорожного движения. Если смотреть на карту города, то можно увидеть, что вдоль протянувшегося более чем на сто километров города тянутся всего три улицы, две из которых обрываются где-то посередине. Получается, что для того, чтобы добраться с севера Волгограда на юг, приходится ехать фактически по единственной дороге, в народе называемой «Вторая Продольная». Малейшая авария или ремонт дороги приводят к тому, что главная городская магистраль фактически останавливается.
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить перекрытие второй продольной на границе Советского и Ворошиловского районов. Изначально, когда дорогу перекрыли полностью, приходилось тратить время и бензин либо стоя в пробке на Тулака, либо пытаясь объехать затор через ростовскую трассу и выйти на СХИ. Километр по прямой превращался фактически в 20 километров объезда по далеко не идеальному покрытию. Это был практически единственный возможный вариант объезда. Правда, был предусмотрен и еще один – через знаменитые «золотые переезды» на Тулака, но в период ремонта дорог транспорт там стоял «наглухо».
Проблема реорганизации дорожного движения в Волгограде назрела уже очень давно. Сейчас в пиковые месяцы по второй продольной магистрали проходит до 40 тысяч машин. Ежегодно к уже имеющемуся автопарку прибавляется еще минимум 20 процентов. Пройдет совсем немного времени, и город превратится в одну большую пробку. Уже сейчас в час пик на самых оживленных магистралях собираются внушительные хвосты из автомобилей. Однако даже небольшая авария или вышедший из строя светофор способны практически полностью парализовать движение. Наглядный пример тому – недавняя авария на проспекте Ленина, когда в результате касательного столкновения двух машин остановилось движение из центра в сторону Ворошиловского района.
Еще один пример – сломавшийся светофор на улице Каспийской собрал пробку аж до Хорошева.
Справедливости ради стоит сказать, что практически все основные улицы изначально проектировались с тем расчетом, чтобы движение осуществлялось по трем полосам в каждом направлении. В теории так и есть. Однако на практике для движения фактически остается один ряд – левый. Правый ряд занят припаркованными автомобилями (ну нет в центральной части Волгограда парковок), по среднему ряду идет общественный транспорт. Для движения автотранспорта остается только левый ряд.
По словам начальника отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД ГУВД по Волгоградской области Александра Лепехина, первоочередной причиной пробок в Волгограде является практически неразвитая сеть городских магистралей.
«Проектирование улиц осуществлялось в 60-е годы, и проектировщики при строительстве не могли и предположить, что автопарк в городе будет развиваться столь стремительными темпами: ежегодный прирост автотранспорта в Волгограде составляет около 20 процентов. Но дороги-то остались те же. Плюс к этому возникает необходимость обеспечения безопасности пешеходов. Строительство подземных или надземных переходов – слишком дорогое удовольствие. Вот и приходится ставить светофоры для того, чтобы обеспечить пешеходам безопасный переход улиц. Хотя мы, со своей стороны, стараемся, как можем, облегчить жизнь водителям», – подчеркнул господин Лепехин.
Городские власти предпринимают попытки разгрузить городские улицы, однако пока все действия муниципалитета особых результатов не приносят.
Расширяют дорогу на СХИ, обещают по четыре полосы в каждом направлении. Далее. Проспект Ленина от 13-й Гвардейской до Краснознаменской. Сейчас там убирают тротуар с левой по ходу движения стороны проспекта. Мера, которая, по заверениям городских властей, поможет хоть немного разгрузить центральную улицу Волгограда. Однако фактически – много ли дадут те полтора метра проезжей части, которые появятся после демонтажа тротуара?
Впрочем, массу подобных примеров может привести любой волгоградский автомобилист, добавив к этому порой крайне неудовлетворительное состояние волгоградских дорог, хамство водителей и, как это ни странно, обилие транзитного транспорта на улицах города. Потому что «объездная» дорога одна. Через Волгоград.
В управлении автомобильных дорог Волгограда давно знают о сложившейся в городе ситуации: «Проблема, на самом деле, одна: количество машин увеличивается практически каждый день, а уже существующие магистрали буквально зажаты «красными линиями» застройки, – говорит начальник отдела строительства и капитального ремонта дорог департамента городского хозяйства мэрии Владимир Романенко. – Сейчас ведутся работы по расширению второй продольной в районе СХИ. Планируется, что к 15 октября все работы будут выполнены полностью. Если до реконструкции ширина дороги составляла там 6,5 – 6,8 метра, то после реконструкции ширина полотна составит около 23 метров. Такая дорога пройдет до перекрестка с улицей Кабардинской и сбросом транспорта на Ростовскую трассу, чтобы убрать транзит».
Что же касается самого Волгограда, то, по мнению господина Романенко, для того, чтобы разгрузить вторую продольную, необходимо, во-первых, достроить до южной границы города третью продольную магистраль и построить так называемую нулевую продольную, которая будет тянуться вдоль берега Волги.
Но для этого нужны деньги. Достройка третьей продольной обойдется приблизительно в 24 миллиарда рублей. Строительство ее будет осложняться еще и тем, что, во-первых, дорогу придется вести через достаточно населенные районы Волгограда и по участкам земли с достаточно сложным рельефом. Однако это была бы достаточно скоростная магистраль, которая значительно бы облегчила жизнь всем горожанам и убрала бы потоки транспорта со второй продольной.
Что же касается строящегося моста через Волгу, то задержка его пуска обусловлена сугубо объективными причинами. Да, с одной стороны, он поможет значительно разгрузить северную часть города, увести транспорт, идущий через плотину ГЭС. Но, с другой стороны, если его открыть сейчас, то, по словам Владимира Романенко, город просто захлебнется в том потоке транзитного транспорта, который пойдет через Волгоград. Ведь выход с моста запланирован в районе Больничного комплекса. Куда дальше пойдет транспорт? Опять в город. Поэтому было принято решение достроить дорогу дальше, до проезда Дорожников с выходом на трассу Волгоград – Москва.
Также планируется построить развязку в районе Мамаева Кургана, тем самым убрать тот «хвост», который скапливается на Кургане в часы пик. Также планируется расширить дорогу под железнодорожными путепроводами на границе Центрального и Ворошиловского районов.
Кроме этого, серьезной реконструкции подвергнется вторая продольная магистраль в районе от улицы Лермонтова до проспекта Металлургов в Краснооктябрьском районе. В перспективе там появится шестиполосная магистраль.
Еще одним решением проблемы, по словам господина Романенко могла бы послужить так называемая нулевая продольная, проходящая по берегу Волги. В принципе, она существует и сейчас, но только от улицы Бакинской до Краснознаменской. Далее приходится выходить на проспект Ленина. По планам мэрии, эту дорогу планируется протянуть до улицы Грамши на Спартановке и до улицы Куйбышева в Красноармейском районе с выходом на вторую продольную.
Однако кроме строительства новых дорог и расширения уже существующих, необходимо решить и еще одну проблему. Волгоград уже давно получил прозвище «город светофоров». Эти объекты регулирования движения на отдельных улицах установлены буквально через каждые 100-200 метров. Средняя скорость движения по тому же проспекту Ленина составляет от силы 20 километров в час.
Однако это мера вынужденная, направленная на обеспечение безопасности пешеходов. Подземных переходов в Волгограде практически нет – их можно пересчитать по пальцам одной руки. Строительство одного надземного перехода обходится в несколько миллионов рублей. Подземный дороже на порядок. Но ведь пешеходам как-то надо переходить улицу. Вот и приходится ставить светофоры. Но при этом сама схема работы светофоров крайне далека от совершенства.
Между тем есть специальная система автоматического регулирования дорожного движения, которая переключает сигналы светофоров в зависимости от плотности транспортного потока. Однако и эта система стоит денег, которых в бюджете муниципалитета просто нет.
Возможно, скорость потока можно было бы повысить, введя специальный режим работы светофоров под названием «зеленая волна», когда автомобили, двигаясь с определенной скоростью, проезжают светофоры под зеленый. Однако это весьма и весьма кропотливый процесс, требующий тщательнейших измерений и перенастройки практически всех светофоров города.
Однако это все в отдаленных перспективах. Специалисты-проектировщики уже сейчас предрекают Волгограду транспортный коллапс. Причем в самом ближайшем времени.
«При самом благоприятном раскладе Волгоград через год застрянет в одной большой пробке. При худшем варианте город встанет уже этой зимой всего лишь по одной простой причине – снегоуборочная техника появляется на улицах города спустя два-три дня с начала снегопада, – говорит заместитель директора по развитию института «Волгоградгражданпроект» Игорь Шкопинский. – При проектировании улично-дорожной сети города никто не ожидал такого резкого всплеска автомобилизации. В советское время деньги выделялись только на поддержание дорог в нормальном состоянии, но никак не на строительство новых или реконструкцию уже имеющихся, потому что в этом не было особой необходимости. Автомобиль тогда был, действительно, роскошью. Сейчас же нужно вкладывать просто колоссальные деньги, причем, по большей части, не в само строительство и реконструкцию, а в выкуп земель, которые изначально были предназначены для строительства дорог. Сейчас нельзя проложить ни одну улицу без затрат на перенос коммуникаций и снос строений».
По словам господина Шкопинского, в начале 90-х годов институтом «Волгоградгражданпроект» было разработано четыре варианта продолжения строительства третьей продольной магистрали, которая позволила бы убрать с городских улиц большую часть транзитного транспорта. Однако все эти четыре варианта строительства легли под сукно. В настоящий момент все упирается в деньги. Причем значительную часть суммы необходимо будет потратить на возведение путепроводов и транспортных разноуровневых развязок, а также резервирование земель, где они бы размещались.
Нами была запланирована развязка на пересечении третьей продольной магистрали и улицы Нежданова в Ворошиловском районе. Выглядеть она должна, по идее, в форме полного клеверного листа. Однако строительство развязки откладывается. Во-первых, потому что развязка была рассчитана с учетом продолжения трассы на юг Волгограда, в сторону Красноармейского района, а во-вторых, на землях, где планировалось построить развязку, недавно открылся автосалон.
Еще одна достаточно веская причина затрудненного движения – практически полный развал городского транспорта. Необходимо вернуть на улицы Волгограда автобусы большой вместимости, следующие строго по расписанию. Одна такая машина способна заменить собой сразу несколько маршруток. Их и без того много, плюс к этому – бессистемная выдача лицензий на маршруты, которые зачастую дублируют друг друга. Ну, и откровенно хамское поведение водителей маршрутных такси на дороге.
Помимо этого, необходимо развивать и городской электротранспорт, экологически чистый – троллейбусы, трамваи, электрички. Причем развивать в строгом соответствии с существующими строительными нормами: «Однажды появилась идея заасфальтировать трамвайные пути на улице Ангарской, – говорит ведущий специалист по транспорту института «Волгоградгражданпроект» Татьяна Котельникова. – Да, с одной стороны это бы дало определенные блага для автомобилистов, но привело бы к тому, что движение трамваев по Ангарской было бы практически полностью парализовано».
Между тем, по мнению экспертов, строительство одних только продольных улиц положения не исправит – необходимо строительство и поперечных, соединительных дорог, о которых почему-то пока никто еще не говорит.
Одним из таких мощных решений может послужить многострадальный мост через Волгу с подходами к нему, который, после полного окончания работ свяжет трассу М-6 «Каспий» Москва – Астрахань с заволжскими регионами и позволит убрать транзитный транспорт, идущий на Астрахань и Казахстан, с городских улиц. Также это позволит значительно разгрузить северную часть города и плотину ГЭС.
Еще одна достаточно серьезная проблема, требующая незамедлительного решения – это парковки. Однако существующие нормы размещения площадок для стоянки автотранспорта не позволяют вписать их в городской ландшафт. Единственный выход из сложившейся ситуации, по мнению проектировщиков, строительство подземных паркингов. Да, это дороже, чем обычная парковка, однако она позволяет экономить самое ценное – землю, которой в городе становится все меньше и меньше.
Также проектировщики коснулись начавшейся сейчас реконструкции проспекта Ленина, где убирают якобы ненужные тротуары по обеим сторонам центральной аллеи проспекта. По мнению господина Шкопинского, такая идея могла прийти в голову только недалекому человеку: «Во-первых, подобная реконструкция крайне опасна для пешеходов, которые фактически будут выходить прямо под колеса автомобилей. Во-вторых, существуют нормы, согласно которым полоса для движения транспортных средств должна быть шириной три с половиной метра, но никак не полтора. И потом: если дорога расширяется, то расширять ее нужно не на одном конкретном участке, а по всей ширине. Иначе ни к чему хорошему это не приведет».