СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Волгоград обречен стоять в пробках

Волгоград – город уникальный в плане организации дорожного движения. Если смотреть на карту города, то можно увидеть, что вдоль протянувшегося более чем на сто километров города тянутся всего три улицы, две из которых обрываются...

Поделиться

Поделиться

Волгоград – город уникальный в плане организации дорожного движения. Если смотреть на карту города, то можно увидеть, что вдоль протянувшегося более чем на сто километров города тянутся всего три улицы, две из которых обрываются где-то посередине. Получается, что для того, чтобы добраться с севера Волгограда на юг, приходится ехать фактически по единственной дороге, в народе называемой «Вторая Продольная». Малейшая авария или ремонт дороги приводят к тому, что главная городская магистраль фактически останавливается.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить перекрытие второй продольной на границе Советского и Ворошиловского районов. Изначально, когда дорогу перекрыли полностью, приходилось тратить время и бензин либо стоя в пробке на Тулака, либо пытаясь объехать затор через ростовскую трассу и выйти на СХИ. Километр по прямой превращался фактически в 20 километров объезда по далеко не идеальному покрытию. Это был практически единственный возможный вариант объезда. Правда, был предусмотрен и еще один – через знаменитые «золотые переезды» на Тулака, но в период ремонта дорог транспорт там стоял «наглухо».

Проблема реорганизации дорожного движения в Волгограде назрела уже очень давно. Сейчас в пиковые месяцы по второй продольной магистрали проходит до 40 тысяч машин. Ежегодно к уже имеющемуся автопарку прибавляется еще минимум 20 процентов. Пройдет совсем немного времени, и город превратится в одну большую пробку. Уже сейчас в час пик на самых оживленных магистралях собираются внушительные хвосты из автомобилей. Однако даже небольшая авария или вышедший из строя светофор способны практически полностью парализовать движение. Наглядный пример тому – недавняя авария на проспекте Ленина, когда в результате касательного столкновения двух машин остановилось движение из центра в сторону Ворошиловского района.

Еще один пример – сломавшийся светофор на улице Каспийской собрал пробку аж до Хорошева.

Справедливости ради стоит сказать, что практически все основные улицы изначально проектировались с тем расчетом, чтобы движение осуществлялось по трем полосам в каждом направлении. В теории так и есть. Однако на практике для движения фактически остается один ряд – левый. Правый ряд занят припаркованными автомобилями (ну нет в центральной части Волгограда парковок), по среднему ряду идет общественный транспорт. Для движения автотранспорта остается только левый ряд.

По словам начальника отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД ГУВД по Волгоградской области Александра Лепехина, первоочередной причиной пробок в Волгограде является практически неразвитая сеть городских магистралей.

«Проектирование улиц осуществлялось в 60-е годы, и проектировщики при строительстве не могли и предположить, что автопарк в городе будет развиваться столь стремительными темпами: ежегодный прирост автотранспорта в Волгограде составляет около 20 процентов. Но дороги-то остались те же. Плюс к этому возникает необходимость обеспечения безопасности пешеходов. Строительство подземных или надземных переходов – слишком дорогое удовольствие. Вот и приходится ставить светофоры для того, чтобы обеспечить пешеходам безопасный переход улиц. Хотя мы, со своей стороны, стараемся, как можем, облегчить жизнь водителям», – подчеркнул господин Лепехин.

Городские власти предпринимают попытки разгрузить городские улицы, однако пока все действия муниципалитета особых результатов не приносят.

Расширяют дорогу на СХИ, обещают по четыре полосы в каждом направлении. Далее. Проспект Ленина от 13-й Гвардейской до Краснознаменской. Сейчас там убирают тротуар с левой по ходу движения стороны проспекта. Мера, которая, по заверениям городских властей, поможет хоть немного разгрузить центральную улицу Волгограда. Однако фактически – много ли дадут те полтора метра проезжей части, которые появятся после демонтажа тротуара?

Впрочем, массу подобных примеров может привести любой волгоградский автомобилист, добавив к этому порой крайне неудовлетворительное состояние волгоградских дорог, хамство водителей и, как это ни странно, обилие транзитного транспорта на улицах города. Потому что «объездная» дорога одна. Через Волгоград.

В управлении автомобильных дорог Волгограда давно знают о сложившейся в городе ситуации: «Проблема, на самом деле, одна: количество машин увеличивается практически каждый день, а уже существующие магистрали буквально зажаты «красными линиями» застройки, – говорит начальник отдела строительства и капитального ремонта дорог департамента городского хозяйства мэрии Владимир Романенко. – Сейчас ведутся работы по расширению второй продольной в районе СХИ. Планируется, что к 15 октября все работы будут выполнены полностью. Если до реконструкции ширина дороги составляла там 6,5 – 6,8 метра, то после реконструкции ширина полотна составит около 23 метров. Такая дорога пройдет до перекрестка с улицей Кабардинской и сбросом транспорта на Ростовскую трассу, чтобы убрать транзит».

Что же касается самого Волгограда, то, по мнению господина Романенко, для того, чтобы разгрузить вторую продольную, необходимо, во-первых, достроить до южной границы города третью продольную магистраль и построить так называемую нулевую продольную, которая будет тянуться вдоль берега Волги.

Но для этого нужны деньги. Достройка третьей продольной обойдется приблизительно в 24 миллиарда рублей. Строительство ее будет осложняться еще и тем, что, во-первых, дорогу придется вести через достаточно населенные районы Волгограда и по участкам земли с достаточно сложным рельефом. Однако это была бы достаточно скоростная магистраль, которая значительно бы облегчила жизнь всем горожанам и убрала бы потоки транспорта со второй продольной.

Что же касается строящегося моста через Волгу, то задержка его пуска обусловлена сугубо объективными причинами. Да, с одной стороны, он поможет значительно разгрузить северную часть города, увести транспорт, идущий через плотину ГЭС. Но, с другой стороны, если его открыть сейчас, то, по словам Владимира Романенко, город просто захлебнется в том потоке транзитного транспорта, который пойдет через Волгоград. Ведь выход с моста запланирован в районе Больничного комплекса. Куда дальше пойдет транспорт? Опять в город. Поэтому было принято решение достроить дорогу дальше, до проезда Дорожников с выходом на трассу Волгоград – Москва.

Также планируется построить развязку в районе Мамаева Кургана, тем самым убрать тот «хвост», который скапливается на Кургане в часы пик. Также планируется расширить дорогу под железнодорожными путепроводами на границе Центрального и Ворошиловского районов.

Кроме этого, серьезной реконструкции подвергнется вторая продольная магистраль в районе от улицы Лермонтова до проспекта Металлургов в Краснооктябрьском районе. В перспективе там появится шестиполосная магистраль.

Еще одним решением проблемы, по словам господина Романенко могла бы послужить так называемая нулевая продольная, проходящая по берегу Волги. В принципе, она существует и сейчас, но только от улицы Бакинской до Краснознаменской. Далее приходится выходить на проспект Ленина. По планам мэрии, эту дорогу планируется протянуть до улицы Грамши на Спартановке и до улицы Куйбышева в Красноармейском районе с выходом на вторую продольную.

Однако кроме строительства новых дорог и расширения уже существующих, необходимо решить и еще одну проблему. Волгоград уже давно получил прозвище «город светофоров». Эти объекты регулирования движения на отдельных улицах установлены буквально через каждые 100-200 метров. Средняя скорость движения по тому же проспекту Ленина составляет от силы 20 километров в час.

Однако это мера вынужденная, направленная на обеспечение безопасности пешеходов. Подземных переходов в Волгограде практически нет – их можно пересчитать по пальцам одной руки. Строительство одного надземного перехода обходится в несколько миллионов рублей. Подземный дороже на порядок. Но ведь пешеходам как-то надо переходить улицу. Вот и приходится ставить светофоры. Но при этом сама схема работы светофоров крайне далека от совершенства.

Между тем есть специальная система автоматического регулирования дорожного движения, которая переключает сигналы светофоров в зависимости от плотности транспортного потока. Однако и эта система стоит денег, которых в бюджете муниципалитета просто нет.

Возможно, скорость потока можно было бы повысить, введя специальный режим работы светофоров под названием «зеленая волна», когда автомобили, двигаясь с определенной скоростью, проезжают светофоры под зеленый. Однако это весьма и весьма кропотливый процесс, требующий тщательнейших измерений и перенастройки практически всех светофоров города.

Однако это все в отдаленных перспективах. Специалисты-проектировщики уже сейчас предрекают Волгограду транспортный коллапс. Причем в самом ближайшем времени.

«При самом благоприятном раскладе Волгоград через год застрянет в одной большой пробке. При худшем варианте город встанет уже этой зимой всего лишь по одной простой причине – снегоуборочная техника появляется на улицах города спустя два-три дня с начала снегопада, – говорит заместитель директора по развитию института «Волгоградгражданпроект» Игорь Шкопинский. – При проектировании улично-дорожной сети города никто не ожидал такого резкого всплеска автомобилизации. В советское время деньги выделялись только на поддержание дорог в нормальном состоянии, но никак не на строительство новых или реконструкцию уже имеющихся, потому что в этом не было особой необходимости. Автомобиль тогда был, действительно, роскошью. Сейчас же нужно вкладывать просто колоссальные деньги, причем, по большей части, не в само строительство и реконструкцию, а в выкуп земель, которые изначально были предназначены для строительства дорог. Сейчас нельзя проложить ни одну улицу без затрат на перенос коммуникаций и снос строений».

По словам господина Шкопинского, в начале 90-х годов институтом «Волгоградгражданпроект» было разработано четыре варианта продолжения строительства третьей продольной магистрали, которая позволила бы убрать с городских улиц большую часть транзитного транспорта. Однако все эти четыре варианта строительства легли под сукно. В настоящий момент все упирается в деньги. Причем значительную часть суммы необходимо будет потратить на возведение путепроводов и транспортных разноуровневых развязок, а также резервирование земель, где они бы размещались.

Нами была запланирована развязка на пересечении третьей продольной магистрали и улицы Нежданова в Ворошиловском районе. Выглядеть она должна, по идее, в форме полного клеверного листа. Однако строительство развязки откладывается. Во-первых, потому что развязка была рассчитана с учетом продолжения трассы на юг Волгограда, в сторону Красноармейского района, а во-вторых, на землях, где планировалось построить развязку, недавно открылся автосалон.

Еще одна достаточно веская причина затрудненного движения – практически полный развал городского транспорта. Необходимо вернуть на улицы Волгограда автобусы большой вместимости, следующие строго по расписанию. Одна такая машина способна заменить собой сразу несколько маршруток. Их и без того много, плюс к этому – бессистемная выдача лицензий на маршруты, которые зачастую дублируют друг друга. Ну, и откровенно хамское поведение водителей маршрутных такси на дороге.

Помимо этого, необходимо развивать и городской электротранспорт, экологически чистый – троллейбусы, трамваи, электрички. Причем развивать в строгом соответствии с существующими строительными нормами: «Однажды появилась идея заасфальтировать трамвайные пути на улице Ангарской, – говорит ведущий специалист по транспорту института «Волгоградгражданпроект» Татьяна Котельникова. – Да, с одной стороны это бы дало определенные блага для автомобилистов, но привело бы к тому, что движение трамваев по Ангарской было бы практически полностью парализовано».

Между тем, по мнению экспертов, строительство одних только продольных улиц положения не исправит – необходимо строительство и поперечных, соединительных дорог, о которых почему-то пока никто еще не говорит.

Одним из таких мощных решений может послужить многострадальный мост через Волгу с подходами к нему, который, после полного окончания работ свяжет трассу М-6 «Каспий» Москва – Астрахань с заволжскими регионами и позволит убрать транзитный транспорт, идущий на Астрахань и Казахстан, с городских улиц. Также это позволит значительно разгрузить северную часть города и плотину ГЭС.

Еще одна достаточно серьезная проблема, требующая незамедлительного решения – это парковки. Однако существующие нормы размещения площадок для стоянки автотранспорта не позволяют вписать их в городской ландшафт. Единственный выход из сложившейся ситуации, по мнению проектировщиков, строительство подземных паркингов. Да, это дороже, чем обычная парковка, однако она позволяет экономить самое ценное – землю, которой в городе становится все меньше и меньше.

Также проектировщики коснулись начавшейся сейчас реконструкции проспекта Ленина, где убирают якобы ненужные тротуары по обеим сторонам центральной аллеи проспекта. По мнению господина Шкопинского, такая идея могла прийти в голову только недалекому человеку: «Во-первых, подобная реконструкция крайне опасна для пешеходов, которые фактически будут выходить прямо под колеса автомобилей. Во-вторых, существуют нормы, согласно которым полоса для движения транспортных средств должна быть шириной три с половиной метра, но никак не полтора. И потом: если дорога расширяется, то расширять ее нужно не на одном конкретном участке, а по всей ширине. Иначе ни к чему хорошему это не приведет».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter