Чуть больше недели осталось до наступления нового 2012 года, а вместе с ним и отмены моратория на технический осмотр автомобилей. Напомним, что весной текущего года премьер Владимир Путин подписал постановление правительства, устанавливающее, что срок прохождения очередного государственного технического осмотра автомобилей, истекающий в 2011 году, переносится на 12 месяцев. Таким образом в действие был введен годовой мораторий на техосмотр.
Когда менять
Срок действия моратория подходит к своему завершению, что дает начало череде вопросов от читателей 34auto.ru. Самый часто задаваемый вопрос: когда проходить техосмотр автомобилистам, чей талон просрочился еще в 2011 году. И самый популярный ответ – техосмотр нужно пройти в 2012 году, это однозначно. В этом году действовала своеобразная амнистия тем, кто должен был пройти техосмотр в 2011. Их талоны действуют до месяца, в них указанного, но следующего года. Однако, по мнению специалистов, такой ответ нельзя считать окончательно верным.
«Логично, что больше всего вопросов возникает у тех автомобилистов, чей талон техосмотра заканчивался в 2011 году, – говорит эксперт по автострахованию Наталья Чигишова. – Теперь срок техосмотра зависит и от полиса ОСАГО. Таким образом талоны технического осмотра будут действовать до момента окончания срока действия соответствующих полисов ОСАГО. Получается, что если срок действия полиса ОСАГО истекает в январе 2012, а талон заканчивает свое действие в 2011 году, то лучше всего будет заключить договор на новую страховку в конце декабря. В этом случае следующий техосмотр удастся перенести почти на год. Другой вариант – пройти техосмотр в январе 2012.
В случае, если полис ОСАГО заканчивается в другом месяце, не забудьте сверить крайний срок полиса с датой на техосмотре. Быть может, талон у вас продлен до сентября 2012, согласно мораторию, а вот полис заканчивается уже в марте. Таким образом ориентируемся по полису и проходим техосмотр в марте 2012 года».
От наших к вашим
Также с первого января процедура техосмотра перейдет от МВД коммерческим техцентрам. Российскому союзу автостраховщиков поручено заниматься аккредитацией компаний, претендующих на техосмотр, и обеспечением их бланками техосмотра. Именно РСА будет осуществлять контроль за деятельностью операторов. В ближайшие два года технический осмотр можно будет пройти как по привычной схеме, так и у операторов техосмотра. Об этом свидетельствует статья 32 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данный закон подтверждает, что у автовладельца есть выбор, куда податься – в руки родной полиции или все же в коммерческие техцентры:
- в места, где в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (в редакции настоящего Федерального закона) с 1 января 2012 года до 1 января 2014 года проводится технический осмотр транспортных средств;
- в пункты технического осмотра операторами технического осмотра.
По мнению экспертов, передать техосмотр в руки частника – не такая уж плохая идея.
«Частные технические центры работают на себя, поэтому им выгодно закупать высококачественное современное оборудование, – говорит специалист в области безопасности дорожного движения ВолГТУ Дмитрий Комаров. – Соответственно, это оборудование на порядок лучше технического оснащения нынешних площадок техосмотра, что позволит вовремя выявить неисправность, а также провести детальную диагностику автомашины. Кроме того, данная услуга поможет повысить качество обслуживания, ведь у дилеров будет неизменная конкуренция. Автомобилист, в свою очередь, останется в выигрыше».
Кроме того, на плечи операторов техосмотра будет возложена серьезная ответственность. Если по причине неисправности автомобиля, которая не была выявлена в ходе техосмотра, произойдет авария, оператор техосмотра должен будет возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.
«Статистика показывает, что в России лишь 1% аварий от общего числа дорожно-транспортных происшествий происходит по причине технической неисправности автомобиля, – рассказывает Дмитрий Комаров. – За границей этот показатель примерно в 10 раз выше. Значит ли это, что автомобили в Европе менее безопасны, чем авто в России? Вряд ли. Это означает лишь одно – в России не всегда проводится техническая экспертиза дорожно-транспортного происшествия, отсюда и такая статистика. На самом деле, на дорогах России и Волгограда в частности достаточно автомобилей, техническое состояние которых находится под вопросом».
Лицом к водителю
Новые талоны техосмотра будут похожи на привычные образцы техталонов образца 2011 года. Талон представляет собой карточку зеленого цвета размером 105х74 мм. На обороте будет вписан оператор техосмотра, его номер, а также будут указаны данные технического эксперта, проводившего осмотр автомобиля. Представим полный список информации, которую будет содержать электронный техталон, согласно данным Минтранса РФ:
- номер, марку, модель и модификацию ТС;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- особые отметки;
- категорию ТС;
- наименование оператора ТО;
- номер оператора ТО;
- дату проведения ТО;
- рекомендацию пройти следующий ТО до;
- инициалы технического эксперта;
- электронную цифровую подпись эксперта.
В случае, если автомобилю не присвоен VIN, что особо распространено среди автомобилей-праворучек, в графе «Особые отметки» занесут другие идентификационные данные, к примеру, номер кузова.