V1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Волгограде

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

9 м/c,

с-з.

757мм 43%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Авто «Сплошная» неприятность: кто успел – тот с правами

«Сплошная» неприятность: кто успел – тот с правами

Защитники прав автомобилистов обратились в Верховный суд с призывом пересмотреть свою позицию о лишении прав водителей, которые начали обгон через...

Защитники прав автомобилистов обратились в Верховный суд с призывом пересмотреть свою позицию о лишении прав водителей, которые начали обгон через прерывистую линию разметки, а закончить до сплошной его не успели. Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин (именно он обратился в ВС) объясняет свою позицию тем, что табу выезда на встречку при разметке 1.6 (приближение к сплошной линии) нет. А значит, это не дает право говорить о нарушении ПДД. Пока решение Верховного суда – только проект, но, если его примут окончательно, в подобной ситуации водители однозначно будут лишаться удостоверения. Сейчас у автомобилистов есть шанс отстоять права, отделавшись штрафом в 300 рублей – как за нарушение требований разметки.

Из-за двоякой трактовки правил ГИБДД перед Новым годом обратилась в ВС с просьбой установить единую политику в этом вопросе. Тогда появился проект разъяснений высшей инстанции, за что нужно лишать прав автомобилистов. И завершение обгона через сплошную линию разметки попало в этот список: в таких случаях нужно руководствоваться статьей КоАП 12.15. ч. 4, то есть забирать права на четыре-шесть месяцев.

Поскольку на дороге возникают разные ситуации, а такое решение перечеркивает всякие шансы сохранить права, общественность всполошилась. Виктор Похмелкин приводит пример, когда водитель просто не успел после обгона вписаться в разрывистую линию: не хватило расстояния или его просто не пустили в свою полосу другие машины, замедляя ход или прибавляя темп. Грубо говоря, по его мнению, такое «нарушение поневоле» должно караться менее жесткими средствами.

Однако доводы правозащитников, что Верховный суд вводит еще один запрет относительно встречки, парирует ГИБДД: «Правила едины для всех. Если обгон запрещен, то машина должна вернуться в свою полосу. Тем более что прерывистая разметка не заканчивается неожиданно. Перед тем как она перейдет в сплошную, появляется удлиненная разметка 1.6. Она предупреждает о том, что пора вернуться в свою полосу. Но если следовать логике, приведенной в открытом письме, то выезжать на встречную можно и на этой разметке, а возвращаться обратно – когда захочется. Ведь выезд был совершен там, где он еще не запрещен! А тогда за движение по встречной полосе, если начал обгон там, где разрешено, и закончил там, где разрешено, но при этом в какой-то момент двигался вдоль сплошной, вообще наказывать не стоит», – рассуждает в интервью «Российской газете» замначальника Главного управления ОБДД МВД России Владимир Кузин.

То есть по логике обратившихся, водителю главное – выехать на встречку без нарушения правил. Но эти же доводы подразумевают, что он может двигаться слева от сплошной приличное расстояние и вернуться в свое направление, когда вновь появится разрывистая полоса. А это уже не просто серьезное нарушение – это огромная опасность. Особенно на трассах, где большинство водителей и лишаются прав за встречку.

Не стоит забывать, что КоАП в статье 12.15 ч. 4 наказывает водителей не за пересечение сплошной линии, а именно за движение по полосе встречного движения в зонах его запрета. В данном случае сплошная как раз-таки означает, что автомобили с противоположными курсами не должны пересекаться.

По ГОСТу 52289-2004 между прерывистой линией 1.5 и сплошной 1.1 должна наноситься разметка 1.6, обозначающая приближение к сплошной линии. То есть резкого перехода с «пунктира» на сплошную нет. Другой вопрос, что протяженности этой переходной разметки часто не хватает для возврата в свое направление – это второй аргумент правозащитников. В городе она не превышает 50 метров, на трассах – 100 метров. Если взять предельно разрешенные 90 км/час на трассе и 100-метровый отрезок разметки 1.6, то на завершение обгона у вас не более 4 секунд. Успеете?

Автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко приводит такие расчеты: «Длина фуры где-то 15 метров. Метров за пять выйдете на обгон, метрах в шести впереди вернетесь назад на свою полосу, плюс длина вашей машины – четыре метра. Итого, примерно 30 метров. При разнице в скорости 18 км/час вы будете проезжать больше на пять метров в секунду. То есть на обгон уйдет шесть секунд. Итак, пусть фура идет со скоростью 72 км/час (20 м/с), а вы на 18 км/час больше (25 м/с). Итого, за шесть секунд вы проедете 150 метров. С учетом того, что длина разметки 1.6 составляет 100 м, и вы, увидев ее в начале обгона, не отказались от маневра, заканчивать его вы будете через сплошную линию, где, возможно, вас поджидает инспектор», – разъясняет специалист.

Из этих расчетов получается, что на 90 км/час при небольшой разнице скоростей с обгоняемым транспортом завершить маневр по правилам нереально. Если же эта «вилка» больше, допустим, 50 км/час едет фура и 90 км/час – вы тогда вполне можно уложиться в три секунды и выйти победителем из ситуации.

«100 метров может и не быть, а скорости на трассах часто выше допустимых – путь обгона больше, а значит, лучше не рисковать, начинать обгон при разметке 1.6 не рекомендуется», – продолжает автоюрист.

Другой вопрос – насколько правильно нанесена разметка. Перед знаком «Обгон запрещен» сначала идет прерывистая линия 1.5, потом она переходит в 1.6, и только потом – сплошная полоса. После завершения зоны действия этого знака разметка наносится в обратном порядке: сначала сплошная, потом 1.6 и так далее. Как только вы проехали сплошную, на территории 1.6 можно начинать обгон – она займет 100 метров и далее начнется прерывистая линия – нарушить не должны. Но в области был случай, когда водитель после завершения сплошной начал обгон, пересекая разметку 1.6, и в итоге вернулся снова через сплошную линию, а не через полагающуюся здесь разметку 1.5. В итоге – лишение прав. Тем не менее госавтоинспекция признала, что на автодороге разметка была нанесена неправильно.

Некоторые автомобилисты предлагают увеличить разрешенные скорости, чтобы успеть вписаться в разметку, но при сохранении нынешних требований к ней ситуация только усугубится. Если 100 м линии 1.6. при скорости 90 км/час преодолеваются за четыре секунды, то на 120 км/час – уже за три секунды.

«Если верхнюю планку за городом поднимут, то нужно пересчитать многие параметры ГОСТов. Длину той же самой разметки 1.6, 1.1 нужно увеличить. То есть получается, что участков, где обгон разрешен, станет меньше. Другими словами, товарищи, ратующие за увеличение скорости, хотят повысить только скорость, а разметку и знаки так и оставить для скорости 90 км/час. Так не бывает», – поясняет Юрий Панченко.

В свое время Конституционный суд пояснял, что выезд на встречную полосу – это длительное действие, а не одномоментное, и продолжается оно, пока вы не покинули встречку. И если вы находились там, когда появилась сплошная разметка, вы нарушаете правила. Так что Верховный суд со своим проектом не противоречит ПДД, а лишь разъясняет то, как должны трактовать эту ситуацию в рамках правил. Но с учетом разных обстоятельств, которые могут помешать вернуться в свою полосу, было бы справедливо принять во внимание предложение Ассоциации юристов России, которая на предновогодней волне выступала с предложением вести градацию наказаний за выезд на встречку с учетом опасности маневра для конкретной дорожной обстановки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем