Более двух недель прошло с момента появления в самом центре Волгограда незаконного перехода в устье Астраханского моста. С тех пор волгоградские власти еще не выяснили имя «владельца» и заказчика перехода, а в городе стали появляться новые «дикие» переходы.
Напомним, что пешеходный переход на перекрестке, соединяющем улицу Краснознаменскую и проспект имени Ленина, появился в середине мая и вызвал бурную реакцию горожан. Несмотря на разные мнения по поводу открытия перехода со стороны пешеходов и водителей, и те, и другие уверены в том, что переход, закрытый, кстати, несколько лет назад как аварийно-опасный, открывать снова не было необходимости.
Были мнения, что к открытию перехода приложили усилия коммерческие организации, расположенные на предмостной площади, для привлечения дополнительных клиентов в свои офисы.
Городские власти незамедлительно отреагировали на появление «нового» старого перехода, но только бумагой – подготовкой претензии.
«Для нас открытие этого пешеходного перехода стало неприятной неожиданностью, – отметил руководитель департамента городского хозяйства администрации Волгограда Виктор Швыдкий. – Наш департамент не заказывал эти работы. Скорее всего, местные предприниматели, чьи торговые точки расположенные поблизости, для удобства своих клиентов напрямую договорились со специализированной фирмой – исполнителем работ».
Администрация города подготовила претензию к заказчику и фирме, которая нанесла разметку без согласования. Как отреагировали фигуранты, пока неизвестно, но переход в устье Астраханского моста по-прежнему действует.
Несмотря на заверения городских чиновников, в городе продолжают появляться пешеходные переходы непонятного назначения. Еще один оборудованный светофором переход, появился также у гостиницы Волгоград со стороны аллеи Героев. Хозяина и заказчика этого перехода найти корреспондентам V1.ru пока не удалось, но, по всей вероятности, история здесь повторит случай с переходом на предмостной площади.
По информации ГИБДД, в России число переходов стремительно растет, только за последний год их количество увеличилось на 30%.
Между тем еще в начале апреля с инициативой разобраться с количеством и законностью пешеходных переходов в целом по стране выступил глава ГИБДД России Виктор Нилов. В заявлении высокого полицейского чиновника отмечалось, что требования к пешеходным переходам будут сильно ужесточены.
«Сотни пешеходных переходов появились в местах, где им быть не положено, – отметил Виктор Нилов. – Нерегулируемые переходы продолжают оставаться проблемой, так как именно на них чаще всего гибнут пешеходы. Поэтому мы считаем, что их число нужно сокращать. Часть надо перевести в разряд регулируемых, то есть установить светофоры, а часть – вообще ликвидировать».
По мнению главы ГИБДД, именно из-за неудачно расположенных переходов в стране наблюдается всплеск наездов на пешеходов, переходящих дорогу по зебре.
Эксперты призывают вместо ликвидации переходов навести порядок со знаками и освещением.
«С некоторыми из «диких» переходов можно было бы смириться, – считает автоюрист Николай Горбатов. – Но значительная часть из таких переходов нерегулируемая и, кроме дорожной разметки, не имеет никаких обозначений. Особенно в местах с плохой видимостью и на неосвещенных территориях. Если нахождение в таких местах дорожного перехода и оправдано, то необходимо обозначить его в соответствии с нормативами, регламентирующими обустройство техническими средствами мест перехода дороги».
Кроме новых переходов, появившихся в последнее время, в Волгограде достаточно переходов, которые были размечены десятки лет назад и со временем утратили свое назначение.
Один из таких переходов находится на центральной магистрали города – проспекте имени Ленина между улицами 7-й Гвардейской и Пражской. Нерегулируемым пешеходным переходом, рассчитанным на гораздо более слабый транспортный поток, большая часть горожан перестали пользоваться из соображений безопасности, благоразумно переходя дорогу на соседнем перекрестке.
«Таких изживших свое переходов в Волгограде множество, – уверен председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. – Это оказалось возможным из-за отсутствия комплексной транспортной схемы всего города. Городские чиновники заявляют, что такая схема существует, однако никто из заинтересованных волгоградцев ее не видел.
Выход сейчас видится только один: провести полный комплексный общегородской аудит дорожной сети, выяснить, где разметка и дорожные сооружения действительно необходимы для безопасности дорожного движения, а где они совершенно избыточны.
А с появлением новых незаконных переходов, стоянок, другой разметки необходимо серьезно разбираться правоохранительным органам. Может случиться так, что в погоне за своими корыстными интересами заказчики дорожных объектов создадут чрезвычайно конфликтную ситуацию на дороге, результатом которой станет дорожная трагедия».
Специалисты в области безопасности дорожного движения считают, что такие «дикие» переходы способствуют аварийности и образованию дорожных пробок.
«Взгляните на переход на подъеме к СХИ со стороны центра, напротив новых домов. Несмотря на наличие знаков и дорожной разметки, переход считается одним из самых аварийных у волгоградцев, – рассказывает представитель волгоградской общественной организации «За права» Денис Губенко. – Практически каждый день здесь случаются ДТП, частично в них виноваты и пешеходы. Переход здесь, безусловно, нужен, но он должен быть подземным или надземным. В утренние и вечерние часы пик малейший затор здесь способен буквально парализовать движение».
По словам полицейских, причина ситуации вокруг «диких» переходов – в изъянах законодательства, которое позволяет юридическим лицам, отвечающим за конкретный участок дороги, наносить разметку на асфальт без согласования с ГИБДД. В результате зебры появляются там, где их быть не должно. Возникает парадоксальная ситуация: водители, не нарушая ПДД, сбивают пешеходов.