V1
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Волгограде

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 37%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Авто Спасет ли светоотражатель от смертельного наезда

Спасет ли светоотражатель от смертельного наезда

В Правилах дорожного движения с 1 июля 2015 года в силу вступает поправка, обязывающая пешеходов, передвигающихся вдоль загородных дорог, носить так называемые фликеры или катафоры – световозвращающие элементы на одежде. За нарушение этого правила, согласно Кодексу об административных правонарушениях, следует наказание – 500 рублей. Для пешеходов, передвигающихся вдоль городских дорог, эта мера является рекомендательной.

На дворе зима, сотни тысяч автомобилистов ругают плохую освещенность российских дорог и пешеходов, появляющихся на дороге буквально из ниоткуда. Россияне славятся своей любовью к темной одежде: пускай это и практично, но не раз играло злую шутку на дороге. Сводки ДТП пестрят случаями, когда автомобилисты сбивают людей прямо на зебрах или не замечают их на обочинах. И неверно было бы сказать, что здесь полная вина водителя, законодательно – да: не убедился в безопасности. Но ведь и пешеходы не должны изображать из себя бессмертных – лучше три раза убедиться, что вас пропускают, и только тогда переходить дорогу. Многих несчастных случаев можно было бы избежать, будь пешеходы более заметными.

Статистика гласит, что в 90% случаев наездов на пешеходов, совершенных в темное время суток, они находились на проезжей части в темной одежде без светоотражающих элементов, что не позволило водителям вовремя заметить их.

Особенно остро стоит вопрос с детьми – самой незащищенной и непредсказуемой категорией участников дорожного движения. К примеру на севере России, где световой день длится не более трех часов, дети и в школу, и из школы идут в темноте, и, чаще всего, водители не замечают именно их. Ответственность за такие случаи в большей мере ложится на плечи родителей – именно они должны заботиться о безопасности своего чада.

А как у них?

За рубежом практика использования световозвращающих жилетов и элементов на одежде используется уже давно. Практически во всем цивилизованном мире родители обязаны снабжать своих детей светоотражающими элементами. В Финляндии определено законом, что каждый ребенок на верхней одежде должен иметь не менее трех светоотражающих элементов. После принятия данного требования наезды на детей сократились на 76%. В Эстонии штраф за отсутствие светоотражателей в темное время суток составляет 200 евро.

Законодательство Германии, Болгарии, Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Норвегии, Австрии, Португалии, Сербии, Словакии, Словении и Испании требует, чтобы каждое транспортное средство было снабжено светоотражающими жилетами. Если водитель или пассажиры вынуждены выйти из автомобиля в случае чрезвычайной ситуации, то они обязаны их надеть. В Польше трудно встретить велосипедиста, передвигающегося без светоотражающего жилета.

В Белоруссии нерадивых пешеходов наказывают рублем. Если человек, передвигающийся по обочине дороги в темное время суток, не имеет на своей одежде или сумке фликера, то получит штраф в размере 105 тысяч белорусских рублей, что составляет около 17 долларов. Белорусская ГАИ ежедневно составляет около 500 протоколов за неиспользование светоотражающих элементов. Благодаря данной мере с 2011 по 2013 год количество ДТП с пешеходами снизилось на 80%.

Хоть и вызывает улыбку тот факт, что в ряде регионов Испании и той же Белоруссии даже представительницы древнейшей профессии, работающие на трассах с оживленным движением, обязаны носить фликеры или светоотражающие жилеты, но именно эти меры помогают избежать трагедий.

Так ли нужны светоотражатели?

Корнельский университет провел исследование, из которого следует, что реакция мозга человека, управляющего автотранспортом, в среднем составляет одну секунду. Еще столько же нужно на реакцию тела. При скорости 90 км/ч автомобиль проходит 25 метров в секунду. Значит за две секунды (до принятия водителем решения совершить маневр) автомобиль проедет 50 метров. Получается, чтобы объехать пешехода, водитель должен заметить его минимум за 50 метров, а если встречная полоса занята и объехать пешехода не получается, то тормозной путь может занять еще несколько десятков метров.

Спасти здоровье или жизнь призваны светоотражающие элементы, ведь человек даже в одежде черного цвета, но имеющий светоотражающий элемент размером с большой палец руки, виден с более дальнего расстояния, чем человек, полностью одетый в белое, а риск быть сбитым в темноте снижается в восемь раз.

Как приучить население к нововведениям?

Срок вступления документа был перенесен более чем на полгода после его принятия именно потому, что до населения необходимо донести новую политику безопасности дорожного движения. Люди всегда неохотно принимают новации, вплоть до того момента, пока они не станут требованием. «Давайте вспомним, много ли у нас родителей, которые перевозили детей в детских креслах, пока в ПДД эта норма носила рекомендательный характер. А много ли людей, пока в ПДД не обязали всех пользоваться гарнитурой, разговаривали по мобильному телефону? К большому сожалению, одних популярных мер недостаточно», – отмечает председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко.

Уже сейчас в регионах ГИБДД начали проводить большую работу с населением. В одной только Архангельской области было закуплено 50 тысяч светоотражающих браслетов для школьников и шесть тысяч светозвращающих жилетов для дошколят. Но, как считает глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов, если необходимость ношения фликеров в детских садах и школах хоть как-то объясняется, то пенсионерам, живущим далеко от районных центров, ее еще надо донести. По мнению Владимира Соколова, бесплатную раздачу светоотражателей необходимо организовывать не только для детей, но и для более старшего поколения. И это уже задача государства, раз вводится норма, затрагивающая граждан, не имеющих возможности зарабатывать деньги.

Если заполучить фликер не получилось, то где же раздобыть его или одежду со световозвращающими элементами? Если речь идет о жилетах – то их без проблем можно приобрести в магазинах спецодежды любого города. А вот дело с более классической одеждой обстоит куда хуже. Больше всего повезло детям до семи лет – половина ассортимента верхней одежды представлено уже с нанесенными на них светооражающими элементами. Школьникам и взрослым повезло меньше: для них одежду со световозвращателями привозят, но не часто. Зато не возникает проблем со световозращающими аксессуарами: браслеты, значки, брелоки, наклейки, рюкзаки, сумки. К тому же, немало интернет-магазинов, где можно по приемлемым ценам заказать себе всё необходимое – от аксеруаров до одежды со светоотражателями. К тому же, после принятия закона их появится еще больше – спрос рождает предложение.

Правило создали, стандарты не прописали

На сегодняшний день ношение светоотражающих элементов носит рекомендательный характер. Но у многих возник вопрос: почему требование к обязательному ношению ввели только на загородные дороги, ведь наезды на пешеходов в темное время суток чаще всего происходят именно в населенных пунктах?

Еще одной немаловажной проблемой является тот факт, что на сегодняшний день в России отсутствуют национальные стандарты на световозвращающие приспособления. Притом что в Европе они четко прописаны: фликер должен быть виден на расстоянии 300 метров в дальнем свете фар и на расстоянии не менее 100 метров в ближнем свете. Такие требования были прописаны при учете допустимой скорости автомобиля и его тормозного пути.

В России фликеров, соответствующих европейским стандартам, практически не найти. Проблема и в том, что у нас нет своих производителей. Вице-президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Надежда Самойленко уверена, что более тысячи российских предприятий готовы приступить к работе, но делать это не на склад, а под конкретный заказ. А пока возникает слишком много вопросов: кто будет заказчиком? Если обязать приобретать эти товары самих пешеходов, и эту продукцию начнет заказывать торговля в расчете на спрос и сбыт, то одного нынешнего постановления правительства недостаточно. Нужны дополнительные нормативные акты для производства такой одежды.

Всё это может привести к таким печальным последствиям, что на российский рынок хлынет некачественный товар, и при всем его обилии пешеход так и останется незащищенным, ведь видимость «бутафорских» светоотражателей едва превышает 30 метров.

«Я боюсь, что правоприменения не будет никакого, поскольку доказать, что у вас нет светоотражающего элемента, при том, что нет стандартов, трудно. Я просто возьму любой пакетик, значок, скажу: вот он, светоотражающий элемент. По каким критериям будет оцениваться, это элемент светоотражающий или нет? Надо обязательно принять стандарт», – уверен первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.

Некоторые считают, что с введением штрафов стоит повременить. «Первое – обязательное ношение предусмотреть, но ввести мораторий на штрафы на 1,5 года, чтобы в России появились свои светоотражатели. К сожалению, материалы, из которых они изготавливаются, ввозятся из заграницы. Второе – у нас они не стандартизируются. Получается, что из юго-восточной Азии у нас есть муляжи светоотражателей. Они очень дешевые, но они, во-первых, не обеспечивают за 300 метров видимости, во-вторых, при температуре -20 начинают трескаться и ломаться, в-третьих, в них могут содержаться вредные примеси», – говорит председатель Центрального совета движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

По прогнозам, отечественная промышленность способна лишь в течение 2-3 лет начать выпускать светоотражающие элементы.

С 1 июля 2015 года стоит помнить обязательно:

  1. Пешеходам, передвигающимся за городом вдоль автомобильной дороги без светоотражающих элементов, грозит штраф 500 рублей.

  2. Водитель, вышедший из машины, независимо от причины (вынужденная это или преднамеренная остановка) становится пешеходом. Уместнее всего купить жилет со светоотражателями, возить его с собой и в случае надобности надевать.

  3. Если произошло ДТП, то прибывший наряд полиции имеет право оштрафовать водителей, бегающих без фликеров в темноте на месте аварии. Касается это и автомобилистов, решивших помочь.

  4. Если произошло ДТП вне населенного пункта с участием пешехода, не имеющего на себе фликера, часть вины с водителя будет снята.

  5. Чем выше на пешеходе расположен светоотражатель – тем он заметнее. Шапка и куртка со светоотражающими элементами защитят вас куда больше, нежели брюки или обувь. Если носить фликеры-браслеты, то лучше сразу на обеих руках.

  6. Самое надежное средство – одежда со световозвращающими элементами: куртка или лучше всего – жилет. Браслеты, рюкзаки, наклейки менее надежны – стоит пешеходу развернуться или повернуться боком при переходе дороги – как пешеход превращается в невидимку.

Светоотражатели, как и ремни безопасности – это способ уменьшить риск. Именно уменьшить, а не исключить: так что средством этим лучше воспользоваться, чем потом на больничной койке (в лучшем случае) сетовать на свою непредусмотрительность.

Фото: Фото с сайта Novopolotsk.by
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем