24 апреля среда
СЕЙЧАС +17°С
  • 10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на V1.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Делитесь фотографиями в соцсетях одним кликом!

    У нас новая функция, благодаря которой делиться фото и новостями сайта можно одним кликом. Для этого нужно нажать на снимок, выбрать в правом нижнем углу соцсеть, кликнуть «Отправить». В мобильной версии сайта эта возможность появится позже. А вы уже опробовали новый функционал? Вам понравилось?

    18 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными

    У наших текстов есть обозначения форматов — среди них истории, репортажи, интервью, инструкции, фоторепортажи, мнения и многое другое. Теперь эти форматы кликабельны — например, если вы нажмете на формат «фоторепортаж» или «онлайн-трансляция», вы увидите все подобные материалы V1.RU.

    Подробнее
    Еще

Автошкольная реформа: сдать на права или купить

Поделиться

Учёба в автошколе, к примеру, в Московской области, выльется в 45 тысяч рублей. В провинции стоимость, конечно, будет несколько ниже, но подорожание на 20-30% будет закономерным.

«Папа! Я сдала на права!» – «Ещё одним бараном на дороге стало больше». Таким был мой диалог с папой спустя минуту после того, как инспектор произнёс три самых желанных слова в жизни каждого кандидата в водители «Вы сдали экзамен». Позднее были и иные нелицеприятные реплики членов моей семьи «Да тебе только на козе ездить», «Баба за рулём – обезьяна с гранатой», но права были в кармане, и это – навсегда.

То, что «баранов» на дороге развелось слишком много, подумал не только мой папа, но и в Министерстве образования России – и изменили систему подготовки водителей. Потребность в реформе назрела уже давно, существующие программы давно устарели и дальнейшая подготовка по ним была уже просто невозможна. Ещё в прошлом году были приняты соответствующие приказы и поправки об утверждении профессиональных программ, но новые учебные материалы автошколы смогли увидеть только этим летом. 11 августа 2014 года стал днём «икс» для автошкол и их учеников. Что изменилось, минусы или плюсы несёт реформа, и чьи кошельки от этого похудеют, стоит разобраться.

Дольше – значит, лучше?

Прежде всего, значительно увеличилось количество часов, отведённых на обучение азам вождения. Если раньше для получения категории «В» требовалось «отработать» в автошколе 156 часов (106 из которых – теория, а 50 – практика), то теперь – 190 (134 – теория и 56 – практика. Причём теория считается академическими часами (1 час = 45 минут), а практика – астрономическими.

Программы обучения состоят из модулей: базовый включает в себя 84 часа и его изучают все «категории». Если же ученик уже имеет какую-либо категорию и хочет получить ещё одну – ему не нужно будет повторно изучать базовый модуль, а лишь сконцентрироваться на специфике нужной категории, т.е. можно смело вычесть из плана обучения 84 часа.

Также начинающий водитель может выбрать, на каком автомобиле он хочет ездить – с механической коробкой передач или автоматической. В том случае, если кандидат в водители учится на «автомате», то в водительском удостоверении будет стоять отметка «АТ», позволяющая ездить только на автомобилях с автоматической коробкой передач, механической трансмиссией в этом случае пользоваться запрещается. Бонус – обучение на «автомате» сокращает курс на два часа. Если же ученик обучается ездить на «механике», то ему можно будет ездить также и на автомате.

Профессия – водитель

Как уже упоминалось выше, обучение теперь будет состоять из циклов, их будет три:

  • базовый курс включает в себя изучение основ законодательства в области дорожного движения, основы управления транспортным средством, психофизиологические основы, правила первой помощи;
  • специальный курс включает основы управления транспортным средством соответствующей категории, устройство и техническое обслуживание автомобиля.
  • профессиональный курс предусматривает изучение правил организации и выполнения пассажирских перевозок.

В программу обучения также теперь входит психологический практикум, обучение основам эффективного общения, курс этических норм для водителей, основы пассажирских и грузовых перевозок. Ученик должен научиться управлять своим эмоциональным состоянием, в также уметь самостоятельно устранять мелкие технические неисправности. Результатом освоения такого объёма материала после сдачи экзамена в ГИБДД станет выдача свидетельства о профессии водителя.

Новые категории – новые возможности

Введён ряд новых водительских категорий и подкатегорий. Теперь их 16, против девяти, существующих ранее:

Для владельцев квадроциклов предусмотрены кое-какие исключения. До введения экзаменов на категорию «В1» они смогут ездить с правами категории «А», если квадроцикл имеет мотоциклетную посадку. Если же он оборудован автомобильными органами управления, то водитель обязан иметь при себе категорию «В».

Внесены в ПДД изменения, призванные обезопасить и велосипедистов. Дороги, имеющие специальные полосы для велосипедистов и велопешеходные дорожки, будут обозначаться новыми знаками. Водители теперь будут обязаны уступать дорогу велосипедистам на перекрестках и поворотах, если велосипедист движется по велодорожке.

Больше стресса на экзаменах

Изменен и порядок сдачи экзаменов в ГИБДД, теперь они буду проводиться в два этапа. Первый этап: ученик проходит в автошколе теоретическое обучение и начальные курсы вождения на автодроме, сдаёт экзамен на «площадке» сотруднику ГИБДД и получает соответствующий документ. Второй этап: ученик проходит обучение в автошколе на городских дорогах. И после завершения цикла, проводится вторая аттестация в ГИБДД – ученик сдаёт «город». Причём пока курсант не получит свидетельства от ГИБДД, что он сдал «площадку», выезжать на учебном автомобиле в город запрещено.

Сдачу теоретического экзамена также планируют ужесточить. Распорядок, что сначала нужно будет сдать внутренний теоретический экзамен в автошколе, а потом в ГИБДД, останется прежним, изменится его «начинка». Раньше кандидат в водители на экзамене имел один билет, состоящий из 20 вопросов и должен был решить его, допустив максимально 2 ошибки. После реформы экзаменационный билет будет состоять всё также из 20 вопросов, но если курсант допускает ошибку, он получается пять дополнительных вопросов на эту же тему. Если ещё одну ошибку – снова пять дополнительных вопросов. Третья ошибка грозит несдачей экзамена.

Увеличится срок получения водительского удостоверения. На сдачу экзаменов в ГИБДД ученикам придется записываться самостоятельно. Если первый раз экзамен можно будет сдавать на автомобиле автошколы, то пересдача будет проходить исключительно на автомобиле ГИБДД. Интервал между пересдачами не должен превышать семи дней. Если же трёх пересдач оказалось недостаточно для сдачи экзамена, то следующая переэкзаменовка возможна только через месяц.

Автошколы нового поколения

Серьёзно ужесточаются и требования к преподавательскому составу, теперь в автошколах не смогут работать обыкновенные автомобилисты. Преподаватель теперь в обязательном порядке должен иметь высшее образование. Кроме этого, если раньше экзамены принимали рядовые инспекторы, то до конца 2014 года планируется создать несколько федеральных центров, где будут готовить специалистов по приему экзаменов, а также инструкторов автошкол, обучающих слушателей вождению.

«Безусловно, в автошкольной сфере теперь возникают кадровые проблемы. В частности у нас в связи с реформой преподавателей без высшего образования приходится увольнять и искать новых не только компетентных, но и высокообразованных людей», – сообщает директор «Первой автошколы» Архангельска Владимир Максимов.

Каждая автошкола, чтобы получить лицензию, должна иметь достаточную материальную базу, которая удовлетворит всем необходимым условиям. Чтобы приступить к работе по новым правилам, автошколам приходится раскошеливаться на классы, интерактивные доски и автодромы, с которыми возникает больше всего проблем. Согласно новым требованиям, площадка должна быть размером не менее 0,24 гектара, оборудована светофорами, дорожными знаками, и иметь асфальтобетонное покрытие. Стоит всё это немало и, в первую очередь, всё это ударит по кошельку ученика. Так, по предварительным подсчётам, обучение в автошколах Московской области, обойдётся в 45 тысяч рублей.

Лишь 2% автошкол готовы к работе

Требования к автошколам настолько изменились, что большинство из них вряд ли сможет удержаться на плаву. До модернизации в России насчитывалось 11,5 тысяч автошкол. На 15 октября за согласованием учебных программ и материально-учебной базы в ГИБДД обратились более 2 800 учебных заведений в России. Однако лишь 302 из них получили необходимые положительные заключения. Основная проблема почти каждой автошколы – это отсутствие автодромов. Если раньше на одной «площадке» могли заниматься по 10 автошкол, то теперь позволить себе наличие персональной территории размером с футбольное поле – могут не все. Да и рационально ли это?

В Госдуме выступают с предложением ввести переходный период для новых требований до начала 2016 года, чтобы автошколы могли спокойно ознакомиться со всеми документами и предпринять меры. Ведь если сейчас закроют все школы, не соответствующие требованиям, учиться будет негде.

«Я выступил с предложением все-таки ввести переходный период для новых требований до 1 января 2016 года, – рассказал зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Сейчас мы наблюдаем острый дефицит автошкол, а спрос на получения прав огромный – 2 миллиона удостоверений выдаются ежегодно. Охватить всех желающих некому, а люди разными правдами или неправдами попытаются все равно получить права. Боюсь, как бы это ни привело к еще большей криминализации системы получения прав, чем это было раньше».

Безусловно, недовольны и ученики. Если раньше стоимость обучения в автошколе могла обойтись в 18 тысяч рублей, то 45 тысяч – цифра космическая. Да и зачем несколько месяцев обучения, траты времени, стресс на экзамене, когда можно купить права? Стоит зайти в Интернет, как перед потенциальным покупателем предстают десятки интернет-магазинов поддельных «прав». У них существуют даже свои акции: «Купи права – вторая водительская категория в подарок!» Конечно, некоторые автошколы заботливо предостерегают, что покупки через Интернет не безопасны, «купить права лучше у нас». Цепочка купли-продажи через некоторые нерадивые автошколы выглядит следующим образом: «липовый» ученик – инструктор или директор автошколы – инспектор ГИБДД, принимающий экзамен – начальник регистрационного отдела ГИБДД. Существуют и автошколы, которые имея в распоряжении лишь один кабинет – успешно функционируют. За определённую сумму курсант «проходит» весь учебный курс и получает настоящие права, не сдав ни одного экзамена. Изготовление водительских удостоверений занимает дня три. Цены в Москве на «права» варьируются от 30 до 50 тысяч рублей. В провинциальных городах приобрести их можно дешевле.

Если вы купили настоящие права – то только дорога вам судья, которая к «халявщикам» беспощадна. Если же вы решили приобрести «липовые» права, то трижды подумайте: стоит ли такая покупка ваших нервов, серых пятен на биографии или даже свободы. Статья 327 Уголовного Кодекса России предусматривает 4 вида наказания за использование заведомо подложных документов: штраф до 80 тысяч рублей либо обязательные работы – до 240 часов. Возможны также исправительные работы до двух лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев.

Чем закончится глобальная реформа – покажет лишь время. Радуются лишь те, у кого водительское удостоверение уже в кармане, главная задача: не забывать правила, аккуратно вести себя на дороге и уважать автомобили со значком «У» – ведь людям в них и так сейчас нелегко приходится.