22 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +9°С

Экзамен на права 2015: не сдали даже инструкторы

Поделиться

МВД России наконец-то подготовило проект нового регламента по приему экзаменов у кандидатов в водители. Документ предполагает значительно усложнить жизнь выпускникам автошкол, поскольку ужесточает многие условия сдачи экзамена на права. Сейчас проект активно обсуждает экспертное сообщество. А профессиональные водители лично попробовали пройти новые испытания на площадке.

Правила сдачи экзаменов – часть реформы образования водителей, цель которой – снизить аварийность по вине начинающих автомобилистов. В рамках этой реформы в августе 2014 года уже были ужесточены требования к автошколам и учебным площадкам. Спустя полгода появился и проект «Административного регламента по проведению экзаменов на право управления транспортным средством и выдаче водительских удостоверений».

Без права на ошибку

1. В первую очередь изменения коснутся теоретического экзамена на знание ПДД. Теперь в случае ошибок кандидатам в водители будут предложены дополнительные вопросы. Ошибиться по-прежнему можно дважды, но на каждый неверный ответ появятся дополнительные пять вопросов, в ответе на которые ошибки исключены.

Сейчас: надо ответить на 20 вопросов, можно допустить две ошибки, и никаких дополнительных вопросов при этом не задается.

2. Ужесточение требований к выполнению упражнений на площадке. Штрафные баллы предполагается вообще отменить, и даже за одну ошибку из всех заданий кандидат автоматически проваливает экзамен.

Сейчас: допускается получение четырех штрафных баллов за все упражнения. Если кандидат не сдал одно упражнение (заработал пять баллов), а все остальные выполнил без штрафов, дается вторая попытка выполнить проваленное задание.

3. Ужесточится наказание за непристегнутый ремень безопасности, в том числе и у пассажиров (например, экзаменатора). За это снимут сразу три балла.

Сейчас: за непристегнутный ремень у водителя – один штрафной балл.

4. Появятся новые упражнения на площадке, а уже существующие частично усложнятся. Например, выполняя параллельную парковку, нужно будет не только правильно заехать, но и выехать с места парковки. Упражнение «змейка» дополняется пунктом «повороты на 90 градусов». Появится новое упражнение – «посадка и высадка пассажиров».

5. Определяется точное время проведения экзамена по теории: ожидание в очереди в ГИБДД – не более 15 минут, принятие документов у кандидатов – не более пяти минут.

Сейчас: будущие водители могут часами ждать своей очереди на сдачу экзамена.

6. Четко определено и время для каждого этапа сдачи. На теорию отводится максимум 40 минут, из них 20 – на решение основных вопросов и 20 минут – на дополнительные задания в случае ошибок. Сдача практической части на площадке – 30 минут, в городе – 60.

Сейчас: на теорию отводится 20 минут, по сдаче практики определен лишь минимум, который необходимо «откатать» по городу – те же 20 минут.

7. Подавать документы на сдачу экзамена можно будет в электронном виде через портал Госуслуг.

8. В машине на площадке не предусматривается присутствие сотрудника ГИБДД. А при сдаче практической части в городе в автомобиле должен будет обязательно находиться его собственник или представитель.

9. Для подготовки водителей и сдачи экзамена на категории М, А и подкатегорию А1 в регламент было добавлено упражнение «Скоростное маневрирование». По его условиям байкер должен за 25 секунд разогнать свою технику на участке длиной 40 метров и объехать змейкой пять конусов.

10. Кроме того, для сдачи экзамена на категории М, А и А1 нужно будет соблюсти специальный дресс-код. К экзамену допустят только кандидата в определенной одежде и обуви, независимо от пола: куртка и брюки из плотного материала, берцы или высокие ботинки, перчатки и шлем. И неважно, получите вы вообще когда-нибудь права на мопед или нет, обзавестись экипировкой придется заранее.

Сейчас: одежда не имеет значения при сдаче экзамена.

Отметим, что пока это всего лишь проект, который предполагает обсуждение и доработку. Тем не менее специалисты уже сейчас обнаружили в нем множество других нестыковок и устаревших сведений. «К примеру, наказывать учеников документ предлагает и за нарушение требований информационно-указательных знаков. Все бы хорошо, но с точки зрения закона сегодня их вообще не существует – они были отменены еще в 2006 году, – отмечает председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев. – Впрочем, и измененному в ПДД термину «аварийная световая сигнализация» в документе нашлось место, так что удивляться здесь нечему».

Не вписались в поворот

Изучив все эти нововведения, эксперты из Гильдии автошкол и ФАР, инструкторы и автоспортсмены попробовали сдать экзамен на автодроме по новым требованиям. Эксперимент проходил на учебной площадке одного из технологических колледжей Москвы, где обучают водителей разных категорий. По итогам заезда специалисты признались, что даже для них некоторые задания оказались фактически невыполнимыми.

К примеру, привычное упражнение «змейка» теперь выполняется в габаритном коридоре и дополняется упражнением «повороты на 90 градусов». И если со «змейкой» справились все, то второе упражнение далось участникам эксперимента с трудом. По заданным параметрам ширина проезда составляет не более 3,5 метров, поэтому качество выполнения зависит от габаритов автомобиля. Упражнение с легкостью можно выполнить на Volkswagen Polo, а вот Ford Focus уже втискивается с трудом.

Проблемой обернулся и въезд в бокс задним ходом. Из-за того что ширина дорожки, с которой нужно заезжать в «гараж», по новым требованиям должна быть равна длине автомобиля, выполнить упражнение с первого раза не смог ни один участник пробного экзамена.

Большие трудности также вызвало упражнение по выезду с парковочного места. А мотоциклисты-профессионалы не смогли справиться с заданием на скоростное маневрирование. Байкеры вынесли вердикт, что время разгона необходимо увеличить с 25 до 35 секунд. Кстати, для автошкол сложность еще и в том, что длина площадки для этого маневра должна составлять не менее 90 метров. А, по мнению специалистов, данное упражнение никаким образом не способствует улучшению навыков вождения, зато представляет опасность для кандидата.

Все результаты проведенного эксперимента были зафиксированы сотрудниками ГИБДД. И остается надеяться, что при утверждении окончательного варианта они будут учтены. Новый регламент должен быть принят в начале мая.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
6 апр 2015 в 17:00

Как обычно - "Документ предполагает значительно усложнить жизнь выпускникам автошкол". То есть для тех категорий граждан которые платят за обучение, учатся, для которых водительское удостоверение становится каким то "рубежом", целью в жизни. И документ никак не собирается "усложнять жизнь" тем кому "подарили", кому некогда опускаться до таких "мелочей" и он их просто купил, и теперь "рулит в свое удовольствие" не обращая внимания на ПДД и других участников движения...

Дирижабль
6 апр 2015 в 22:52

Ссылки на несуществующие знаки и огни связаны, видимо, с тем, что этот проект - с бородой.
У мения водительский стаж 39 лет без ДТП, я обучил не один десяток новичков. Качество обучения в автошколах удручает: мне пришлось долго переучивать свою жену, чтобы она не переключала передачи круговым движением ручки КПП, пользовалась педалью сцепления и не перебирала руль на поворотах у живота, заезжая на встречку. Иногда эти ошибки она делает до сих пор. И по своему опыту могу сказать, что методика обучения "упражениями" не может дать нормального результата. Прежде чем выпускать водителя на дорогу, надо добиться от него автоматизма вождения, чтобы он не думал про органы управления так же, как мы не думаем о положении ног при ходьбе - тогда он легко сориентируется в любой ситуации на дороге. Я даже пытался предложить ГИБДД простейшую, опробованную методику для этого: езда по ухабистой дороге, требующая постоянного использования всех ручек и педалей. Но на моё письмо мне даже не ответили.

Сергей
7 апр 2015 в 17:26

Из личных наблюдений. Вообще ужесточение получения прав как решение проблем на дорогах - это бред... Проблема не в отсутствии технических навыков, недополученных во время учебы в автошколе, у неопытных водителей, как это пытаются представить органы, а в правовом нигилизме на дорогах, который со стажем и техническим опытом вождения никак не связан. Причины:

1. связи в обществе - "я выше всего этого, ездящего и ходящего рядом", уверенность в безнаказанности,
2. заносчивость в связи с богатым(по мнению самого водителя) опытом вождению - "я знаю как надо ездить! У меня опыт\стаж ...цать лет!",
3. стадность - "все нарушают, все летели по пешеходке\шпилили по 120 в городской черте\знают, что вот тот знак стоит неправильно и т.п.".

Как-то так. Наказывают совсем не тех, кто виновен в опасности на дорогах. Проблема решена не будет.