22 октября вторник
СЕЙЧАС +16°С

Отказ от обгона

Поделиться

Лето, прекрасная дорога. Впереди вы видите легковой автомобиль. Глянули назад – никого, глянули вперед на встречную полосу – никого, в мертвой зоне – пусто. Через нетонированную легковушку заведомо видно, что перед ней – никого. Не снижая скорости, плавно уходите на встречную полосу, опережаете и плавно возвращаетесь назад. Идеальный безопасный обгон.

Но чаще имеет место плотное интенсивное движение. Например, трасса М-5 на участке от Уфы до Челябинска рассчитана на 5 тыс. автомобилей в сутки. Реально летом по ней проезжает 4 тыс. автомобилей в час. Длина участка – 410 км, на 97 км из них обгон запрещен. Получается пренеприятная вещь: когда нет встречных – запрещен обгон, когда обгон разрешен – встречные идут сплошным потоком. И бывает, упрешься в грузовик и вынужден за ним ползти 5, 10 км…

Как правильно подготовиться к обгону в данной ситуации?

Во-первых, нужно помнить, что при перестроении скорость в направлении движения снижается. Всегда. Если вы на своей полосе разогнались с 90 до 100 км/ч и пошли на встречную полосу под углом 20-25 градусов, то никакого выигрыша в скорости в момент выезда вы не получите, так как часть скорости расходуется на движение поперек дороги. Выходить на полосу встречного движения нужно плавно, под небольшим углом.

Во-вторых, чтобы видеть встречную полосу хорошо, до грузовика необходимо держать расстояние побольше. Позади идущие из-за плотного встречного потока все равно вас обгонять не будут. Кроме выигрыша в обзоре вы еще получаете возможность до обгона разогнаться на своей полосе и плавно выйти на встречную полосу.

Добрались до самого главного. Высота грузовика – 3,5 метра, ширина – 2,5 метра, длина – по нормативам 20 метров, реально – больше. И что делается впереди грузовика – вы понятия не имеете.

Итак, во встречном потоке вы видите «окно», длины которого вполне достаточно для обгона длинномера. Включаете поворотник и разгон начинаете на своей полосе с таким расчетом, чтобы в момент разъезда с последним встречным автомобилем сразу перестроиться на встречную полосу. И очень важно оставить запас до обгоняемого грузовика.

Только в этот момент вы получаете возможность увидеть, что творится перед грузовиком, и оценить безопасность возвращения в свою полосу после обгона. Если вы видите, что впереди грузовика места для возврата нет, а сразу двух вы обогнать не успеваете, то просто притормаживаете и возвращаетесь назад – запас позволяет. То есть в момент выезда на полосу встречного движения вы должны держать в голове, что, возможно, вам придется отказаться от обгона.

Отказ от обгона в последующем будет проблематичным и небезопасным. И окончательное решение принимается именно сейчас.

Рассмотрим второй вариант. Вы вплотную ехали за грузовиком – не дай бог, кто-нибудь вас обгонит. Встречные автомобили закончились, и вы сразу перестроились на встречку. При перестроении расстояние до грузовика увеличилось, вы от него приотстали, так как ваша скорость была равна скорости грузовика, и часть вашей скорости ушла на перемещение поперек дороги под большим углом. Дальше вы начинаете раскочегаривать ваш тарантас, потихоньку разгоняясь на встречной полосе. И все внимание уходит на динамику разгона.

Разогнались до половины длинномера и только тут начинаете оценивать обстановку: назад в свою полосу после обгона, оказывается, вернуться будет проблематично, а встречный автомобиль – близко. Аааааа… чего делать-то?! Тормозим! Куда тормозим? Вы ушли на обгон, ваше место до грузовика занято. Приехали.

Хорошо, если в красном автомобиле нормальный водитель, а не отморозок, который будет ржать над вами и тыкать пальцем, не давая вернуться назад в свою полосу. Но и хороший человек не может быстро оттормозиться, чтобы дать вам место – за ним цепочка автомобилей. Пока все по цепочке притормаживают – вы едете по встречной полосе, наблюдая, как на вас неумолимо движется какой-нибудь монстр весом тонн под 40. Он резко тормознуть не может – его груз по инерции движется сам по себе, и тормозам автомобиля он подчиняется с большой неохотой. Меняйте подгузники.

Наконец появилась возможность вернуться в свою полосу. Но вы тормозили, а потом ехали со скоростью попутных автомобилей. Чтобы перестроиться и не потерять динамику, нужно ускоряться! Ускорились, вернулись назад, но приключения еще не закончились. Скорость-то у вас большая – тормозите, чтобы не впечататься в грузовик.

Спрашивается, а зачем вам все эти приключения? Вам было так сложно оценить безопасность обгона в его начале? Или у вас традиция: сначала делать – потом думать? Лотерея на дороге рано или поздно заканчивается трагедией.

Резюме. Перед перестроением на встречную полосу вы всегда должны просчитать, что, возможно, вам придется отказаться от обгона. И для безопасности оставляйте всегда в запасе расстояние до обгоняемого в момент выезда на встречную полосу.

Мои ролики: ролик 1 и ролик 2.

Рад бы отказаться от обгона, да не умею: ролик 1, ролик 2, ролик 3.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
сергей
21 апр 2016 в 10:45

на самом деле есть дедовский метод: не уверен не обгоняй. не спеши на том свете принимают круглосуточно.

водила со стажем 48 лет
21 апр 2016 в 10:53

Чтобы проблем было меньше, нужно всем водителям понять, что соблюдать дистанцию в ряду идет только на благо. На Западе это давно поняли и соблюдают дистанцию. В итоге движение будет более плавным, без резких торможений и разгонов, остановок в пробках будет меньше, уменьшится расход топлива, нервы водителей не будут так напряжены. У нас же, стоит отдалиться от впереди идущей машины, как перед тобой сразу нарисуется "опытный" водитель, воспользовавшийся ситуацией. По этой же причине вернуться обратно в свой ряд после неудачного обгона тебе не дадут едущие сзади, заняв пустое место.
Тут важно воспитание культуры вождения еще на учебных курсах. Понимание этих принципов приходит с опытом.
Правы в Германии, обязывающие нарушителей пройти переобучение (за свой счет). Тогда это крепко удержится в голове.

21 апр 2016 в 11:52

По рисунку с углом выезда для представленных значений посчитал выигрыш - более плавный угол - это выигрыш по расстоянию 40 см, при скорости 100 км/ч - выигрыш по времени 0,014 с!!! Если что-то зависит от таких значений, то на обгон, вообще лучше не выходить.
В роликах с неудачными обгонами: два первых непонятно на что надеялись, обгон по сути еще не начат, разница в скорости минимальная, встречку видно - она близко, но водители продолжают ехать по встречной полосе. В третьем ролике я бы встроился перед грузовиком - достаточно там места. И, вообще, редкость, когда не было бы места, что встроиться - это кто-то из водителей должен сильно постараться и намеренно жаться к впередиидущему. В таком случае я бы предпочел такого водителя в кювет столкнуть, чем самому получить лобовой.