22 февраля пятница
СЕЙЧАС -3°С
  • 18 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными

    У наших текстов есть обозначения форматов — среди них истории, репортажи, интервью, инструкции, фоторепортажи, мнения и многое другое. Теперь эти форматы кликабельны — например, если вы нажмете на формат «фоторепортаж» или «онлайн-трансляция», вы увидите все подобные материалы V1.RU.

    Подробнее
    3 декабря 2018

    Новый дизайн V1.RU

    V1.RU стал совершенно другим. Мы перешли на новый дизайн и стали быстрее, удобнее и красивее. Вам нравится?

    Подробнее
    Еще

Как ехать без страховки?

Поделиться

Что и как вы будете говорить инспектору – дело ваше. В конкретной ситуации вы действуете на свой страх и риск.

В комментариях к предыдущей статье меня повально обвинили в пособничестве страховым компаниям. Я никогда не жаловал конторы, которые вытрясают из кармана водителей деньги, руководствуясь лозунгом «Ничего личного, только бизнес» и обещая взамен головную боль при страховых выплатах.

А чем я хуже?

Уважаемые страховщики, все, что написано ниже, не содержит ничего личного к вам.

Итак, выпивший товарищ просит вас отвезти его домой на его автомобиле. Но вы не вписаны в страховку, и в случае остановки последует штраф в 500 руб. по ч. 1 ст. 12.37 КоАП, а за попытку тронуться можно попасть на 15 суток.

Попутно другой вариант. Вы купили технически неисправный автомобиль, и на его ремонт ушло некоторое время. Теоретически, чтобы доехать до станции техосмотра, а затем до страховой компании, можно купить полис сроком до 20 дней. Но, во-первых, это лишние деньги, а во-вторых, лишняя трата времени.

Что делать?

В первую очередь нужно различать:

  • управление как непосредственное воздействие на органы управления;
  • управление в гражданско-правовом смысле.

Первый случай закреплен в ПДД.

Второй случай закреплен в Гражданском кодексе и фактически означает распоряжение автомобилем по своей воле – еду, куда хочу. Здесь и зарыта собака – при смене субъекта управления закон «Об ОСАГО» дает 10 дней на оформление нового полиса.

Другими словами, если вы купили автомобиль, взяли его в аренду или заключили договор безвозмездного пользования автомобилем (договор ссуды), то можете ездить 10 дней без полиса на абсолютно законных основаниях.

Подробно.

1. Собственник автомобиля – это тот, кто записан в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Владелец – тот, кто распоряжается автомобилем. И это не обязательно собственник, ведь собственник может отдать ключи и свидетельство о регистрации другому водителю, и у машины появляется новый владелец – де-факто заключается устный договор безвозмездного пользования (ссуды).

2. Застраховать автомобиль может любой человек. Точно так же он в любой момент может расторгнуть договор страхования. В этом случае обязанность заключения договора ОСАГО ложится на нового владельца.

3. Новому владельцу автомобиля по ч. 2 ст. 4 закона «Об ОСАГО» необходимо застраховать свою ответственность:

  • до регистрации;
  • не позднее 10 дней после возникновения права владения во всех остальных случаях.

4. В ПДД сказано, что водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО, только когда эта обязанность установлена законом. То есть норма в ПДД – отсылочная, на закон «Об ОСАГО». Запретов на управление без полиса закон «Об ОСАГО» не содержит.

Итак, берете листок бумаги и с собственником машины пишете договор безвозмездного пользования и как новый владелец можете кататься 10 дней без страховки. Поленились, не стали искать бланк и ничего не написали? Ничего страшного, в случае остановки говорите об устном договоре безвозмездного пользования со ссылкой на ст. 159, ч. 2 ст. 161 и ст. 689 ГК.

Факт устной сделки в любой момент могут подтвердить свидетели. Здесь многие допускают ошибку, утверждая, что ст. 162 ГК не позволяет ссылаться на показания свидетелей. Однако данная статья распространяет свое действие только на сделки, требующие обязательной письменной формы, к которой договор безвозмездного пользования не относится (ссылка).

Если вы везете пьяного собственника автомобиля по его просьбе к нему домой, то осознайте, что вы едете по своей инициативе, только вами выбранным маршрутом, в любой момент можете остановиться и сбегать в магазин за минералкой. То есть вы распоряжаетесь автомобилем по своей воле. А на пассажирском сидении – просто ваш друг, который сам отдал вам «Свидетельство о регистрации», чтобы не разговаривать пьяным с полицейскими.

Тем самым я еще раз подчеркиваю, что вы не нарушаете закон, и данная статья не содержит никаких призывов к его нарушению.

Если инспектор неадекватно реагирует на срок в 10 дней, протокол составлен, упомяните в протоколе решение Верховного суда №АКПИ12-205, где официально подтверждается все вышесказанное.

Заодно запишите и постановление №12-АД13-3, где также подтверждены все вышеприведенные выкладки. Более того, даже если водитель предъявил закрытый полис ОСАГО, где не указана его фамилия, но при себе он имел договор безвозмездного пользования, с момента заключения которого не прошло 10 дней, то и наказание по ч. 1 ст. 12.37 КоАП не последует.

Если инспектор утверждает, что владеть автомобилем без страховки можно, но ездить нельзя, отвечайте, что если не ездить, то ни регистрация, ни техосмотр, ни полис ОСАГО не нужны.

А что будет в случае ДТП? Кто выплатит ущерб?

Все опять зависит от варианта управления.

Если вы непосредственно воздействуете на органы управления, везете собственника домой и становитесь виновником ДТП, будучи не внесенным в страховку, то страховая компания должна оплатить ущерб, а затем выставить регрессивные требования к страхователю – собственнику. Будет ли собственник требовать деньги с вас, решайте заранее.

Если вы едете по собственной воле туда, куда захотите, становитесь виновником ДТП, а полиса ОСАГО у вас нет, то платить вам.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Комментировать