СЕЙЧАС +8°С
Все новости
Все новости

Поголовный алкотест – водителям не отвертеться

Водителей ожидает новая «забава»: даже если автомобилист трезв как стеклышко, его в любой момент могут остановить на дороге и попросить дунуть в трубку. Госавтоинспекция прорабатывает сценарий массовых рейдов по пьяным водителям: сейчас машины проверяют в

Водителей ожидает новая «забава»: даже если автомобилист трезв как стеклышко, его в любой момент могут остановить на дороге и попросить дунуть в трубку. Госавтоинспекция прорабатывает сценарий массовых рейдов по пьяным водителям: сейчас машины проверяют выборочно, а в новом проекте заложена продувка целых популяций автомобилистов. Остановили 10 машин подряд – 10 водителей проверили на алкоголь, даже если нет подозрений на дурман. Для этого предлагается ввести так называемое экспресс-тестирование.

Быстрая проверка будет осуществляться без оформления документов, без понятых, как это делается при освидетельствовании на месте. У экспресс-теста не будет официального статуса освидетельствования, и поэтому отказаться от его демоверсии не получится. По логике, если водитель не желает проходить облегченную проверку, никаких последствий быть не должно. Однако они предусматриваются по всей строгости отказа от протоколируемого теста: не хочешь пройти лайт-вариант, задержись на полноценный или попрощайся с правами.

Взмахом жезла инспектор сможет остановить любого из потока. Направили партию машин к обочине без разбора – прошли с алкотестером. И не важно, есть ли у водителя характерные признаки алкогольного дурмана: путаная речь, характерный запах, неадекватное поведение и прочие сигналы (см. постановление). Все в порядке – будь здоров. Если же закралась хотя бы сотая промилле – придется пережить весь процесс по полной: с очередным продувом на месте, оформлением документов и общением с наркологом, если диагноз подтвердится.

«Раз у нас кривая ДТП поползла вверх, нужно проводить рейды, когда сотрудник ГИБДД действует с командой и медиками, останавливает весь транспорт на дороге и делает каждому водителю экспресс-анализ на содержание алкоголя, – заявил замминистра МВД Виктор Кирьянов изданию «КоммерсантЪ». – Эта мера эффективна, потому что позволяет уйти от коррупционного воздействия как сотрудникам полиции, так и медикам, поскольку они не знают друг друга».

«Если это будет давать нужные результаты – избавлять нас от присутствия пьяных на дорогах, – я двумя руками за. Только вот заявление о том, что если врачи и инспекторы не знакомы, это рушит возможную коррупционную составляющую, – перебор. Все веками организуется по принципу «третьим будешь?», – живо отреагировал на автомобильном форуме пользователь под ником MrSerg.

В ГИБДД утверждают, что все будет происходить быстро и безболезненно: водитель может на время экспресс-теста оставаться в машине, и, как только прибор покажет беспроблемный результат, можно ехать дальше. Вот только с учетом городских пробок и отсутствия свободных парковочных мест десятки опальных машин в ряду сильнее закупорят движение. Во-первых, для быстрого обслуживания придется выпускать в рейд такое же число инспекторов, сколько автомобилей будут тормозить одним заходом. Во-вторых, понадобятся отдельные площадки с парковочными карманами, где можно было бы спокойно «продувать» водителей. После сокращения личного состава и в связи с постоянным уплотнением транспортного потока и то, и другое в городе проблематично. На трассе или стационарном посту – проще.

«Так и представляю перекрытую дорогу в аэропорт: десятки, сотни людей, опаздывающих на рейс, и инспекторов, действующих в абсолютном соответствии с законом. Я могу назвать методы. На порядок эффективнее идей с облавами, – комментирует автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – Один из методов – закрепить за каждым инспектором стоянку: либо перед офисом, либо платную. Задача – переписать номера всех автомобилей. Их номера преобразуются в формат, понятный для базы данных ГИБДД. Вместе с информацией по автомобилю в базе указывается день рождения его владельца. Зная о знаменательной дате, инспектор может устроить проверку на выезде из офиса под конец праздничного дня, чтобы исключить риск. Возможно, подобные тесты не совсем этичны, поэтому в первую очередь нужно брать под особый контроль тех, кто уже попадал в поле зрения ГИБДД. В масштабе страны в год от последствий употребления алкоголя погибает 400 тысяч человек. В 1990 году на среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литра водки, в 2009-м – 87,8 литра. Борьба государства с алкоголизмом весьма специфична. Благодаря увеличению акцизов на пиво с установлением минимальной цены на водку потребление алкоголя в стране только за первый квартал 2010 года выросло на 20%. (источник цифр: «РГ» – федеральный выпуск №5269 от 26.08.2010 г.). Пьяный за рулем – вершина айсберга государственной алкогольной политики, тон которой задает лобби производителей алкоголя во властных структурах. Народ спаивают, а борьба с алкоголизмом – блеф. Намного проще показать, как миллион рублей по вине пьяного превращается в долю секунды в груду металла, а потом двинуть речь, что государство борется. За год в России лишают прав за пьянку примерно 1,1 миллиона человек, большинство из которых – незаконно. «Если по сцене будет бегать кошка, зритель будет смотреть на нее, а не на Отелло с Дездемоной» (c)».

Принцип, по которому будут отбирать автомобили для экспресс-теста, проработают в сценарии рейдов. Есть заграничный опыт, где для теста останавливают несколько машин подряд или выбирают из потока, например, каждую третью машину. Почему применяется опыт массовых проверок? Считается, что так больше шансов выловить опасного водителя, потому что выборка не всегда объективна. Одного остановил, ошибся, а в это время мимо проехал одурманенный нарушитель.

Возможно, своевременный отлов смог бы предотвратить страшные аварии с участием нетрезвых водителей.

«Не стоит расценивать новое предложение ГИБДД как конец презумпции невиновности. Если водитель трезв, чего ему бояться? – комментирует первый зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. – Это делается по финскому примеру, когда перекрывают дорогу и быстро проверяют одного водителя за одним. Именно массовость такого теста перерастает в эффективность. Но все это нужно вводить только после отмены сухого закона, возвращения допустимого уровня промилле и ужесточения санкций для нетрезвых водителей. Я на днях собираю рабочую группу, где будет прорабатываться вопрос по наказаниям для автомобилистов, которые неоднократно привлекались к ответственности за пьяную езду и управляли автомобилем, будучи лишенными прав. Таким людям максимальные 15 суток административного ареста – как мертвому припарка. Поэтому мы предлагаем вводить для них уголовную ответственность».

Пока проект ГИБДД – это лишь предложение по борьбе с пьяными на дороге, но если его примут, тогда к поводам на освидетельствование добавится новый экспресс-тест. А пока все проверки на алкоголь должны проводиться и оформляться в соответствии с законом и иметь конкретные основания.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter