Сбитые на тротуарах люди, оторванные конечности, разбитые головы и даже смертельные исходы – все это результат передвижения скутеристов по дорогам Волгограда и области за минувшую неделю. Небывалый бум аварий со скутерами пришелся именно на прошлую неделю. Фактически к каждой «Сводке ГИБДД» можно было писать заголовки, сообщающие об очередной аварии со скутером. Причем аварии одна другой страшнее. Так, 15 мая на трассе Самара–Волгоград 34-летний скутерист выскочил на встречную полосу и врезался в «пятерку». На одноместный скутер водитель умудрился посадить еще двоих пассажиров – 28-ми и 30-ти лет. Самому водителю от столкновения оторвало ногу. Такая же участь ждала и 30-летнего пассажира, которого доставили в больницу с шоком третьей степени и без левой голени. Третий пассажир получил серьезные травмы головы и переломы ног.
Буквально на следующий день 17-летний скутерист из Камышина вздумал прокатиться по тротуару. Результатом такой поездки стала сбитая 19-летняя студентка, которая теперь вынуждена провести теплые майские дни, находясь на больничной койке с сотрясением мозга.
Без закона, но с нарушениями
В целом за последнюю неделю по региону произошло десять аварий с участием скутеров. Автолюбители и сотрудники полиции бьют тревогу, поскольку в этом году скутеров на волгоградских просторах прибавилось, а вот документа, с помощью которого можно было регламентировать передвижение скутеров так и не появилось.
«Скутеры покупают, потому что это удобный, дешевый и экономичный вид транспорта, – считает заместитель председателя Волгоградского регионального отделения общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Александр Тимаков. – И эти три преимущества на корню убивают главный недостаток – опасность скутера для достаточно большого города, коим является Волгоград. Опасность начинается с самого вида транспортного средства: на скутер не нужно получать водительское удостоверение, регистрировать его в органах ГИБДД, оформлять страховой полис. Отсутствие водительского удостоверения порождает незнание правил дорожного движения, а отсутствие государственных регистрационных знаков вселяет в некоторых скутеристов чувство безнаказанности. Даже если скутер пронесется под теми же камерами, собьет пешехода и скроется, – его никто не накажет, поскольку даже опознавательных знаков у него нет. Сам не первый год за рулем и могу точно сказать, что число скутеристов растет. И если и дальше пускать скутеры на дороги общего пользования без контроля знаний и навыков вождения, аварий с их участием станет только больше.
В качестве мер профилактики ДТП со скутерами отличным решением стало бы выделение специальной полосы, строительство дорожек. Но в Волгограде и автомобильных-то дорог нет, поэтому на такую роскошь, как выделение специальной полосы для скутеров, велосипедов мечтать не приходится. Поэтому решение только в обучении будущих скутеристов и введении возрастного ограничения. Сейчас на скутер можно садиться с 16 лет, но, на мой взгляд, садиться на этот вид транспорта нужно с 18».
Эксперты видят еще несколько нарушений, которые рано или поздно могут обернуться плачевно и для самих водителей скутеров, и для других участников движения.
«Начнем с простого: кто-нибудь видел в Волгограде в дневное время скутер с включенным светом фары? Вот и я не видел, – рассуждает технический эксперт Алексей Зорин. – Поначалу часть автомобильного сообщества возмутилась внедрением света в дневное время в населенном пункте. Но сейчас все привыкли, и это правда удобно: участников движения видно хорошо в любую погоду, и даже если цвет машины сливается с цветом асфальта. Скутеристы же игнорируют это требование, тем самым рискуют быть незамеченными. Следующее нарушение – несоблюдение расположения транспортного средства на проезжей части. Всем известно, что скутеры должны двигаться по краю правой полосы, но чаще всего мы их видим снующими из ряда в ряд. Сами могут покалечиться, так еще и аварию спровоцировать. Уходя от столкновения или прибегнув к резкому торможению, спровоцированному хаотичным движением скутера, могут столкнуться автомобили, сбить пешехода, да остановку протаранить в конце концов. Но самым опасным действием скутеристов, на мой взгляд, является желание подвезти пассажиров. Как правило, скутеры рассчитаны на одного человека, но на волгоградских дорогах мы видим, что на этот велосипед с моторчиком сажают пассажиров. Мало того, что никто не думает в этот момент о перегрузке скутера, так еще и при столкновении такое соседство приводит к серьезным травмам и даже смерти».
Ответное слово
Почитатели скутеров отчасти согласны с мнением экспертов, но считают, что есть масса других факторов, провоцирующих аварии с этими двухколесными заморскими транспортными средствами.
«Который год законотворцы пытаются ограничить скутеристов по возрасту и заставить всех желающих сесть на скутер, сдавать экзамены и получать права. Но пока дальше заявлений в СМИ дело не доходит, – говорит участник «Скутер-клуба» в Волгограде Максим Сидоров. – Насчет ограничения по возрасту соглашусь полностью – это необходимая мера, поскольку гибнут и калечатся на скутерах в основном подростки. У меня уже третий по счету скутер, и ДТП никогда не случалось, ведь я являюсь еще и автовладельцем, а значит с ПДД знаком. Многие, кто садится на скутер, просто не знают правил дорожного движения, хотя на их изучение нужно-то два часа выделить, чтобы хотя бы знать азы, необходимые для собственной же безопасности. На мой взгляд, введение водительского удостоверения на скутер не исправит ситуации – к сожалению, в нашей стране можно многое купить, и права в том числе».
Делятся скутеристы и насущными проблемами – хамством со стороны водителей автотранспорта и состоянием дорог, которое вынуждает выезжать за пределы своей полосы.
«Причина покупки мною скутера – желание сэкономить время по дороге на работу, – продолжает Максим Сидоров. – В часы пик, чтобы добраться из Советского района в Центральный, требуется час-полтора. На скутере даже со скоростью 40 километров в час доезжаешь за полчаса. У меня есть автомобиль, но я действительно устал стоять в пробках, когда сезон располагает для поездки на скутере. Вопреки расхожему мнению, я не считаю, что скутер до безобразия опасное транспортное средство. Порою на маршрутке ехать куда страшнее. Наш город с его двумя дорогами не предоставляет иного шанса добраться без пробок, как на скутере. Для велосипеда расстояния слишком большие, нет слаженного трамвайного сообщения, а скутер – в самый раз. Главное, подойти с умом: почитать правила и купить шлем и защиту на локти и колени. Эта покупка обойдется максимум в две тысячи рублей, но если случится ДТП, эти нехитрые приспособления сохранят здоровье, а может и жизнь.
Особая проблема в движении по правой полосе. По идее мы должны двигаться фактически у самого бордюра. Но это невозможно: то машины припаркованы, то люки и ливневки открыты. Приходится ехать или по середине правой полосы, или вообще ближе к среднему ряду. Это вызывает раздражение, особенно у водителей маршруток. Они открывают окна, выкрикивают свое недовольство, а кто-то без слов резко подрезает. Так что не всегда водитель скутера виноват, как это принято думать».
Два колеса и дети
Описывая все последствия аварий со скутерами, невозможно было не затронуть ДТП, произошедшее в Кировском районе. Двое 14-летних подростков решили прокатиться по Второй Продольной. На улице Закавказской юный скутерист попытался развернуться и угодил прямо под колеса «семерки», которая ехала прямо на разрешающий сигнал. Один подросток погиб, другой получил травмы.
«Конечно, это страшная авария, и не менее страшно было смотреть на мать, которая потеряла ребенка, – рассказывает выезжавшая на место аварии инспектор по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Волгограду Ксения Малахова. – Как выяснилось позже, ребенку купили скутер, поскольку он о нем грезил, и отказать родители не смогли. Но было поставлено условие – кататься строго по частному сектору, где проживает семья. Однако мальчик ослушался родителей и выехал-таки на дорогу, без знаний элементарных ПДД. Как это закончилось – вы видите сами».
Руководство ГИБДД по региону считает, что в авариях со скутеристами-подростками есть доля вины их родителей.
«Все мы любим баловать своих детей, но от покупки мотоцикла подростку лучше воздержаться, – считает начальник УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Виктор Григоров. – Понятно, что подростки не могут сами себе купить себе скутер, поэтому делают это родители. В условиях мегаполиса, а Волгоград можно назвать таковым, мотоциклы, скутеры, мокики – это потенциальные убийцы. Многие, кто катается на этих транспортных средствах, даже толком правил дорожного движения не знают. Но самое страшное – это превышение скорости. Если скутер едет быстро, то в 90 процентах случаев он попадет в ДТП, особенно в ночное время. Не учел радиус поворота, проскочил на запрещающий сигнал, попытался затормозить перед выбежавшим животным – и вот оно ДТП. Если еще был без шлема, то летальный исход весьма вероятен».
Справиться с аварийностью, которая захлестнула владельцев скутеров, в ГИБДД пока не могут в силу отсутствия необходимой законодательной базы. Так что пока сотрудники полиции только проводят рейды, направленные на выявление нарушителей правил дорожного движения среди скутеристов. Один из таких рейдов проводился сегодня в течение шести часов. В ходе рейда было выявлено порядка 40 нарушителей ПДД, которые управляли скутерами и мопедами без шлемов, а также составлено шесть протоколов по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на родителей подростков, которые управляли скутерами, не достигнув 16-летнего возраста. В мероприятии принял участие и начальник городской ГИБДД, который призвал сотрудников магазинов, торгующих скутерами, не продавать этот вид транспорта родителям подростков до 16-ти лет.
«Если приедут родители несовершеннолетних покупать ребенку скутер или мопед, подарите им нашу памятку, – обратился начальник ОГИБДД УМВД России по Волгограду Сергей Егоров. – И обязательно передайте родителям мой вопрос – задумайтесь, а знает ли ваш ребенок правила дорожного движения, готов ли он стать водителем? А самое главное – достиг ли он 16 лет?»