23 февраля воскресенье
СЕЙЧАС +0°С

Мост через Волгу отметил вторую годовщину «танцев»

Его рисуют на майках и дарят в качестве сувенира из Волгограда. Ему посвящают флешмобы и эстрадные хиты. Позавидовать его популярности может самая известная голливудская звезда, ведь это «танцующий» мост через Волгу. Спустя ровно 735 дней после зажигатель

Поделиться

Его рисуют на майках и дарят в качестве сувенира из Волгограда. Ему посвящают флешмобы и эстрадные хиты. Позавидовать его популярности может самая известная голливудская звезда, ведь это «танцующий» мост через Волгу. Спустя ровно 735 дней после зажигательных «танцев» волгоградского моста мы решили заглянуть в недра этого легендарного сооружения и узнать, как сегодня обеспечивается безопасность этому более чем километровому детищу города-героя.

Для того, чтобы добраться до знаменитых гасителей колебаний, нам нужно было пройти 300 метров по деревянным балкам и железным выступам, периодически протискиваясь в узкие проемы. По пути, кроме железных М-образных балок, разнообразия особо никакого: неяркий свет фонарей, да вентиляционные отверстия в полу, в которых сначала видно землю, а потом уже и воду. «Мало того, что плясал, так теперь еще и скажете, что мост у нас дырявый», – шутит один из наших сопровождающих, кивая на эти отверстия. «А это что за провода нам нами? Они как-то связаны с гасителями колебаний?» – задается вопросом корреспондент 34auto.ru. «Нет, это специальные датчики, которые фиксируют частоту колебаний моста и передают в диспетчерскую. Информация мониторится ежечасно. Но пока колебания в норме».

Спасительные пружины

Вот так в ходе непринужденной беседы наши ноги вывели нас к тем самым демпферам, о которых так много писали в СМИ и обсуждали на автотусовках. Смотря на эти сооружения глазом обывателя, задаешься вопросом: куда можно было потратить сто миллионов? На 12 коробочек с красными пружинами? Непонятно вообще, как они работают, стоя посреди пролета. Но тут над нашими головами пронеслось что-то тяжелое. И пружины пришли в движение.

«Вот, наглядно демонстрируем, как работают демпферы, – говорит начальник отдела искусственных сооружений управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области Борис Брызгалин. – На основании проведенных исследований ведущими институтами России было разработано техническое предложение по установке демпферов в трех пролетных строениях: в пролетах 3-4, 6-7 и 7-8. Сейчас мы находимся в пролете 7-8, где установлено четыре демпфера, которые работают в противофазе колебаний. Их задача состоит в том, чтобы собственные колебания пролетных строений не вошли в резонанс, связанный с ветровой и транспортной нагрузкой».

Примечательно, что при проектировании балочных мостов установка гасителей колебаний не предусмотрена. Демпферы обычно устанавливаются на железнодорожных и вантовых мостовых сооружениях. Случай с танцами моста через Волгу стал мировым прецедентом и теперь рассматривается вопрос о внесении в нормативную базу об аэродинамических испытаниях пролетных строений балочных мостов, длина пролета которых более 120 метров. До инцидента с волгоградским мостом подобные испытания не проводились. Демпферы на мосту через Волгу установлены в тех пролетах, где были зафиксированы колебания два года назад. Эти пролеты являются самыми длинными – по 150 метров каждый. Остальные пролеты моста по 120 и 68 метров. Общая длина моста составляет 1321 метр.

Отчего пустился в пляс

На пляски волгоградского моста, по словам специалистов, повлияли сразу несколько факторов. Во-первых, это весенний сброс воды, который влечет за собой изменение подмостового русла. К этому добавилось изменение погоды: 20 мая прошел дождь, а затем подул сильный ветер. Ну и, конечно, не обошлось без участия транспортной нагрузки. По мнению экспертов, совокупность перечисленных факторов привела к тому, что мост начал плясать.

Логично предположить, что при аналогичном совпадении всех этих факторов мост может затанцевать снова. Ветра в Волгограде дуть не перестали, дожи идти тоже, а транспортная нагрузка увеличилась. На две очереди моста рассчитана транспортная нагрузка – 25 тысяч транспортных средств в сутки. На данный момент по одной мостовой очереди в летний период движется около 26 тысяч автомашин в сутки. Но представители областной администрации продолжают стоять на своем – колебаний не повторится.

«Не исключено, что и без установки демпферов ситуация с колебаниями не повторилась бы, – считает Борис Викторович. – Такое бывает крайне редко, чтобы все факторы, влияющие на колебания, соединились и начали раскачивать мост. Это скорее исключение, чем правило. С установкой демпферов, готов вас уверить, «танцев» на мосту больше не будет».

И тем не менее датчики колебаний работают неусыпно, налажена постоянная связь между диспетчером, отслеживающим колебания, метеорологические условия, с охраной. И в случае форс-мажора диспетчер даст команду перекрыть мост от движения транспорта.

К слову, первым, кто участвовал в прошлом закрытии движения по мосту через Волгу стал нынешний заместитель главы администрации Волгоградской области по транспорту Анатолий Васильев, тогда пребывающий в должности начальника управления автомобильных дорог. В момент колебаний господин Васильев сам проезжал на автомобиле по мосту. Вместо того, чтобы спешно покинуть «танцующий» мост, Анатолий Васильев рискнул вернуться за автобусом, который как раз собирался проехать по мосту. Чтобы обезопасить пассажиров, Васильев лично остановил автобус, а также другие автомашины.

«Ощущения от езды по колеблющемуся мосту были похожи на то, как машина плавно скатывается вниз и поднимается вверх. То, что миллионы зрителей увидели по телевизору, – оптическое преувеличение. У многих возникал вопрос, как же выдержало колебания асфальтовое покрытие? Ответ прост – оно очень качественное и рассчитано на подобные нагрузки», – рассказывает Борис Брызгалин.

Не говорите мне прощай

Благополучно выбравшись из моста и приготовившись отчалить в редакцию, мы обратили внимание на черно-желтую линейку, расположенную под одним из пролетов моста. Оказалось, что это уровень, который измеряет сезонные колебания моста. Например, сейчас мост на пять сантиметров прогулялся по направлению к Волгограду и вытянулся во всю свою длину. Зимой, при низких температурах, материалы сжимаются, а вместе с ними и мост. Вот так и гуляет наш волгоградский мост – медленно, но верно. Но по заверению специалистов, такие «мостовые прогулки» предусмотрены конструкцией и самими законами физики.

Напоследок хранители моста завели разговор о безбашенных автомобилистах, которые денно и нощно устраивают гонки близ моста, а до установления специальных столбиков и вовсе ездили по пешеходному тротуару. Похвастались хранители и содержанием моста, мол, смотрите, какой он ухоженный и чистый – любо-дорого смотреть. Про себя думалось лишь одно: вот бы везде такой асфальт, как на мосту, а то и без колебаний по дорожным ямам Волгограда неплохо пляшем.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Евг
28 мая 2012 в 13:35

демпферы, 12 млн.... чтобы не было колебаний, надо чтоб длина волны была разной, т.е. достаточно ставить опоры на разном расстоянии друг от друга. Пусть это будет даже небольшая разница, может глазом заметная только при внимательном рассмотрении, но уже колебания станут невозможными.
но у нас же как: чем больше сумма, тем больше можно будет себе у карман положить, поэтому никто "не ищет легких путей"

ямщик
30 мая 2012 в 21:15

Уважаемый корреспондент! Можно ли строить мосты там, где бывает весенний сброс воды, Дожди, ветры и снег зимой?

круто
28 мая 2012 в 13:11

спасибо за экскурсию)