Автошколы откладывают сроки набора новых курсантов. Желающих получить права или открыть новую категорию заносят в отдельные списки и отправляют восвояси до «особого распоряжения».
С 11 августа в России действуют поправки к программам обучения в автошколах. Базовый цикл по подготовке водителей расширен новыми темами, добавлены часы на изучение медицины и психологии. Согласно поправкам изменились требования при подготовке водителей автомобилей с автоматической КПП и механикой.
Однако новые программы, хотя уже и утвержденные, до сих пор не согласованы в службе ГИБДД, и автошколы не имеют права начинать обучение по ним. Сейчас во всех областных автошколах заканчивают обучение группы, набранные до 11 августа, а когда начнется обучение нового набора – не знает никто. Известно лишь то, что учиться придется дольше и дороже.
«Автошколы продолжают набор в группы обучения, но начинать занятия никто не спешит, – рассказала директор сети автошкол «Зеленый свет» Мирина Колюка. – Несмотря на эти задержки, желающих получить права меньше не становится. Людей записывают, о времени начала занятий им сообщат наши сотрудники».
На прошлой неделе руководителей волгоградских автошкол о порядке согласования планов обучения и дальнейшей деятельности проинформировали в областном ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции разъяснили примерные требования к автошколам и распределили сроки подачи документов для согласования. Сегодня подобное совещание прошло в региональном министерстве образования.
Чтобы оборудовать автодром согласно новым требованиям: уложить асфальт, установить светофоры и дорожные знаки необходимо около 7,5 миллионов рублей.
Еще одна проблема, которая стоит перед автошколами – оборудование для обучения. Кроме собственных классов для теоретической подготовки, каждой автошколе необходимо иметь собственный автодром. А такая возможность есть далеко не у всех. К примеру, в Кировском районе Волгограда существует три площадки для обучения вождению, и лишь одна из них соответствует новым требованиям. Однако собственник этой площадки требует для допуска к обучению на свей «земле» вступительный взнос в несколько десятков тысяч рублей, а с каждой машины будет взиматься плата – около пяти тысяч рублей.
«В городе почти нет обустроенных автодромов, – рассказал автоюрист Виктор Викторов. – Да и в существующие площадки владельцам автошкол придется вложиться. К тому же они должны быть не меньше четверти гектара, а большая часть существующих едва дотягивает до 0,1 гектара. Да и все оборудование их – это старые покрышки и деревянные стойки с флажками».
Всего в Волгоградской области насчитывается около двух сотен курсов по обучению вождению. Далеко не у всех есть возможность на собственные средства оборудовать автодромы и пройти перелицензирование. Снова залезать в долги и покупать оборудование готовы лишь единицы. Остальным придется делить территорию, в складчину содержать один автодром на несколько школ.
Первым делом владельцы автошкол подсчитали, во сколько обойдется потенциальному водителю обучение по новым стандартам. Стоимость курсов вождения с нового сезона вырастет на треть и составит около 20–23 тысяч рублей.
«Скорее всего, это не последние цифры, – считает руководитель автошколы «Викинг» Виктор Тихомиров. – Сейчас в эту стоимость входят затраты на новых преподавателей, закупку оборудования и так далее. Однако до 2016 года все школы должны пройти фактическую перерегистрацию, вновь получить лицензию, причем никаких скидок на отсутствие программ, планов, автодромов и другого учебного оборудования не будет. Уже сейчас, после проверок ГИБДД, часть школ сворачивают свою деятельность.
Если с помещениями для автошколы вопросов не возникает, то другие требования вызывают недоумение. К примеру, для проведения занятий по медицине необходимо иметь не менее трех кукол на один класс. Причем это должно быть собственное оборудование школы. Те же занятия по медицине нельзя проводить в медицинском учреждении или с привлечением сотрудников МЧС. Это было бы очень удобно – поведению и действиям в чрезвычайных ситуациях на дороге учили бы профессионалы, но нельзя».
Сейчас владельцы автошкол опасаются, что пока Госавтоинспекция будет решать да согласовывать, автошколам придется готовиться к банкротству.