23 апреля вторник
СЕЙЧАС +20°С
  • 10 апреля 2019

    В мобильную версию добавили кнопку с комментариями

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на V1.RU в мобильной версии стало удобнее. Внизу каждого материала появилась закрепленная синяя кнопка с комментариями. Чтобы добавить свой отзыв, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Делитесь фотографиями в соцсетях одним кликом!

    У нас новая функция, благодаря которой делиться фото и новостями сайта можно одним кликом. Для этого нужно нажать на снимок, выбрать в правом нижнем углу соцсеть, кликнуть «Отправить». В мобильной версии сайта эта возможность появится позже. А вы уже опробовали новый функционал? Вам понравилось?

    18 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными

    У наших текстов есть обозначения форматов — среди них истории, репортажи, интервью, инструкции, фоторепортажи, мнения и многое другое. Теперь эти форматы кликабельны — например, если вы нажмете на формат «фоторепортаж» или «онлайн-трансляция», вы увидите все подобные материалы V1.RU.

    Подробнее
    Еще

ПДД для бывалых: суровый закон дворов, или Как водителю обозлить соседа

Разбираемся в том, как можно и нельзя ездить у жилых домов

Поделиться

Один из законов дворов: не ставить машину там, где падают сосульки. В ПДД этого нет, но несогласных научит жизнь

Фото: Александр Файрузов

В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем правила, которые забываются на второй день после экзамена на права. Например, правила езды по жилым зонам, нарушение которых страшно не столько штрафом, сколько праведным гневом соседей. Если уверены в себе, можете сразу переходить к тесту в конце.

Знак 5.22 «Конец жилой зоны»

Фото: сервис Google.Maps

Жилые зоны обозначаются знаками 5.21 и 5.22, но далеко не всегда. Поэтому правила делают хитрое исключение: законы жилых зон распространяются и на дворовые территории. А что это такое?

— В ПДД определения двора нет, но оно содержится в своде правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Двор — это территория группы жилых домов, объединенных общих пространством, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — То есть жилая зона — более широкое понятие, так как включает в себя и проезды.

Пешеходы в жилых зонах имеют статус священной коровы: ходить они могут хоть по тротуарам, хоть по проезжим частям, а заодно пользуются приоритетом перед транспортными средствами. В правилах, правда, есть запрет на создание пешеходами «необоснованных помех», но формулировка слишком размыта, чтобы считать ее строгой нормой.

Скорость движения в жилых зонах и дворах ограничена 20 км/час, но иногда даже эта величина избыточна. Во дворах, где обзор закрывают запаркованные автомобили, а возникновение «невидимого» ребенка на проезжей части вероятно, нужно учитывать и пункт 10.1 ПДД — он требует выбирать скорость в том числе с учетом видимости.

Ребенок появился внезапно, но и водитель мог бы ехать скромнее. Видео MrPrimoos/YouTube.com

Популярный маневр на дворовых территориях — движение задним ходом. Здесь достаточно запомнить, что уступать в этом случае нужно всем. Оправдания из серии «не заметил» работают плохо, потому что правила призывают в таких случаях прибегать к помощи других людей (или покупать машины с парктрониками).

Через дворы запрещена сквозная езда. Контролировать это правило трудно, поэтому отдельные наездники, а также маршрутчики и таксисты, используют жилые зоны для объезда пробок.

У запрета на сквозную езду есть и другая подоплека: например, на выезде из жилых зон не всегда дублируются знаки, действующие для основной проезжей части. Это значит, например, что, выезжая из незнакомого двора, вы можете уехать «против шерсти» по односторонней дороге. Если бы вы двигались по ней изначально, то знали бы о ее статусе.

А еще во дворах запрещена стоянка с работающим двигателем. К сожалению, термин «стоянка» означает преднамеренное прекращение движения, то есть формально не распространяется на ситуации, когда автомобиль заводят для прогрева с помощью автозапуска. Но прогрев автомобилей в жилых зонах, особенно длительный и вблизи чужих окон, многими расценивается как свинство и неуважение к соседям.

Заезжать на бордюры запрещено: в зависимости от ситуации, водителю могут вменить нарушение ПДД или правил благоустройства

Фото: читатель сайта

Ставить автомобили на ночную стоянку во дворах можно, если при этом не нарушаются другие пункты ПДД. Нет и запретов на длительную стоянку в чужих дворах, хотя «аборигены» не всегда в восторге от гостей. Но единственный способ обезопасить территорию от варягов — установка ворот, знаков или шлагбаумов, естественно, после оформления участка. Процедура достаточно сложная: нужно межевание придомовой территории и постановка ее на кадастровый учет.

Самозахват территории двора с помощью натянутых тросов или подъемных конструкций является нарушением, за которое предусмотрены крупные штрафы: до сотен тысяч рублей в зависимости от типа участка и кадастровой стоимости.

Брошенный и разукомплектованный автомобиль могут эвакуировать на стоянку, где он проведет несколько месяцев (не бесплатно), а если владелец не явится — будет продан с аукциона

Фото: Артем Краснов

Срок хранения запаркованного автомобиля на дворовой парковке не ограничен, но если машина превратилась в откровенный хлам, есть процедура ее законной эвакуации.

К сожалению, ПДД не запрещают стоянку автомобиля на газонах или детских площадках. Ведь правила распространяются только на дороги, и если, например, тротуары являются частью дорог, то зеленые насаждения — не всегда. Ответственность за их уничтожение прописана в местном законодательстве.

Разная юрисдикция дворов и дорог приводит к тому, что организовать эвакуацию машины с проезжей части или тротуара может ГИБДД, но для борьбы с «газонщиками» нужны участковые. Поэтому уничтожение насаждений и детских площадок карается редко. А жаль.

— Во дворах часто располагаются контейнеры для сбора мусора, к которым ведет проезд, и за создание помех мусоровозу предусмотрено наказание по части 4 стать 12.19 КоАП — возможен и штраф, и эвакуация автомобиля, блокирующего проезд, — добавляет Юрий Панченко. 

Также он отмечает, что СанПиН 2.1.2.2645-10 запрещает мойку автомобиля, слив топлива и масел, регулировку звуковых сигналов, тормозов и двигателей. Проще говоря, неугомонные самоделкины, которые газуют под окнами, чтобы проверить работу мотора, тоже неправы: и по закону, и по-человечески.

— Наказание за это предусмотрено статьей 6.4 КоАП — штраф 500–1000 рублей, — поясняет Юрий Панченко.

Далеко не все в восторге, когда соседи или их гости паркуют машину вот так

Фото: читатель сайта

И, наконец, финальное правило: при выезде из жилых зон, а равно и дворов, необходимо уступать дорогу всем: и автомобилям, и велосипедистам, и пешеходам, которые идут по тротуару, пересекая проезжую часть. Правда, в отсутствие знаков «Конец жилой зоны» или «Уступите дорогу» отличить выезд с дворовой территории от перекрестка равнозначных дорог можно не всегда — этой дилемме мы посвятили второй выпуск проекта «ПДД для бывалых».

Правила для жилых зон в России практически не контролируются. Но вопрос относится не столько даже к области закона, сколько к неписанным нормам сожительства. Парковка у подъезда, прогрев под окнами, слишком лихая езда по дворам — всё это грозит даже не штрафом, а местью соседей, если вы достанете их как следует. Уважайте других.

И напоследок небольшой тест.

Выезжая вдоль красной стрелки на дорогу, должны ли вы уступать тем, кто движется вдоль пересекаемой улицы?

Выезжая вдоль красной стрелки на дорогу, должны ли вы уступать тем, кто движется вдоль пересекаемой улицы?
  • Нет, потому что нет знака «Конец жилой зоны»Знака нет, но по визуальным признакам это выезд из двора, который, с точки зрения ПДД, равноценен жилой зоне
  • Уступать автомобилям нужно, пешеходам — нетУступать нужно всем участникам движения, включая и пешеходов
  • Да, и пешеходам, и автомобилямВерно, на выезде из двора нужно уступать всем участникам движения

Можно ли заехать на этот участок возле дома?

Можно ли заехать на этот участок возле дома?
  • Нет, это явно тротуарВерно, скат сделан для колясок и велосипедистов, а не автомобилей
  • Да, бордюр утоплен и имеется скатНет, несмотря на наличие ската, сделан он для колясок и велосипедистов

Правомерна ли эвакуация автомобилей с дворовых территорий?

Правомерна ли эвакуация автомобилей с дворовых территорий?
  • ДаВерно, эвакуировать могут и с дорог, и с газонов, хотя организацией процесса занимаются разные службы
  • НетЗапрета на эвакуацию машин из дворов нет

Можно ли установить такую конструкцию во дворе?

Можно ли установить такую конструкцию во дворе?<br />
  • Да, если вы прописаны в одном из прилегающих к нему домовПридомовая территория является зоной свободного доступа, если конкретный участок не оформлен в собственность
  • Да, если оформить парковочное место в собственность (арендовать)Верно. Получив участок в свое распоряжение, его можно закрыть от посторонних
  • Нет, это самозахват территорииБез оформления участка — да, но можно получить его в собственность или арендовать

Какой запрет ПДД нарушают эти автомобили?

Какой запрет ПДД нарушают эти автомобили?
  • Парковка на детской площадкеНарушение есть, но не ПДД, а других норм (например, правил благоустройства)
  • Парковка далее 5 метров от края проезжей частиТаких ограничений в ПДД нет
  • НикакойДа, с точки зрения ПДД, нарушения нет, потому что территория не является дорогой. Но автомобилисты нарушают другие законы и нормы

Приехавшая во двор синяя Mazda остановилась с работающим мотором. Разрешено ли это?

Приехавшая во двор синяя Mazda остановилась с работающим мотором. Разрешено ли это?
  • ДаЕсли речь идет об остановке, то есть время не превышает 5 минут, глушить мотор не обязательно
  • Да, но на время до 5 минут или чуть большее, если садятся пассажирыВерно, ПДД запрещают стоянку с включенным мотором, а это предполагает время остановки более чем на 5 минут
  • Нет, если ее экологический класс ниже третьего
    Экологический класс в таких случаях не учитывается
  • НетСтоять с включенным мотором запрещено, останавливаться — нет

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто».