27 мая среда
СЕЙЧАС +16°С
На восстановление машины ушло около пяти лет

На восстановление машины ушло около пяти лет

Черная, блестящая на солнце лакированными боками. Вызывающая безудержное желание достать телефон и снять, как машина проплывает по дороге. Но это сегодня. А 80 лет назад эта машина, появившись ночью во дворе, вызывала ужас — к кому приехали НКВД-шники? Кого ждет 15 лет без права переписки? Герой сегодняшнего тест-драйва — автомобиль, к которому приложил руку талантливейший конструктор Горьковского автозавода — Андрей Липгарт. ГАЗ М-1, она же «Эмка». Бабушка легендарной отечественной «двадцать четвертой».

Рассказом о ГАЗ М-1 мы начинаем новый проект, посвященный редким и необычным автомобилям, в которые хозяева вложили душу. Это может быть как современный автомобиль, который владелец подверг серьезной доработке. Это может быть уникальная техника, собранная в гараже народными умельцами. Или же идеально сохранившаяся ретро-машина. Если у вас или ваших знакомых, друзей есть на примете такой автомобиль — дайте нам знать по телефону +7 917 840–00–50, и мы с удовольствием расскажем о такой машине. Пишите нам, звоните нам — мы есть во всех социальных сетях и мессенджерах.

«Поменял на иномарку»

Взяв за основу американский Ford Model B40A Fordor Sedan, Липгарт сделал свой автомобиль, адаптировав его к жестким условиям эксплуатации в России.

— Машина, по большому счету, всю свою жизнь прожила в Волгограде, — рассказывает историю автомобиля ее владелец Михаил Журавлев. — Выпущена она была в 1937 году, возила начальника пожарной части Сталинградского тракторного завода. Прошла войну, а после победы в Сталинградской битве ее отдали этому самому начальнику в личное пользование. Видимо, за особые заслуги. Кстати, в левой задней двери есть дырка от пули. Наглядное подтверждение того, что машина воевала.

Сейчас она хранится в гараже и изредка выезжает на прогулку по городу

Сейчас она хранится в гараже и изредка выезжает на прогулку по городу

Впрочем, о пулевом отверстии в машине еще поговорим. Пока же открываются двери теплого гаража и в полумраке бокса стоит она. Нет, не так — Она. Машина с большой буквы, реставрированная, а точнее, реставрированная и реконструированная. С любовью и вниманием к мелочам.

— Я ее не купил, — вспоминает Михаил. — Я ее обменял в конце 80-х на дизельную Toyota Vista. На «Эмочку» без слез глядеть было невозможно. Фактически, от машины были только документы, рама и кое-какие кузовные детали. Главным было сначала поставить ее на ход.

За «Эмку» новый хозяин отдал японскую иномарку

За «Эмку» новый хозяин отдал японскую иномарку

Здесь пригодилось образование Михаила. Он закончил Волгоградский технический университет, работал директором автошколы. Одним словом, машины любит и знает, что с ними делать. Так началась кропотливая история восстановления «Эмки».

Мотор от «Волги», печка от КАМАЗа

При этом владелец стремился сделать так, чтобы машина была максимально приближена к оригиналу.

К сожалению, полностью оригинальные детали на эту машину уже не найти

К сожалению, полностью оригинальные детали на эту машину уже не найти

Но увы, время берет свое. Достать оригинальные запчасти именно от ГАЗ М-1 становилось все сложнее. Так в машине появился двигатель ЗМЗ-402 от ГАЗ-24, трансмиссия от «Волги», задний мост — от «Чайки». Системой отопления салона «поделился» грузовик КАМАЗ… Да-да, ГАЗ М-1 не был оборудован отопителем. Поэтому бывалые шофера зимой всегда возили с собой мешочек с солью. Натрешь лобовое стекло — и дорогу более-менее видно. Зато сейчас зимой — Ташкент. Переработке подверглась вся электрика, тормозная система, появились два дворника вместо одного водительского… «Иначе просто было техосмотр не пройти. Тогда с этим строго было, все действительно щупали и смотрели», — объяснил владелец раритета.

Зеркала заднего вида пришлось установить по требованию ГИБДД

Зеркала заднего вида пришлось установить по требованию ГИБДД

Восстановление технической части автомобиля заняло около трех лет. Еще примерно столько же занял ремонт кузова и салона. С доработками, соответствующими современным реалиям. На всех четырех дверях замки, позволяющие запирать салон. Капот тоже переделан и тоже запирается. Панель приборов пришлось собирать из нескольких, но в итоге получилось весьма органично. Нашлось место даже для магнитолы. Ее поставили под панелью приборов ближе к переднему пассажиру. А вот динамики спрятаны под обшивкой салона. Она тканевая, не оригинальная. Хотя плафон освещения салона — заводской.

— Иногда смотрю сайты объявлений, — Михаил лихо выруливает на дорогу, продолжая рассказывать о своей любимице, — продается такая же машина. Но цена — 30 миллионов, и продавец уверяет, что все родное. Ну не может быть такого! За 80 лет не то что резиночки — металл истирается и ломается. Те же манжеты в тормозных цилиндрах, вкладыши, лампочки, да трамблер, в конце концов... Или вот еще случай был — кино какое-то смотрел. Едут две «Эмки», в них — советские офицеры. А в одной из машин — потолок от «Жигулей», такой, знаете, мягкий, в сеточку. Не было его никогда на «Эмках». Потолок у них был из жесткого серого картона.

До Чебоксар, потом на море

Мощности «волговского» двигателя для легковушки, вес которой вплотную приближается к двум тоннам, вполне хватает, чтобы уверенно чувствовать себя в городском потоке. Но «гонять» на такой машине не хочется. Она требует к себе любви и уважения. И ехать на ней лучше всего так же степенно и аккуратно, ловя на себе восторженные взгляды соседей по потоку и пешеходов.

Машина легко доехала до побережья Черного моря

Машина легко доехала до побережья Черного моря

— Меня постоянно приглашают на всякие мероприятия, — продолжает Михаил. — В Михайловку вот ездили, на открытие отремонтированного участка трассы на Москву. — Мост через Волгу открывали. Сейчас же как принято? Сначала мы, «старички», потом уже современные машины. В Москву ездил, в Краснодарский край… Самое дальнее мое путешествие на ней — в Чебоксары. И туда, и обратно доехали без особых приключений.

По словам владельца, по трассе машина идет весьма прилично. Проверенный годами двигатель и скоростной мост позволяют разгоняться до 90–100 километров в час. А большая масса машины — 1800 килограммов — избавляют ее от рысканья из-за бокового ветра и потоков воздуха от проходящих мимо фур. Да и расход топлива вполне гуманный — около 11 литров на 100 километров. Багажника, правда, нет. Зато вместо него под подушкой заднего сиденья — огромный ящик для инструментов, где есть даже полуось заднего моста. Смех смехом, а однажды в дороге пригодилась и эта запчасть. Хотя поломки случаются все же редко, а их устранение не занимает много времени. Тем более когда сам, своими руками, до винтика перебрал всю машину, а под задним сиденьем не только запчасти, но и весь необходимый инструмент.

Машина 30-х годов никого не оставляет равнодушным

Машина 30-х годов никого не оставляет равнодушным

— А в Краснодарском крае однажды остановили гаишники, потребовали, чтобы установил зеркала заднего вида, — с улыбкой вспоминает Михаил. — Салонное-то в ней было, а вот боковые конструкцией не предусмотрены. Домой приехал — пришлось придумывать, изобретать. Но даже не придумывание конструкции оказалось самым сложным. Здесь, как раз было все просто. Зеркальный элемент в сборе — от ВАЗ-2101. Кронштейны — самодельные. А вот установить зеркала — тут пришлось попотеть. Четыре сверла затупились, прежде чем отверстия проделал. Да и сам посмотри, какой тут толщины металл!

Грунтовки этой машине не страшны — на них она в естественной среде обитания

Грунтовки этой машине не страшны — на них она в естественной среде обитания

Монументальность деталей кузова чувствуется даже тогда, когда просто открываешь дверь. Тяжелая. Очень. Для того, чтобы закрыть ее, нужно приложить усилие — такова конструкция замков. Форточек в задних дверях нет. Да и стекла сзади не опускаются. Вместо этого — маленькие окошечки в задних стойках кузова. Но даже если их не открывать — в машине не жарко. Вполне хватает воздуха, попадающего в салон через передние окна. Кондиционера, естественно, нет. Как нет гидроусилителя руля и ремней безопасности. Не предусмотрены конструкцией.

Такая — только у меня!

— Как-то раз на меня вышел один саратовский бизнесмен, строитель. Удалась жизнь у человека, но для полного счастья ему как раз не хватало «Эмки», — вспоминает Михаил. — Предлагал за машину квартиру в новом доме в Саратове. Но что-то не срослось. Хотя он даже приезжал ко мне, смотрел машину… Так что машина осталась у меня. Катаю свадьбы, торжества… На городские мероприятия регулярно выезжаю, на ретро-пробеги. Пару лет назад даже в реконструкции пленения Паулюса поучаствовали. Его же как раз на такой машине возили. А в Волгограде она, считай, у меня одна такая. Машина с историей.

Машина резко выделяется в потоке современных автомобилей

Машина резко выделяется в потоке современных автомобилей

Помните про дырку от пули? До 2005 года ее можно было увидеть, что называется, невооруженным глазом. Лишь к параду в честь 60-летия победы в Сталинградской битве хозяин решился заделать это свидетельство героического прошлого машины. Но — лишь снаружи. Пробоина в двери была аккуратно заделана, место ремонта закрашено и отполировано. Но при желании можно разобрать обшивку двери и увидеть все своими глазами.

Пассажиром ехать в «Эмке» — одно удовольствие

Пассажиром ехать в «Эмке» — одно удовольствие

Да, ездить на этой машине нужно уметь. Нужно чувствовать ее настроение. В конце концов, ее нужно часто мыть — черный лак крыльев, крыши и дверей моментально покрывается сероватым налетом пыли. Но этой машине прощаешь все уже тогда, когда только видишь ее покатые крылья и вдыхаешь запах мотора. Ведь у старых машин он свой, особенный. Запах горячего минерального масла смешивается с запахом горячего металла и бензина. Запах дальней дороги и истории. И, наверное, немного — приключений.

оцените материал

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!