28 февраля пятница
СЕЙЧАС +6°С

Таких в России единицы: в Волгограде сохранили уникальный троллейвоз родом из 70-х

Машина СССР трудится в троллейбусном парке «Метроэлектротранса»

Поделиться

По паспорту этот троллейбус вышел из ворот завода-изготовителя в 1974 году

По паспорту этот троллейбус вышел из ворот завода-изготовителя в 1974 году

Первые подобные транспортные средства появились на дорогах СССР еще в 50-е годы XX века. Эдакий гибрид троллейбуса и грузовика, который мог работать как от электричества, так и от моторного топлива. Машины получили название троллейвоз. Пик их развития пришелся на 60–80-е годы прошлого века, а сейчас считаные единицы троллейвозов, или грузовых троллейбусов остались в троллейбусных парках, где выполняют функции машин технической помощи. Редакция V1.RU нашла один из таких троллейвозов, приписанных к троллейбусному парку «Метроэлектротранс».

Знакомьтесь, КТГ-1, выпущенный в 1974 году Киевским заводом электротранспорта имени Феликса Дзержинского. Цифра «1» в названии означает не модификацию, а тип кузова. В данном случае — это грузовой троллейбус с кузовом вагонного типа. Всего выпускалось девять модификаций, в том числе опытный седельный тягач и даже рефрижератор.

Основной вид питания — электричество. Бензиновый мотор — вспомогательный там, где нет контактной сети

Основной вид питания — электричество. Бензиновый мотор — вспомогательный там, где нет контактной сети

— Раньше их часто использовали, — вспоминает водитель троллейбуса специального назначения, человек-легенда МУП «Метроэлектротранс», проработавший на предприятии без малого полвека, Виктор Жук. — На метизном заводе они были, на тракторном. По 12 тонн на них возили. А мы даже в Волжский ездили за резиной для троллейбусов. Загрузишь полный — и поехали потихоньку.

Сейчас эти троллейбусы выезжают на улицы города редко. Основное их предназначение — работа в депо — отбуксировать в ремзону сломанную машину, переставить пассажирский троллейбус с одной ремонтной канавы на другую. Но и в город при случае выезжать приходится. В том случае, если на линии вышла из строя одна из машин.

Троллейбус КТГ-1

В кузове — все необходимое для быстрого ремонта в полевых условиях. Несколько запасных колес для троллейбусов, домкрат, жесткая сцепка и шланг для соединения тормозных магистралей тягача и буксируемого прицепа. Есть даже штанги токоприемников — иногда и их приходится менять, что называется, в дороге. А если уж поломку устранить своими силами не получается — тогда сломанную машину цепляют за ярко-желтую техничку и потихоньку тащат ее в депо.

Грузовой троллейбус используется для технической помощи пассажирским «собратьям»

Грузовой троллейбус используется для технической помощи пассажирским «собратьям»

На водительском месте достаточно тесно. Справа, практически вплотную к водителю, — кожух двигателя. Под ним прячется бензиновая «восьмерка», которую ставили на грузовики ЗИЛ-130. Двигатель, правда, не родной. Изначально на предприятии троллейбус оснащали менее мощной «шестеркой» ЗИЛ-164а, которая ставилась на одноименные машины. При очередном капремонте бензиновый мотор заменили на более современный. Еще из новшеств — замена пневмоусилителя руля на гидравлический и установка дополнительного компрессора, подающего воздух в буксируемый троллейбус. Иначе сломанную машину просто не сдвинешь с места — при падении давления в тормозной магистрали колодки разжимаются и блокируют колеса.

Водитель троллейбуса техпомощи Виктор Жук проработал на предприятии почти полвека

Водитель троллейбуса техпомощи Виктор Жук проработал на предприятии почти полвека

Рычаг коробки переключения передач находится справа сбоку. Примерно так же, как на ГАЗ-66. Приходится тянуться, чтобы переключить передачу. Руль установлен практически горизонтально. Зато обзор — просто великолепный.

В кабине тесно — много места отнимают двигатель и электроприборы

В кабине тесно — много места отнимают двигатель и электроприборы

На панели — россыпь приборов и тумблеров. В основном они контролируют параметры работы бензинового двигателя и давление в тормозных магистралях. Заводится мотор — как в современных иномарках. Тумблером активируется зажигание, а питание на стартер подается большой черной кнопкой на панели. Вот только не забыть бы «подсос» вытащить, иначе не заведется.

Всего было девять модификаций таких машин

Всего было девять модификаций таких машин

Еще одна россыпь переключателей, реле и предохранителей установлена на задней стенке кабины, за спиной водителя. Там — управление электрической частью КТГ-1 и раздаточной коробкой. Нет, машина не полноприводная. Ведущие колеса у него традиционно задние. «Раздатка» отвечает за передачу крутящего момента на ведущие колеса — от бензинового двигателя или от электрического. Управляется она, кстати, воздухом. Краны привода — за спинкой водительского сиденья. Все органы управления аккуратно подписаны. Понятно, за что отвечает конкретный тумблер или конкретное реле.

Объему «багажного» отсека позавидуют некоторые грузовики

Объему «багажного» отсека позавидуют некоторые грузовики

— Троллейбус может работать от сети напряжением 600 вольт, под электрической тягой, а может работать и на бензине, — рассказывает Виктор Жук. — Бензин в основном используется для коротких поездок — подвинуть троллейбус, переставить с одной канавы на другую. В остальном — это обычный троллейбус. Техническая помощь. Сломалась машина на линии — приезжает техпомощь, и на месте уже смотрят — смогут ли починить машину на месте или же нужно ее буксировать на ремонт в депо.

В техническом отсеке есть все необходимое для экстренной помощи «заболевшему» троллейбусу

В техническом отсеке есть все необходимое для экстренной помощи «заболевшему» троллейбусу

По словам Виктора Васильевича, самая большая сложность при движении на такой машине — другие участники дорожного движения, которые не учитывают особенностей троллейбусов.

— Когда буксируешь машину, общая длина сцепки составляет почти 30 метров, — продолжает водитель. — Плюс масса. 12 тонн весит один троллейбус, 12 тонн — другой. Тормозной путь увеличивается. Это приходится учитывать. А легковушки сейчас — сами знаете, как ездят…

Основное место эксплуатации троллейбуса — территория депо

Основное место эксплуатации троллейбуса — территория депо

Пора в путь. Привычными движениями Виктор Васильевич «оживляет» троллейбус, и улица тут же наполняется звуками, знакомыми каждому, кто хоть раз ездил в троллейбусе. Воют вентиляторы электромотора, свою нотку в какофонию механических звуков вносит редуктор, щелкают контроллеры. Не хватает только металлического женского голоса: «Следующая остановка — «Площадь Возрождения»» — и работы пневмоприводов, закрывающих двери салона, и лязганья створок.

Достойной замены КТГ-1 пока не нашлось

Достойной замены КТГ-1 пока не нашлось

Несмотря на свой почтенный возраст — машине 46 лет, выглядит она бодро. Два года назад КТГ-1 с бортовым номером 1718 прошел капитальный ремонт. Машину, можно сказать, разобрали до винтика, заменили изношенные детали ходовой части и электрооборудования, поменяли сгнившие куски фермы и обшивки, покрасили в ярко-желтый цвет. Машина получила вторую жизнь и на списание не собирается. Хотя бы потому, что, как это ни грустно звучит, достойной альтернативы КТГ-1 пока нет.

оцените материал

  • ЛАЙК4
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
17 янв 2020 в 07:22

на дачу диван с холодильником отвезешь?

Миша
17 янв 2020 в 09:11

Спасибо статья интересная , сделайте статью про трамвай номер 2 , я там живу

Гость
17 янв 2020 в 09:07

Согласен без электротранспорта это будет не региональная столица , а како то Воронеж ...