СЕЙЧАС +19°С
Все новости
Все новости

Волгоградские ломбарды «косят» под банки

Антимонопольная служба Волгограда выявила ломбарды, злоупотреблявшие некорректной рекламой. Потребителям предлагалось размещать средства во вклады, что является прерогативой банковских учреждений. Фактически же с гражданами заключались договора займа...

Поделиться

Поделиться

Антимонопольная служба Волгограда выявила ломбарды, злоупотреблявшие некорректной рекламой. Потребителям предлагалось размещать средства во вклады, что является прерогативой банковских учреждений. Фактически же с гражданами заключались договора займа. В УФАС отмечают, что наказание за такие правонарушения грозит не только самим ломбардам. Под прицелом и печатные издания, «халатно» относящиеся к проверке рекламодателей.

«В соответствии с частью 1 статьи 835 ГК РФ правом на прием средств во вклады обладают лишь банки на основании лицензии Банка России, – сообщил неавторизованный источник в волгоградском УФАС. – Ломбард банковским учреждением назвать нельзя даже при всем желании. Однако руководство ломбардов имеет другое мнение. Иначе – как объяснить данную рекламу».

На сегодняшний день в производстве УФАС находится ряд дел, связанных с проверкой волгоградских ломбардов и печатных изданий. Два из них по ломбардам «Центральный» и «Царицын». Последний, например, анонсировал прием вкладов под 1,75%. Остальные дела – по рекламораспространителям данных объявлений.

«Все дело в том, что в соответствии с частью 7 статьи 7 закона №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и/или реализацию которых требуется получение лицензии, в случае ее отсутствия. Очевидно, что в данном случае печатные издания подошли к проверке лицензий безответственно, – отмечает источник. – Рекламораспространители в данном случае несут такую же ответственность, как и рекламодатели».

Кроме того, у инспекторов УФАС возникли вопросы и к самим договорам займа одного из указанных ломбардов. Особый интерес вызывает раздел «Ответственность». По договору в случае невыполнения обязательств заимодавец имеет право обратиться в суд за взысканием. Но выплата суммы и процентов будет производиться, не исходя из предложенных в рекламе ставок, а исходя из ставки рефинансирования. То есть фактически ломбарды прописывают возможность снижения ставки и выплаты процентов в меньшем объеме.

Также интересен и момент договора обеспечения займа «чистыми» активами ломбарда. Источник сообщает, что «в ходе опроса ломбардных работников выяснено, что под «чистыми» активами они подразумевают имущество, принадлежащее им на праве собственности. Получено оно в результате возврата сумм долга по договорам краткосрочных займов под залог имущества». Проще говоря, это техника, золотые украшения и все остальное, что несут граждане в ломбарды.

Юристов ничуть не удивляет заинтересованность УФАС подобными делами.

«Недавно принятым законом «О ломбардах» строго ограничена их деятельность. Согласно положениям закона ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (пункт 4 статья 2), – отмечает адвокат адвокатского бюро «Вегас – Лекс» Максим Лавров. – Это фактически означает, что ссудная деятельность, привлечение средств во вклады, а также иная подобная деятельность ломбардов, кроме как выдача краткосрочных займов гражданам под залог их движимого имущества, будет считаться противозаконной».

Получается, что рекламировали ломбарды одну деятельность, а вели другую. Именно этим, по мнению господина Лаврова, и объясняется заинтересованность антимонопольных органов подобными рекламными объявлениями «В РФ недобросовестная и недостоверная реклама не допускается». Мнение представителей УФАС и банкиров по поводу того, что банковские вклады и гражданские договора займа все-таки отличаются друг от друга, совпадает с мнением юриста.

«В данном случае, банковский вклад, прежде всего, отвечает критерию надежности и сохранности средств, размещенных физическим лицом в том или ином банке. Причем, данное утверждение, как известно, подтверждается законодательными гарантиями возврата вклада банком по первому требованию вкладчика, а в случае банкротства банка – гарантиями возврата, предоставляемыми системой страхования вкладов», – комментирует вопрос начальник отдела развития розничного бизнеса волгоградского филиала «НОМОС-БАНКа» Михаил Дубовицкий. .

Сами представители ломбардов отказываются обсуждать данный вопрос. Но, по заявлению одного из участников рынка, такая реклама может объясняться несколькими факторами. Первый – «слабая юридическая организация деятельности фирмы. Закон относительно новый, и не все еще приняли его директивы к исполнению, продолжая рекламироваться по старой схеме. Раньше ведь это было допустимо». Второй – «подобная реклама – дополнительная возможность привлечения клиентов». С третьим фактором – «недостатком собственных оборотных средств» – соглашаются и юристы и банкиры. По мнению Максима Лаврова, подобной недобросовестной рекламой ломбарды намерены «подтянуть» свою финансово-экономическую деятельность. Для поправки дел банковский кредит ломбарду взять довольно проблематично, вот и приходится идти на ухищрения.

«Наш банк и многие ломбарды как юридические лица не кредитует, рассматривая данный вид деятельности, как высокорискованный, – сообщила корреспонденту V1.ru начальник отделения кредитования юридических лиц волгоградского отделения Сбербанка Екатерина Варламова. – Причин этому несколько. Во-первых, залоговая масса ломбардов труднореализуема. Во-вторых, если целью кредитования является поправка текущего положения оборотных средств, возникает естественный вопрос, за счет чего ломбарды будут отдавать деньги в счет погашения кредита. Ну, и в-третьих, в данном бизнесе трудно рассмотреть конечную цель кредитования. Отсюда зачастую возможно нецелевое расходование средств. Это – негативный фактор для любого банка».

По результатам рассмотрения ситуаций, в случае подтверждения наличия признаков состава правонарушения, возможно возбуждение дел в рамках административного процесса. Ответственность рекламодателей и рекламораспространителей данных объявлений предусматривает штраф в размере от сорока до пятисот тысяч рублей.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter