
Поделиться
Проанализировав ситуацию по состоянию реального сектора экономики, в руководстве области сделали вывод о необходимости увеличивать долю малого и среднего бизнеса в структуре валового продукта области.
Сейчас экономика области функционирует преимущественно за счет крупных промышленных предприятий, в то время как на долю малого и среднего бизнеса приходится около 12%. Чтобы достичь оптимальных показателей, долю малого и среднего бизнеса необходимо довести до 35-40%. Однако представители малого бизнес скептически оценивают подобную перспективу.
«Безусловно, доля малого и среднего бизнеса в валовом продукте региона должна и может быть больше, – утверждает председатель совета волгоградского областного отделения общественной организации «Опора России» Виталий Сахаров. – Однако по факту пока я не вижу заделов к тому, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Я бы сказал, что за последнее время она даже несколько ухудшилась, если говорить о принятии новых законов. Не в нашу пользу сработал закон об увеличении страховых взносов. Сейчас дополнительной нагрузкой для малого и среднего бизнеса станет вступление в силу закона о персональных данных. Плачевное положение малого и среднего бизнеса – проблема всей страны, и пока правительство не предпримет кардинальных мер для выправления ситуации, мало что изменится, как бы не хотели этого областные власти».
Пока же остается надеяться на то, что хотя бы крупные предприятия региона начнут работать в полную силу.
«Стабильно работающие предприятия можно перечислить по пальцам, – напомнил заместитель главы администрации Волгоградской области по промышленности и торговле Василий Галушкин. – Это лукойловский завод, керамический завод. Стабильно работает отпраздновавший недавно 60-летие и миллионную тонну продукции «Волгограднефтемаш». Все стабильно у «Себряковцемента», Волжского трубного. Гораздо больше в области проблемных предприятий. Сейчас в очень тяжелом положении находится Тракторный завод. Мы рассчитываем, что будет действенным один из нескольких вариантов его восстановления, среди которых – размещение производства на моторном или канатном заводах. Новое рождение сейчас переживает завод «Баррикады», хотя ситуация и там достаточно сложная. При том, что оборудование на 70% изношено, предприятие выдает продукцию и вовремя выплачивает зарплату. «Красный Октябрь», производящий 27 тысяч тонн стали, имеет более 600 млн энергетических долгов. Для стабильной работы нужно нарастить производство как минимум до 35-40 тысяч тонн. Определенные попытки для спасения завода были предприняты, в него инвестировали около 5 млрд рублей, но все это стоит мертвым грузом. Вытащили деньги из прибыли и так оставили. Хотя бы зарплата выплачивается вовремя. Около 600 млн рублей долгов у «Химпрома». Выправляется ситуация на судостроительном заводе, но слишком медленно. Завод получил заказ от турецкой компании на три судна. Но за время простоя народ разбежался».
Пока остается неясной и судьба нескольких неработающих предприятий области.
«Мы рассчитываем, что к сентябрю заработает Камышинский ХБК. Пока его коллектив, а это около 600 женщин, на улице. Стоит ликероводочный завод, на который сейчас оформляется кредитная линия. Надеемся, что он также начнет работу к сентябрю. В Ворошиловском районе есть бывший винзавод. Ищем инвесторов, кому продать».
Сложность ситуации понимают и сами промышленники, сетующие на недостаток ресурсов для проведения модернизации производства.
«Больше 52% налогов и сборов в региональный бюджет приходится на долю промышленности, – отметил председатель правления Волгоградского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Костров. – Безусловно, определенные положительные сдвиги в развитии промышленности в последнее время есть. Как минимум, мы можем говорить о формировании точек устойчивого роста. Однако о выходе на конкурентоспособный рынок пока речи не идет, и эта задача станет посильной только при условии проведения глубокой модернизации предприятий. Пока не устранен ряд факторов, этому препятствующий. К примеру, банки до сих пор крайне неохотно кредитуют реальное производство, считая такое сотрудничество крайне рискованным. Наша задача – свести этот риск к минимуму. Другая проблема крупных предприятий – отношение с рынком энергоресурсов. От того, как они сложатся, как будет функционировать энергорынок, зависит судьба многих крупных предприятий».
Аналитики утверждают, что ситуация, сложившаяся в Волгограде, типична для российских регионов.
«Можно отметить, что показатель доли МСБ в регионе сравнительно невысокий на фоне среднероссийских данных, – отметил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – По данным за 2010 год, в РФ доля МСБ в ВВП составляет около 20%. В ВРП различных регионов в зависимости от уровня экономического развития субъекта вклад МСБ варьируется в достаточно широком диапазоне. Упрощая, можно сказать, что для большинства регионов характерен показатель в коридоре 15-20%, для отдельных – наиболее благополучных локальных экономик – 20-25% или на несколько процентных пунктов выше. В зависимости от характера и уровня развития экономики того или иного государства этот показатель может достаточно существенно различаться, но в целом для развитых западных стран примерный диапазон составляет 50-60% в ВВП. Это, в общем-то, тот целевой уровень, на который ориентирована и Россия. Стратегия-2020 подразумевает увеличение показателя до 40%».