СЕЙЧАС +27°С
Все новости
Все новости

В Волгограде процветает потребительский экстремизм

Волгоградские предприниматели все чаще проигрывают судебные споры потребителям. Эксперты считают, что если так будет продолжаться дальше, впору говорить о необходимости принятия закона о защите прав предпринимателей. Большинство ситуаций, в которых потерп

Поделиться

Волгоградские предприниматели все чаще проигрывают судебные споры потребителям. Эксперты считают, что если так будет продолжаться дальше, впору говорить о необходимости принятия закона о защите прав предпринимателей.

Большинство ситуаций, в которых потерпевшими себя считают предприниматели, по их мнению, вызваны излишним рвением судей в следовании даже не букве закона, а утверждению, что клиент всегда прав.

«Благодаря грамотным действиям потребителей я как предприниматель не только полностью выполнил заказ на изготовление мебели, но и теперь обязан полностью возместить клиентам его стоимость, поскольку клиенты заявили, что в глаза не видели мебели, которую мы не только изготовили, но и смонтировали в их квартире, – рассказывает волгоградский предприниматель Дмитрий. – История наших договорных отношений началась в январе, когда молодая семья заказала в нашей фирме большой набор встроенной мебели для их квартиры. Поскольку мебели было много и она была встроенная, монтажные работы затянулись на два дня. Возможно, клиенты рассчитывали на более сжатые сроки. Так или иначе, но к концу второго дня они просто выставили мастеров из квартиры, не подписав акт сдачи-приемки и не заплатив остаток суммы за выполненный заказ. А еще через месяц на адрес фирмы поступила письменная претензия от заказчика, в которой он утверждал, что никакой мебели по договору в его квартиру поставлено не было. Через два дня я уже получил повестку с приглашением явиться в суд. На четвертом судебном заседании заказчик, глядя мне в лицо, заявил, что наша фирма мебель по договору не представила».

При этом предприниматель был настолько уверен в своей правоте, что даже сомневался в необходимости нанять адвоката. Но и нанятый адвокат не смог убедить суд в том, что клиент даже гипотетически может быть неправ.

«В день, когда в квартиру заказчика работники устанавливали мебель, в доме сломался лифт, – поясняет Дмитрий. – Ребята носили мебель на девятый этаж пешком, чему есть свидетель – лифтер. Однако его показания не сыграли существенной роли, поскольку судья заявил, что нет доказательств того, что мебель была доставлена именно в квартиру наших клиентов. Далее клиент в суде подтвердил, что сейчас в его квартире стоит мебель, полностью соответствующая эскизам, имеющимся в приложении к договору. Однако изготовлена она якобы в другой фирме. Судья отклонила просьбу подтвердить этот факт соответствующим договором с этой другой фирмой, сочтя ее «не имеющей отношения к делу». Решающим аргументом, сыгравшим не в нашу пользу, для судьи стало отсутствие на руках подписанного акта сдачи-приемки товара».

Итогом судебных мытарств предпринимателя стало решение суда о взыскании 140 тысяч рублей в пользу истца. В областном суде, куда обратился ответчик, решение оставили без изменений. Юристы оценили описанную со слов предпринимателя ситуацию как из ряда вон выходящую, однако подтвердили, что судебная практика складывается именно таким образом, что предприниматель по умолчанию признается виновным.

«Абстрагируясь от описанного случая, могу подтвердить, что судиться с потребителями обходится предпринимателю себе дороже, – подтвердил юрист ООО «Общество защиты прав предпринимателей и потребителей» Владимир Зарубин. – К примеру, сегодня потребитель может вполне обоснованно вернуть в магазин любую вещь, купленную менее двух лет назад. На самом деле такое право оговорено законом о защите прав потребителя, если речь идет о товаре, гарантийный срок которого был не указан при продаже или был ниже установленного законом срока. Правда, закон оговаривает, что товар при этом должен иметь недостаток, полученный до момента передачи его в руки потребителя, что должно быть подтверждено экспертизой, сделанной за счет потребителя. Но если действовать через суд, потребитель избавляется даже от необходимости за свой счет проводить эту самую экспертизу: достаточно от руки написать исковое заявление, при этом даже пошлин платить не нужно. Как правило, судья назначает подобную экспертизу в ходе процесса, и ее стоимость в размере трех-пяти тысяч рублей будет возложена на ответчика. Потребитель в этом случае ничего не теряет, поскольку, даже если результаты экспертизы окажутся не в его пользу, вряд ли ответчик будет возбуждать встречный иск с тем, чтобы вернуть эти деньги, т.к. исполнительные производства в судах затягиваются на годы. Качество экспертизы также вызывает большие сомнения, поскольку они ведутся по ГОСТам, на которые сегодня ориентируются разве что эксперты, но не производство».

На этом фоне эксперты вполне справедливо считают, что сегодня впору говорить о зарождении такого понятия как «потребительский экстремизм». К примеру, в обиход волгоградцев прочно вошло такое понятие, как «покупка выходного дня». При этом речь идет не о покупках, которые люди делают в выходные. Пользуясь возможностью вернуть товар по целому ряду оговоренных законом о защите прав потребителей предлогов, волгоградки все чаще предпочитают не покупать обновки, а брать их в магазинах напрокат, причем бесплатно. Пик заведомо возвратных покупок приходится на период выпускных вечеров и новогодних праздников.

«Недавно к нам обратилась предприниматель из Тракторозаводского района, – рассказывает председатель правления областной общественной организации Волгоградского центра развития и защиты бизнеса «Дело» Татьяна Шибченко. – Она содержит небольшое ателье и шьет на заказ очень дорогие и стильные платья. В ее практике уже не первый раз случается, что девушки приобретают готовый и недешевый наряд в пятницу, а в понедельник возвращают его под предлогом, что, к примеру, не подошел цвет. В последний раз клиентка просто прорезала ножницами дыру на платье и заявила, что платье с самого начала было с таким дефектом, но при этом оно имело очевидные следы носки».

Предприниматели настолько обеспокоены масштабом подобных инцидентов, что за дело их защиты уже взялись общественные объединения.

«Сейчас мы рассматриваем разные способы, которые могли бы обезопасить бизнес от подобных конфликтов, – пояснила Татьяна Шибченко. – Как вариант покупателю при покупке дорогостоящей вещи можно предлагать подписать документ о том, что претензий к качеству товара он не имеет, как это делают ювелирные бутики».

Юристы также утверждают, что чаще всего суды с потребителями проигрывают те предприниматели, которые не уделяют должного внимания деталям договорных отношений.

«Сегодня любой продавец товаров или услуг должен четко понимать, что иметь должным образом оформленный договор купли-продажи или оказания услуг прежде всего в его интересах, поскольку потребитель и без него достаточно защищен законом о защите прав потребителей, – считает руководитель консалтинговой компании «Стимул» Роман Пастухов. – Сегодня судебная практика складывается таким образом, что решения чаще всего принимаются в пользу потребителей, а кассационные инстанции утверждают такие решения. Причем по опыту работы со своими клиентами знаю, что иногда эти судебные решения противоречат действующему законодательству. В этом свете предпринимателям пора усвоить, что иметь детально прописанный и грамотно составленный договор жизненно необходимо, и лучше один раз потратиться на услуги юриста, нежели потом регулярно проигрывать потребителям в судах».

Эксперты утверждают, что при том, что сейчас отмечены явные тенденции так называемого потребительского экстремизма, единственным доступным способом борьбы с ним является профилактика.

Поделиться

«Спасение предпринимателей по факту остается делом рук самих предпринимателей, однако мы в свою очередь готовы оказывать им всемерную в этом поддержку, – отметила заместитель руководителя УРП администрации Волгоградской области Вера Валентиновна Совинская. – Сегодня Управление развития предпринимательства администрации Волгоградской области ратует за всестороннее повышение грамотности предпринимателей, причем грамотности не только финансовой, но и правовой. Совсем недавно нами запущен совместный с общественной организацией «Дело» проект, направленный как раз на решение этой задачи. В свою очередь хочется призвать предпринимателей не занимать пассивную позицию и не дожидаться того момента, когда придется занимать оборонительную позицию. Такие вещи всегда легче предупредить, имея грамотно прописанный договор. Важно не только четко осознать свои риски, если речь идет о сроках выполнения заказа или предоплате, но и закрепить эти моменты в договоре. Сегодня и мы, и общественные организации, с которыми мы сотрудничаем, готовы оказать поддержку предпринимателям, но я призываю обращаться за такой помощью в профилактических целях, а не когда случится проблема. Тем более что со своей стороны мы делаем все зависящее от нас, чтобы содействовать разьъснению населению инициатив, проектов и целевых программ органов исполнительной власти Волгоградской области и возможности участия в них».

Учитывая тот факт, что самыми распространенными являются судебные споры между продавцом и покупателем, эксперты уже выделили целый ряд причин, по которым продавцы оказываются в заведомо проигрышной позиции. Однако все они по сути признают, что ни один из перечисленных методов не способен переломить ситуацию, поскольку предпринимателям пора всерьез задуматься о создании закона о защите прав предпринимателей.

«Самыми незащищенными перед лицом потребителя сегодня оказываются мелкие торговцы, – поясняет Татьяна Шибченко. – Как правило, сами они слепо доверяют оптовикам, у которых приобретают товар, ориентируясь на цены. Но если у покупателя товара возникают претензии к его качеству, то по закону он может обратить их либо на производителя, либо на продавца. Чаще всего в роли ответчика оказывается как раз продавец, который имеет к качеству товара промежуточное отношение, но ответственность несет за него полную, поскольку обратить в свою очередь претензии в сторону оптовика он не может. Как правило, крупные оптовые компании имеют очень мощно выстроенную систему юридической поддержки. Приобретя партию некачественного товара, продавец может фактически поставить под угрозу будущее своего бизнеса. Понятно, что некоторые в этой ситуации выглядят не самым лучшим образом, предпочитая до последнего уклоняться от своих обязанностей перед законом. В этом случае можно посоветовать предпринимателям внимательнее относиться к закупкам, быть на этом этапе не менее придирчивыми, чем их покупатели. Второй момент, на который часто жалуются потребители и который приносит убыток предпринимателям, – огрехи в качестве обслуживания. И это уже лежит целиком на плечах предпринимателей, которым нужно вести целенаправленную работу с персоналом».

Фото: Фото с сайта Potrebiteli.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter