СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Роланд Херианов, председатель комитета по предпринимательству, малому и среднему бизнесу Волгоградской областной думы: «Сегодня у бизнеса появилась надежда»

Поделиться

Поделиться

Последние годы Волгоград все чаще сравнивают с соседями. Сравнение получается явно не в нашу пользу, особенно если речь идет о развитии экономики региона и перспективах ведения бизнеса. Что является главным тормозом для развития волгоградского предпринимательства? С чем оно связывает надежды на лучшее? И что нужно сделать, чтобы привлечь наконец в регион солидные инвестиции? На эти и другие насущные для волгоградского бизнеса вопросы ответил депутат Волгоградской областной думы Роланд Херианов.

– Есть мнение, что красноречивее всего об упадке бизнеса свидетельствуют многочисленные объявления о сдаче в аренду коммерческих площадей, которыми пестрит сейчас даже центр города. Вы согласны с такой оценкой?

– Согласен. Четыре года назад найти площадку для развития бизнеса в Волгограде было проблемой, потому что более-менее приличные места были заняты. Сегодня не проблема даже в центре города снять офис или площадь под магазин. Для меня это отчетливое свидетельство того, что бизнес не развивается, топчется на месте, даже стагнирует. Многие были вынуждены и вовсе закрыть свое дело. Но отчасти проблема пустующих офисов обусловлена тем, что за последние годы их было построено немало: «Дельта», «ВолгоградСити», «Премьер Билдинг», на Ткачева открылся новый бизнес-центр, на подходе еще один комплекс в районе улицы Циолковского. Проблема в том, что они строились на подъеме экономики как страны, так и региона, когда потребность в новых офисах у города действительно была высокой.

– Есть ли перспектива заполнить этот вакуум в ближайшее время?

– Перспектива есть. Я имею в виду не только привычные схемы заполнения офисных центров. Недавно я предложил властям города грандиозный проект, позволяющий решить сразу несколько проблем, в том числе и вернуть городу старые детские сады, ныне занятые коммерческими учреждениями. Понятно, что речь не идет об альтруизме. Бонусом для нынешних собственников детских садов могло бы стать перемещение бизнеса в более привлекательное территориально места. Скажем, из Кировского в Центральный район. Выгода для владельцев бизнес-центров неочевидна только на первый взгляд. Понятно, что добровольно расставаться с собственностью, пусть и пустующей, не будет никто. Однако город взамен части пустующих квадратных метров мог бы предложить их собственникам нечто большее: участки под строительство коммерческих объектов в заведомо привлекательных для ведения бизнеса местах, например, городских набережных. Безусловно, они должны уйти, как и положено, с аукциона, но входным бонусом на участие в этом аукционе должно стать некоторое количество коммерческих площадей, на которое можно было бы отселить бизнес из детских садов. Пока моя идея не получила поддержки у городских властей, но я очень рассчитываю, что она будет рассмотрена в конструктивном ключе, поскольку позволит в кратчайшие сроки продвинуться в решении проблемы детских садов.

– В последнее время эксперты все чаще говорят о дефиците новых идей в бизнесе. На самом ли деле самой распространенной и самой простой схемой бизнеса по-волгоградски остается вариант «купи-продай»?

– Развивается тот бизнес, для развития которого созданы наиболее благоприятные условия. Я бы не сказал, что сегодня торговля является легким бизнесом. Во всяком случае, за последнее время количество предпринимателей, занятых в этом секторе, уменьшилось. Что же касается упреков в том, что бизнес не развивается в других направлениях, приведу такие цифры. За последние три года на развитие бизнеса в области было выделено в виде субсидий 200 миллионов рублей, и это не коснулось торговли, два миллиарда государство направило на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. За счет бюджета бизнес, занятый в производственном секторе, может получить компенсацию процентной ставки при кредитовании, есть грамотно выстроенная система субсидирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности.

– Тогда почему мы не видим всплеска новых производств?

– Да, сегодня начинающий бизнесмен может купить необходимое оборудование, в том числе и с помощью государства, наладить производство, но большой проблемой будет подключение к энергомощностям. Как правило, большинство производств являются очень энергоемкими. К примеру, в огурцах и помидорах, производимых КФХ «Заря», 40% себестоимости составляют затраты на электроэнергию. Сегодня наши энергетики не способны предложить производству необходимые мощности, при этом тарифы я бы назвал непомерными. Наш регион, который заслуженно называют российским огородом, до сих пор не имеет нормальных овощехранилищ и мощностей по переработке плодоовощной продукции. При этом желающие освоить эту нишу были всегда, однако затраты на электроэнергию пока не позволяют развить этот бизнес в регионе.

– Получается, в ближайшее время новых производств ждать не имеет смысла?

– Не все так безнадежно. Я бы не стал сбрасывать со счетов Волжскую ТЭЦ, которая сейчас загружена всего на 20%. Думаю, в нашей ситуации было бы правильно строить наукоемкие производства как раз в непосредственной близости от этого объекта. Это могли бы быть как перерабатывающие производства, так и новые тепличные хозяйства. С другой стороны, сегодня нельзя не понимать, что проблема энергии уже не денется никуда, и нужно идти по пути развития энергосберегающих технологий. К сожалению, пока области в этом направлении похвалиться нечем, особенно на фоне того, что ведущий поставщик энергии «МРСК Юга» вкладывает в регион порядка 200-300 миллионов рублей, тогда как на соседних территориях эти цифры в разы больше. В итоге только за подключение к электроэнергии собственник очень скромной торговой точки должен выложить около миллиона рублей – я считаю эту сумму непомерной для мелкого бизнеса.

– Раз уж речь зашла о соседних регионах: не обидно ли слышать, что в последнее время их только ставят в пример области, а Волгоград в таких сравнения только проигрывает?

– Объективно нам нечем гордиться. Если в 2007 году доля Волгоградской области в экономике Южного федерального округа составляла 60%, то сегодня даже без Ставропольского края и республик Северного Кавказа мы занимаем всего около 30%. Налицо почти двукратное падение! Все это я считаю прямым следствием проблем в руководстве области. Последние два года работы команды Николая Кирилловича Максюты сводилась к выжидательной позиции: гадая, продлят или не продлят его полномочия, она демонстрировала практически нулевой результат. Подхватившая эстафету команда Бровко не только не совершила какого-либо прорывчика, но и утомила область нескончаемой кадровой чехардой. Результатом этого стал полный провал задачи по формированию инвестиционной привлекательности региона, даже несмотря на то, что усилиями депутатского корпуса мы приняли очень грамотный закон об инвестиционной политике региона, предполагающий целый ряд льгот для инвесторов. Однако кадровая чехарда стала главным препятствием в развитии бизнеса, поскольку за все время губернаторства Анатолия Бровко, кроме «Еврохима», никаких крупных инвесторов в область так и не пришло.

– Что было тем главным, чего так и не смогли обеспечить для развития бизнеса обе предыдущих команды губернаторов?

– Уверенности. Я бы сказал, что главным стоп-фактором для развития бизнеса в регионе до последнего времени была нестабильность власти. Сейчас у нас появилась надежда, что ситуация может измениться, и эту надежду нам дает новый губернатор, который уже услышал депутатский корпус, который начал формирование новой команды, правительства, – начал делать то, чего мы так долго ждали от Бровко. Второй фактор, свидетельствующий о возврате стабильности в регион, – воскрешение института мэра, что тоже для горожан станет очевидным свидетельством курса на стабильность. Сейчас черта невозврата еще не пройдена, можно сделать рывок наверх, и то, что намерен сделать для этого Сергей Боженов, мне импонирует.

– Что из уже сделанного новым губернатором, по-вашему, может принести пользу бизнесу?

– Я согласен с тем, что человека, профессионала, нужно судить прежде всего по его КПД, и это должно касаться как дворника, так и мэра. Если этот принцип отбора кадров в правительство области станет главенствующим, думаю, мы получим работоспособную команду, способную решить любые поставленные перед ней задачи, в том числе и те, что касаются подъема экономики региона. Очень продуктивным я считаю стремление губернатора к объединению всех элит региона. Позиция Сергея Боженова, заявившего, что места под солнцем хватит для всех, мне близка. Уверен, что стремление к позитиву, уход от бессмысленных склок, ругани, накопившейся злости, отразятся на городе только позитивно.

– В последнее время не единожды в качестве оправдания застоя в экономике региона слышала версию о том, что делать ставку на малый бизнес было в принципе неверным. Есть что возразить?

– Конечно! Я уверен, что малый бизнес – та модель, которая развивала и будет развивать нашу экономику. Расцвет экономики царской России пришелся на период столыпинских реформ, когда тогдашний малый бизнес получил нормальные условия для развития. Сворачивание этой тенденции произошло уже в период НЭПа, что неизменно отразилось на экономике: дошло до того, что богатейшая сельхоздержава закупала хлеб у Канады. Коммерция была и в СССР, другое дело, что она регулировалась государством. Сейчас изменился менталитет и собственники, как плюс появилась конкуренция. Если говорить о российском бизнесе в целом, то ниша для его развития есть огромная: только вдумайтесь, 50% продуктов мы завозим из-за рубежа! Но ведь эту нишу мы можем заполнить сами!

– Но согласитесь, просто одного желания для этого недостаточно...

– Основная проблема наших производителей – невозможность конкурировать с иностранным производителем в цене продукта. Согласитесь, сложно выходить на рынок с конкурентным предложением, если цена электроэнергии у наших и германских фермеров отличается в пять раз, увы, не в нашу пользу. На одной из недавних встреч с представителями «Опоры России» я выявил, если хотите, формулу идеального счастья для малого и среднего бизнеса: снизить или хотя бы заморозить на пять лет энерготарифы, решить проблему страховых взносов и устранить все чиновничьи препоны для ведения бизнеса. Представители бизнеса согласились, что только этих трех мер было бы достаточно, чтобы бизнес мог почувствовать себя свободно и начал говорить о развитии, а не выживании. В идеале замораживание роста налогов на семь лет могло бы сподвигнуть бизнес на глобальный рост, поскольку это именно тот срок, за который можно взять кредит на развитие нового бизнеса и окупить его. До 2020 года перед нами стоит задача довести долю малого и среднего бизнеса в экономике региона до 50-70%, сейчас мы топчемся у отметки 28%, и действовать нужно очень решительно.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter