28 января четверг
СЕЙЧАС +0°С

Александр Паршев, директор регионального центра Банка Хоум Кредит в Волгограде: «Люди хотят хорошо жить здесь и сейчас»

Поделиться

Поделиться

Одним из самых ярких событий последних месяцев на финансовом рынке Волгограда стало пикетирование недовольными вкладчиками офиса микрофинансовой организации «МигКредит». Обвиняя их и банки, ведущие агрессивную политику в отношении выдачи кредитов, организаторы митинга утверждали, что зачастую заемщики таких организаций страдают от собственной финансовой неграмотности. Насколько верно это утверждение? В каких продуктах, прежде всего, нуждается нынешний заемщик? Насколько сильны ожидания кризиса в банковской сфере и есть ли готовность к нему? На эти и другие вопросы ответит директор регионального центра Банка Хоум Кредит в Волгограде Александр Паршев.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– Александр Сергеевич, согласны ли с утверждениями правозащитников?

– Я не готов обсуждать деятельность микрофинансовых организаций, однако отмечу, что мы не считаем их своими конкурентами на рынке кредитования, поскольку, в отличие от них, мы можем говорить о наличии истории и культуры общения с заемщиками. В вопросах коммуникаций с клиентами есть стандарты и правила, которых мы придерживаемся на всех этапах взаимодействия: от предложения воспользоваться нашими услугами и продуктами до оформления кредита и дальнейшего предоставления сервиса. Что касается общего недовольства граждан, то оно, на мой взгляд, связано, с тем, что потребитель, к сожалению, до сих пор не всегда видит разницу между микрокредитной организацией (МФО) и банком. Часто, получив негативный опыт общения с МФО, человек автоматически переносит негатив и на банки, которые выдают потребкредиты. В отличие от МФО, банк – это кредитное учреждение, которое владеет лицензией на банковскую деятельность, и чья работа регулируется Банком России. В условиях выдачи кредитов – размерах вознаграждения и принципах взаимодействия с заемщиками – у банков и МФО есть также существенные отличия. Например, ставки по кредитам, выдаваемым МФО, часто доходят до нескольких сотен процентов годовых. Для сравнения, ставки по кредитам наличными в нашем банке от 19,9%.

– Готовы ли подписаться под тезисом о том, что клиенты банков и микрофинансовых организаций сегодня в основной своей массе остаются людьми с невысоким уровнем финансовой грамотности?

– Не готов и могу сказать, почему. Я не стал бы говорить о том, что заемщики банков и заемщики МФО – это один и тот же сегмент потребителей. Начнем с того, что банки бывают разные и предлагают совершенно разные финансовые продукты для разных групп клиентов. Если судить в рамках потребкредитования, то с большой долей вероятности позволю себе предположить, что к нам обращаются за кредитами потребители, которые не пользуются услугами микрокредитных организаций. Что касается уровня финансовой грамотности, отмечу, что уровень потребительской сознательности наших граждан за последние несколько лет значительно вырос. В ногу со временем стараются идти и банки. Понимая, что современному человеку важно быстро, просто и удобно получить необходимую услугу, мы в этом месяце изменили формат договора, убрав все звездочки, галочки, сноски, которые, по отзывам клиентов, больше всего приводят людей в замешательство. Убежден, что документы должны быть написаны доступным для клиента языком, понятным самым неискушенным в финансовой терминологии.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

– То есть вы готовы поспорить с мнением о том, что клиенты банков договоры не читают?

– Читают и читают очень внимательно. Именно поэтому, чтобы сделать более комфортным наше общение с клиентом, мы и пошли на такой шаг – полностью изменили тексты договоров. Если два-три года назад сумма кредита в среднем составляла 30-40 тысяч, то сегодня люди оформляют до 100 тысяч рублей и выше. Потребители стали более серьезно относиться как к выбору банка, так и к выбору банковских продуктов.

– Чем обусловлен стабильный рост объемов депозитов физлиц в 2012 году?

– Рост депозитов обусловлен объективными факторами. За последние полгода прирост этого сектора по нашему банку составил порядка 10%. Это вполне объяснимо тем, что в этот период на рынке наблюдался дефицит ликвидности, соответственно банки были вынуждены поднять ставки по депозитам. Во-вторых, с точки зрения обывателя, фактором выбора в пользу данного способа инвестирования стала низкая инфляция, которая была однозначно ниже, чем средняя ставка по вкладам. Те, кто умеет считать, понимают, что банковские вклады в такой ситуации – надежный и выгодный инструмент инвестирования и сбережения средств.

– Недавно Центробанк высказал озабоченность ростом объемов кредитования у некоторых банков, в которые вошел и Хоум Кредит, посчитав, что именно эти банки сильнее всего пострадают от невозврата кредитов в случае ухудшения экономической ситуации. Считаете опасения оправданными?

– Если мы говорим сейчас о так называемых «плохих долгах», то ни один банк не заинтересован в том, чтобы выдавать заведомо безвозвратные кредиты. Работая на рынке не первый год, мы используем для оценки платежеспособности клиента не только предоставленные им документы, но и социально-демографический портрет, который позволяет оценить качество заемщика. Наши службы помимо всего прочего мониторят ситуацию в конкретных регионах, отслеживают проблемы градообразующих предприятий, что также помогает нам снижать риски. Все эти моменты фиксируются и впоследствии помогают составить предварительный социально-демографический портрет людей, которые обращаются к нам за займом.

– Статистика Волгоградской области отличается в чем-то от других регионов?

– Ничем особенным волгоградские заемщики и вкладчики не отличаются. Если сравнивать нас с другими городами Южного федерального округа, отличие заключается разве что в численности населения, по которому нас превосходят Краснодарский край и Ростовская область. Кроме того, в перечисленных регионах наблюдается несколько иное, нежели в Волгограде, распределение населения. У нас большая часть населения сконцентрирована в областном центре, здесь же мы наблюдаем и наибольшее число заемщиков. В соседнем Краснодаре более активно население всего края, нежели только его столицы, та же тенденция прослеживается и в Ростовской области.

– Возвращаясь к кредитным продуктам, не могу не задать вопрос о кредитных картах. Стали ли люди активнее ими пользоваться, исчез ли страх перед этим продуктом?

– Да, сегодня страх пользоваться кредитками исчез. Я связываю это в первую очередь с ростом финансовой грамотности населения, с повышением культуры использования пластиковых карт в частности. Отмечу, что большую работу по финансовой грамотности проводили сами банки. Скажем, наши сотрудники обязаны досконально разъяснять все условия предлагаемого продукта. Мы ведем собственный мониторинг качества обслуживания клиентов, пользуясь услугами тайных покупателей. К слову, офисы Волгограда прочно держат лидерство по качеству обслуживания клиентов на территории России.

– Учитывая поставленные задачи, сколько времени занимает обслуживание одного клиента?

– Есть нормативы, которые регламентируют длительность проведения каждой банковской операции: скажем, прием платежа должен занимать не более трех-четырех минут, оформление кредита – 20-30 минут, прием вклада – около 40 минут.

– Этого времени достаточно, чтобы разобраться во всех предлагаемых продуктах?

– Более чем, поскольку сейчас задача банка – сделать предложение клиенту максимально понятным и доступным, наш новый рекламный буклет очень напоминает меню ресторана – в нем все так же доходчиво расписано и разложено «по полочкам». Поэтому и оформить кредит или открыть депозит клиенту так же просто и удобно, как, допустим, купить гамбургер в фаст-фуде. Такой подход к коммуникациям тоже работает на повышение финансовой грамотности клиента, делает продукты банка прозрачными для максимально большого количества людей.

– Пока картинка получается в целом достаточно позитивная. Однако страна при этом не прекращает жить ожиданием очередного кризиса. Если все же ситуация начнет развиваться по самому неблагоприятному сценарию, банки к этому будут готовы?

– Опять же не готов ответить за все банки. Если говорить о нас, то существенным фактом является то, что из предыдущего кризиса мы вышли с прибылью. Более того, нам не потребовалось длительного времени, чтобы оперативно начать работать над расширением филиальной сети, которая сейчас четвертая по величине в России. Я думаю, предыдущий кризис послужил хорошим уроком для всех игроков рынка, банки использовали этот опыт и подготовились к возможному новому витку экономического кризиса.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...