СЕЙЧАС +23°С
Все новости
Все новости

Алексей Авчухов: «Смутные времена – раздолье для коллекционера»

Поделиться

За последние 50 лет волгоградцы стали живыми свидетелями превращений государства, которые выразились в том числе и в неоднократной смене денежных знаков, находящихся в обращении. Кому сегодня прежде всего интересна история денег? Какие секреты и тайны хранят волгоградские боны? Есть ли шанс увидеть изображение Волгограда на новых купюрах? На эти и другие вопросы 34banka.ru ответил известнейший в области и стране коллекционер, собиратель волгоградских бон Алексей Авчухов.

Алексей Юрьевич, ваше хобби помогает в вашей работе?

– Не только помогает, но и становится ее частью. Так, огромное удовольствие мне доставила работа над выпущенной Банком России книгой «Время и деньги. Свидетельства истории», которая полностью посвящена истории денежного обращения на территории Волгоградской области. Над новой книгой мы начали работать в октябре прошлого года, в феврале этого года в рамках работы над ней я посетил крупнейшие фондохранилища столицы: Российский государственный архив экономики, исторический архив, работал в бывшей ленинской библиотеке. Еще больше архивов пришлось перелопатить в поисках нужной информации в Санкт-Петербурге.

Какому кругу читателей прежде всего интересно это издание?

– Она рассчитана в первую очередь на сотрудников банка, поскольку посвящена 130-й годовщине открытия Царицынского отделения Государственного банка. Но в принципе боны, или вышедшие из обращения ценные бумаги, хранят историю города, и некоторые ее аспекты могут быть интересны не только историкам, но и всем горожанам, поскольку история банка неотделима от того, что происходит в городе и стране. Мы говорим о банке как одном из столпов общества, и через его историю делаем некую фотографию истории города. И я предложил строить концепцию этой книги на своеобразии денежного обращения нашего региона.

Наш регион сильно отличался в денежном вопросе?

– Почти все основные исторические периоды сопровождались выпуском каких-то денежных суррогатов. Их появление всегда было следствием важных социально-экономических изменений. К примеру, отмена крепостного права породила выпуск так называемых поденных марок помещика Себрякова, одного из крупнейших землевладельцев в междуречье Волги и Дона. Чем было вызвано появление поденных марок? Когда произошло освобождение крестьян, согласно манифесту Александра II, помещик был обязан, освобождая крестьян, передавать им часть земли. Но делать это не бесплатно, а по выкупу. Как правило, крестьяне не имели денег, чтобы расплатиться по выкупу, и попадали в положение уже свободных, но временнообязанных крестьян. Это положение сохранялось до тех пор, пока они не подпишут договор о выкупе земли. Но и отказаться от земли они не имели права. Поденные марки служили для оплаты выкупной земли посредством того, что мы привыкли называть барщина. Помещик имел право учитывать отработанные дни, выдавая им поденные марки. Внутри поместья такие марки имели хождение как денежный суррогат, с ними отождествлялся определенный денежный эквивалент.

Для какого периода характерно хождение в обороте наибольшего количества бон?

– Небывалое по своим масштабам деньготворчество породила в наших соотечественниках Гражданская война. Такого объема денежной массы не было выпущено, пожалуй, ни в одной стране мира. По подсчетам специалистов, в России того периода ходили в обращении денежные знаки 2200 эмитентов. Это были города, уездные управы, государственные новообразования. Процесс этот отчасти был инициирован саботажем сотрудников Госбанка, которые не хотели признавать легитимность большевиков. К тому же необратимый характер приняла инфляция, вследствие чего почти все города, в том числе и Царицын, стали выпускать собственные денежные знаки.

В конце 1917 года управляющий банком сообщает в Петроград, что ввиду отсутствия денежных знаков Банк закрыт, и Городская Дума инициировала выпуск временных кредитных билетов Царицынского городского самоуправления. На них стоит подпись городского главы Сергея Минина, за что их тут же прозвали «мининками», управляющего отделением Густава Заха, казначея, а также рукописная подпись одного из кассиров. Типография, где печатали эти деньги, располагалась на улице Спасской рядом с бывшим отделением Государственного банка. Сейчас это здание на улице Советской занимает Волгоградская городская Дума. Несмотря на некоторые изменения, очертания прежнего здания можно угадать в нынешнем облике и сегодня. Первая денежная эмиссия составила около 6 миллионов рублей, а всего бон выпустили примерно на 10 миллионов рублей. Когда денежный голод был удален, деньги изъяли из обращения.

Получается, боны сопутствовали глобальным потрясениям общества?

– По сути да. Революция, Гражданская война – все эти события сопровождались выпуском большого количества суррогатных денег. Даже появление трамвайных бон в 1925 году можно было оценить как последствие Гражданской войны, когда в результате обесценивания началась денежная реформа, которая по факту затянулась до 1926 года. Ситуация была такова, что в Закавказье была выпущена купюра номиналом один миллиард рублей. В ходе реформы на смену им пришли бумажные червонцы, которые оказались неразменными. Чтобы оценить его вес, нужно знать, что один новый рубль 1924 года был приравнен к 50 миллиардам рублей всех прежних выпусков. По масштабам ту безумную гиперинфляцию перепрыгнула только Венгрия после окончания Второй Мировой войны. По этой причине червонец оказался очень неудобным, но рубль, три и пять рублей выпустили только в 1924 году. Эти купюры, которые получили в обиходе названия «тракторист» и «ленивцы» по их изображению, – сегодня большая редкость.

Современные боны способны привлечь своим художественным оформлением?

– А почему бы и нет? Характерный пример недавно вышедшего из обращения эквивалента денег – талоны на питание, которые были в ходу у сотрудников Нижне-Волжского книжного издательства. Их эскизы были разработаны известным волгоградским художником Владиславом Ковалем, и у меня в коллекции есть экземпляры с его автографами. Этими талонами сотрудники издательства могли расплатиться за обед в кафе Облпотребсоюза «Казачья кухня» в не столь уж далеком 1991 году. Конечно, сегодня они как платежные средства вышли из обращения. Конечно, в отличие от «Урожайных» чеков, такой экземпляр может представлять и художественную ценность. И все же большинство бон перестроечного периода не отличаются высокой художественной ценностью.

Деньги и юмор – понятия совместимые?

– Отчасти да. История Царицына знает времена, когда в обиходе находились деньги с надписями «Деньги для дураков», «Обманули комиссары, кучу денег надавали, а теперь за эти знаки ты не купишь и собаки». А как вам купюра с изображением кукиша и колоритной надписью: «Посмотри на этот кукиш, ну-ка, что на них ты купишь»? Это любопытный факт – часть истории Гражданской войны, и нанесение подобных надписей имело цель вовсе не рассмешить население, а было средством защитить от инфляции, связанной с проникновением денежных знаков враждующей стороны. К примеру, у белогвардейцев поначалу была мысль вовсе запретить хождение «красных» денег, но они поступили мудро и разрешили обменивать ограниченную сумму. Излишки «вражеских» денег у населения изымали, наносили на них те самые «дураческие» записи и дырявила. А потом разбрасывали их с аэропланов как агитационный материал. Сейчас эти «Деньги для дураков» в большой цене.

Со временем отношение людей к деньгам сильно изменилось?

– Не думаю, меняются изображения, меняется политика, но в целом отношение к деньгам остается неизменным: кто-то относится к ним с трепетом, кто-то демонстративно презирает. Но обойтись без денег не может никто.

У молодежи есть интерес к денежной истории?

– Этот интерес никогда не был массовым, поскольку коллекционирование предполагает наличие определенных качеств и возможностей. Я бы отметил другое: сегодня в России появляется все больше людей, имеющих возможности для такого хобби. Огромное количество бон в свое время вместе с иммигрантами осело за границей. Сейчас появились обеспеченные люди, которые извлекают их из небытия, возвращают на Родину. К примеру, один из серьезных уральских предпринимателей – страстный коллекционер, вернувший в Россию из США редчайшие, очень дорогие раритеты, которые без дела пылились в каких-то хранилищах. На западе появилось несколько торговых домов, ориентированных исключительно на обслуживание российских покупателей.

Как считаете, есть шанс у Волгограда дождаться появления банкноты с изображением города-героя?

– Конечно, такой шанс есть. Более того, все тот же Владислав Коваль в преддверии празднования 70-летней годовщины Сталинградской битвы поддержал инициативу областных властей выпустить купюру в 250 рублей, дополняющую существующий номинальный ряд и продолжающую серию «Города России». На лицевой стороне эскиза билета Банка России художником изображена волгоградская набережная со статуей Родины-матери на переднем плане и гербом Царицына, на оборотной стороне – вид на первый шлюз Волго-Донского судоходного канала. Вопрос о выпуске этой купюры пока остается открытым, и я не исключаю, что Совет Директоров Банка России, который принимает решения о подготовке и выпуске новых денежных знаков, учтет пожелания волгоградцев.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter