СЕЙЧАС +12°С
Все новости
Все новости

Как отсудить 15 тысяч за навязчивый СМС-спам

Поделиться

В Волгограде впервые наработана практика привлечения к ответственности распространителей СМС-рекламы. У тех, чьи телефоны регулярно забрасывают эсэмэсками, призывающими взять кредит, устроиться на новую работу или поучаствовать в акции, есть шанс не только наказать распространителя рекламы, но и компенсировать моральный ущерб в размере до 15 тысяч рублей.

Напомним, проблема СМС-спама достигла настолько серьезных масштабов, что в середине сентября ее обсуждение было вынесено на заседание Госдумы. Автор законопроекта, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов предожил создать так называемый «запретный список» номеров мобильных телефонов, владельцы которых не согласны получать рекламную рассылку. Внести свой номер в базу данных можно будет через сайт госуслуг или обратившись с заявлением в центр предоставления этих услуг. Между тем волгоградские правозащитники пошли по другому пути и решили применить на практике уже действующие нормы.

«Все началось с того, что полгода назад к нам в компанию обратился мужчина, который просто морально устал от навязчивых рекламных предложений, приходящих к нему в виде СМС-сообщений, – рассказывает руководитель отдела «Административная практика бюро "Национальный юридический центр"» Вадим Колтырин. – Как любой гражданин, он попытался решить проблему самостоятельно и обратился к своему сотовому оператору с просьбой исключить его номер из СМС-рассылок. Однако в компании ему сказали, что технически осуществить это очень сложно, и перспективы быть избавленным от спама стремятся к нулю».

Оказалось, что в области отсутствует судебная практика привлечения к ответственности за такого рода нарушения, однако юристы бюро посчитали, что речь идет о нарушении закона о рекламе. «Основную сложность в ходе такого рода дел составляет поиск источника, из которого информация о персональных данных была незаконно передана третьим лицам, – считает Вадим Колтырин. – И здесь на эффективности нашей работы сказалось содействие со стороны сотрудников регионального УФАС».

На сегодняшний день в регионе уже удалось добиться справедливости по 10 аналогичным искам, еще около полусотни заявлений находятся на рассмотрении в Волгоградском УФАС. Эксперты отмечают, что вступать в противодействие с распространителями назойливой рекламы можно как самостоятельно, так и передав эти полномочия профессиональным юристам. К слову, их услуги в конечном итоге оплатит ответчик.

С чего начать?

Алгоритм действий человека, решившего избавиться от навязчивой рекламы, выглядит достаточно просто на первый взгляд.

Обнаружив в один непрекрасный день, что из-за огромного количества СМС-рекламы, приходящей на ваш телефон, вы начинаете испытывать неудобства, раздражаетесь и просто теряете в этом потоке нужную информацию, перво-наперво обратитесь за помощью к своему мобильному оператору. Сделать это нужно письменно, написав заявление с требованием исключить ваш номер из рекламных СМС-рассылок. «На этом этапе можно почувствовать себя не очень уверенно, потому что обычно в такой просьбе операторы отказывают, ссылаясь на технические сложности, с которыми сопряжено такое действие, – поясняет Вадим Колтырин. – Однако практика показывает, что на самом деле это возможно, но чтобы вынудить оператора избавить вас от СМС-рекламы, придется пройти весь путь до конца».

Написать заявление в региональный орган Федеральной антимонопольной службы, в котором подробно изложить ситуацию.

Важно! Решив бороться с СМС-рекламой, ни в коем случае нельзя удалять рекламные сообщения. Более того, в процессе рассмотрения заявления ФАС может затребовать билинг ваших сообщений.

Через месяц после приема заявления ФАС, рассмотрев обстоятельства дела, примет решение о возбуждении административного производства или об отказе в нем.

«Здесь важно понимать, что нарушением со стороны рекламораспространителя является использование ваших персональных данных без вашего согласия, – поясняет Вадим Колтырин. – То есть, если, сделав год назад покупку в магазине сувениров, вы заполнили там анкету и указали свои данные, дав согласие на их использование, то магазинчик имеет полное право присылать вам свою рекламу хоть пять раз на дню. Другое дело – получать рекламные сообщения от компаний, клиентами которых вы никогда не были».

Наконец, потребуется набраться терпения и заручиться поддержкой вашего руководства, поскольку в течение следующих двух-трех месяцев вам придется регулярно участвовать в судебных разбирательствах по делу. По словам юристов, ответчики стараются максимально затянуть срок процесса, постоянно перенося и откладывая заседания, так что отпрашиваться с работы придется часто.

Альтернативный вариант решения проблемы – обратиться к юристам, специализирующимся на подобного рода исках, и передать им полномочия по защите ваших интересов.

Цена вопроса

Согласно практике «Национального юридического центра», несанкционированная эсэмэска может обойтись ее распространителю очень недешево. До 500 тысяч рублей составляет размер штрафа, который присуждается нарушителю и взыскивается в доход государства. Любой потребитель, чьи интересы пострадали из-за навязывания абсолютно ненужной услуги, может взыскать с нарушителя моральный вред, обычно эта сумма составляет 10-15 тысяч рублей. Наконец, навязчивый рекламораспростаритель обязан будет оплатить судебные издержки.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter