СЕЙЧАС +22°С
Все новости
Все новости

Волгоградцы сэкономят на отдыхе, авто и ресторанах

В числе самых крупных покупок, совершенных россиянами в последние полгода, ведущее место занимают одежда, мебель и расходы на медицину. При этом в планах на ближайшие полгода наши соотечественники рассчитывают сэкономить на отдыхе, покупке мобильных телефонов и бытовой технике. Вторым по распространенности ответом на вопрос о предстоящих покупках стал вариант, что крупных покупок не планируется вообще. Dengi.v1.ru выяснял, на чем планируют экономить волгоградцы.

Крупными покупками и планами, связанными с ними, интересовался исследовательский холдинг «Ромир», специалисты которого отметили, что большинство потребителей пока сохраняют умеренно позитивный настрой относительно крупных покупок. За исключением автомобильного, крупные потребительские рынки страны пока сохраняют потенциал для умеренного сбалансированного роста. Ключевыми факторами, способными повлиять на потребительские настроения, эксперты «Ромир» назвали показатели инфляции потребительского рынка, темпы роста заработной платы и курс валют.

«Весна и лето 2014 года выдались для России в экономическом отношении весьма не простыми, – отмечают авторы исследования. – На фоне обострения внешнеполитической ситуации, связанной с кризисом на Украине, продолжилось снижение темпов роста ВВП с 1-1,5% в первом полугодии 2013 до 0,5-0,9% в первом полугодии 2014. С 6-6,5% годовых до 8-8,5% годовых ускорилась инфляция потребительского рынка. Темпы роста заработной платы и доходов населения снизились с 12% до 9% в номинальном выражении. А с исключением инфляционного фактора сокращение получилось более чем пятикратным: с 5% роста реальных доходов до 0,5-0,9%. Курс рубля к началу осени 2014 опустился до 37 рублей за доллар и до 48 рублей за евро. Во второй половине лета один за другим обанкротились 10 туроператоров, в том числе три весьма крупных. Из хороших новостей можно отметить лишь продолжение роста в сфере жилищного строительства и хороший урожай зерновых, выращенный летом 2014 года». 

Однако пока россияне подужались лишь в планах, касающихся покупки автомобиля. Так, доля семей, как совершивших покупку автомобиля в предыдущие 6 месяцев, так и планирующих такую покупку в ближайшие полгода, сократилась в 1,5 раза против показателей предыдущих лет. Зато других рынков товаров длительного пользования аналогичные проблемы пока не коснулись.

Тем не менее накопительские настроения в обществе прогрессируют. Если за прошедшие полгода ни одной крупной покупки не совершили 27% участников опроса, то в предстоящие полгода не планируют крупных трат уже 36%.

«В реальности это может говорить лишь о повышенно настороженных ожиданиях людей, но никак не о том, что все 36% отложат излишки в чулок, – считают эксперты «Ромира». – Из года в год доля не планирующих крупные расходы в следующем периоде превышает долю не совершавших крупных трат в предыдущие 6 месяцев на 7-12 процентных пунктов. Это связано с тем, что часть крупных расходов, таких как оплата экстренных медицинских услуг, ремонт автомобиля, замена крупной бытовой техники, покупка мобильного телефона или украшений носит не запланированный характер». 

Волгоградцы уверены, что главным сдерживающим фактором в планировании будущих трат является отсутствие видимых перспектив экономического роста региона в целом.

«При вопросе о денежных перспективах сразу вспоминается анекдот: у вас есть возможность откладывать деньги? Возможность есть, денег нет, – резюмирует главный агроном КФХ «Лотос» Светлана Рум. – Именно отсутствие перспектив роста заработной платы заставляет людей, не имеющих источников пассивного дохода, сдерживать свои потребительские настроения. Зарплата остается прежней, а вот цены продолжают расти. Очевидно, что следующим рубежом заметного подорожания станут новогодние праздники. А вот видимых причин ждать каких-то серьезных экономических прорывов в регионе пока что нет».

Представители волгоградского турбизнеса утверждают, что заметного падения спроса на отдых за рубежом в этом сезоне не произошло. Тем не менее результаты исследования «Ромир» говорят об обратном: 20% российских семей за последние 6 месяцев совершили крупные траты, связанные с поездками на отдых. А вот в следующие 6 месяцев уровень расходов, связанных с поездками на отдых, ожидаемо снизится. Ведь высокий отпускной сезон уже практически завершен. Менее 10% семей планируют отдых в осенне-зимний период.

Несколько разошлись результаты исследования и с оценками волгоградских экспертов ресторанного бизнеса. Так, аналитики «Ромир» отметили, что в каждой девятой (11%) семье за прошедшие 6 месяцев имели место крупные расходы, связанные с повседневными развлечениями: походы в кино и театр, на концерты и в рестораны. Это существенно более высокая доля, чем в предыдущие два года. На следующие 6 месяцев только 8% семей планируют подобные расходы. Однако эксперты «Ромир» считают маловероятным значительное снижение расходов на развлечения, отмечая, что из года в год потребители только выражают намерение сэкономить на этой статье своих расходов, но не экономят в реальности. По крайней мере, доходы российского кинопроката увеличиваются на 15-20% ежегодно (в рублях) на протяжении последних пяти лет. 

Между тем волгоградские рестораторы отмечают, что с начала года оборот их заведений снизился примерно на 30%.

«Учитывая общую экономическую ситуацию, мы сделали акцент на развитие более доступных по цене кулинарий, и не прогадали, – отметил президент ГК «Столия» Виктор Зверев. – Учитывая, что экономить люди начинают прежде всего с равлечений, мы дали людям возможность питаться недорого и вкусно и делать это не только в ресторанах, но и дома, покупая готовые блюда и полуфабрикаты, если иного не позволяет бюджет».

Итоги проведенного исследования авторы считают вполне оптимистичными.

«Несмотря на летнюю волну экономического негатива и вполне резонные опасения относительно экономических перспектив ближайшей осени, как для страны в целом, так и для семейных доходов в частности, большинство потребителей пока сохраняют умеренно позитивный настрой относительно крупных покупок, – считают эксперты «Ромир». – Кроме автомобильного рынка, который вошел в очевидный кризис еще весной, крупные потребительские рынки в нашей стране пока сохраняют потенциал для умеренного сбалансированного роста».

Фото: Фото с сайта Ecotonkosti.ru

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter