СЕЙЧАС +12°С
Все новости
Все новости

Волгоградцы стали меньше покупать

Поделиться

Анализируя экономические показатели Волгограда в сравнении с динамикой прошлого года, специалисты Волгоградстата сделали вывод о снижении оборота розничной торговли. В июне 2015 года этот показатель составил 29 млрд рублей (92,5% в сопоставимых ценах к июню 2014 года). За январь–июнь 2015 года – 166,4 млрд рублей, или 93,5% к соответствующему периоду предыдущего года.

Из статистических данных можно сделать и другой вывод: волгоградцы не только стали меньше покупать, но и стали реже посещать ярмарки и рынки. Если в январе–июне 2014 года доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли составила 8,2%, то в текущем году этот показатель упал до 7,2%.

О том, что волгоградцам пришлось затянуть пояса и начать экономить на покупке продуктов питания, наглядно свидетельствуют цифры. За январь–июнь 2015 года населению области реализовано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 85,6 млрд рублей (93,9% к соответствующему периоду 2014 года), непродовольственных товаров – на 80,8 млрд рублей (93,1%).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе–июне 2015 года составил 51,4%, непродовольственных товаров – 48,6%. Еще год назад волгоградцы покупали продуктов меньше, чем непродовольственных товаров (в январе–июне 2014 года – 48,9% и 51,1% соответственно).

«Иными словами, мы видим, что все большее количество людей в регионе, образно говоря, зарабатывают только на еду, – считает генеральный директор управляющей компании Фонда ЗАО «ФБ «АВГУСТ»» Карэн Туманянц. – В случае финансовых сложностей от покупки продуктов питания население откажется в последнюю очередь, а вот на всем остальном, похоже, уже начали экономить. Кроме того, такое изменение структуры товарооборота может быть вызвано и тем, что продукты дорожали гораздо более высокими темпами, чем товары длительного спроса».

Топ-10 товаров, которые сильнее всего подорожали в 2015 году

Эксперт потребительского рынка Дмитрий Семененко напомнил, что товарооборот региона показал отрицательную динамику впервые с 1998 года.

«Товарооборот в области впервые с 1998 показал отрицательную динамику. 17 лет отмечался ежемесячный рост. 5% роста считалось плохой тенденцией. Есть еще один фактор: впервые с 2003 года показатель доли непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота меньше 50%! Это показатель того, что социально-экономический индикатор уровня жизни населения серьезно наклонился в сторону экономии и трат только на ежедневно необходимые товары», – прокомментировал ситуацию в соцсетях Дмитрий Семененко.

Для волгоградских продавцов самым четким маркером, по которому можно судить о наступлении режима экономии, стало отношение покупателей к алкоголю и детским сладостям.

«Своих постоянных покупателей мы знаем в лицо, – рассказывает продавец магазина «Покупочка» Валентина Ходкова. – За последние месяцы многие из них сменили свои предпочтения. Те, кто раньше регулярно покупал перед выходными бутылочку коньяка, перешли на более дешевую водку. Любители пива все чаще выбирают пластиковую упаковку. Но самый четкий показатель того, что в семье туго с деньгами, – отношение к детям. Когда денег хватает, мамаши не видят проблемы в том, что ребенок в прикассовой зоне засмотрится на леденец или шоколадку. Сейчас детям отказывают все чаще, и матери непреклонны даже перед детскими слезами. Видимо, люди и вправду едва выкраивают средства на самые необходимые покупки».

По мнению аналитиков, снижение объемов торговли происходит на фоне роста цен и при одновременном снижении уровня реальных заработных плат. Так, по информации Волгоградстата, только с начала 2015 года цены на продовольственные товары выросли на 10,5%. Реальная майская зарплата жителей региона составила всего 91,2% к показателям прошлого года. Неудивительно, что покупательская способность населения на этом фоне снизилась.

«При ухудшении экономической конъюнктуры домохозяйства ввиду снижения доходов в реальном выражении действительно стремятся экономить на товарах длительного пользования: одежде, автомобилях, бытовой технике, – поясняет аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – Дополнительно способствует сокращению спроса на импортные товары не первой необходимости «девальвационный» рост рублевых цен и повышение у домохозяйств склонности к сбережениям из-за опасений потери работы и повышенных инфляционных ожиданий».

Однако эксперт отмечает, что в целом по РФ оборот розничной торговли сократился за первое полугодие на 8% г/г в сопоставимых ценах, что даже немного хуже динамики по региону. Примечательно, что и снижение показателя реальной заработной платы в Волгоградской области оказалось не столь сильным, как в среднем в России. Так, если в мае 2015 года в стране падение реальной заработной платы по сравнению с маем 2014 года составило 80,7%, за что эксперты назвали его самым заметным за последние 17 лет, то в Волгоградской области падение оказалось заметно мягче – 91,2%.

Как ни странно, но эксперты уверены, что рынки и ярмарки вряд ли помогут волгоградцам пережить кризис, а скорее наоборот, сами станут его жертвами.

«Что касается снижения доли розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли, то это обусловлено не столько ухудшением экономической конъюнктуры, сколько ростом популярности у населения современных форматов торговли (в первую очередь сетевых магазинов), – считает Тимур Нигматуллин. – Подобная тенденция наблюдается уже много лет подряд. На фоне двузначной потребительской инфляции темпы сокращения доли розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли ускорятся, поскольку они не могут конкурировать по розничным ценам с крупными сетями».

Возрастающие расходы привели к тому, что все меньше россиян могут позволить себе делать сбережения. Так, один из недавних опросов ФОМ (Фонд общественного мнения) показал, что более 70% россиян не смогли отложить за последний месяц ни копейки. Больше половины опрошенных заявили, что тратят все деньги на текущие нужды, и только 11% могут позволить регулярно откладывать некоторые суммы в резерв.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter