СЕЙЧАС +18°С
Все новости
Все новости

Кредитные истории доступны всем

Банки все чаще уверяют, что не выдадут новый займ клиенту с плохой кредитной историей, бюро призывают граждан хотя бы раз в год запрашивать личные данные из-за участившихся случаев мошенничества. Между тем данные о себе узнают лишь единицы. Чтобы система

Банки все чаще уверяют, что не выдадут новый займ клиенту с плохой кредитной историей, бюро призывают граждан хотя бы раз в год запрашивать личные данные из-за участившихся случаев мошенничества. Между тем данные о себе узнают лишь единицы. Чтобы система заработала, сбор и хранение информации о заемщиках теперь будет осуществлять Центральный каталог кредитных историй.

На прошлой неделе Министерство юстиции зарегистрировало изменения в указание Банка России о порядке работы с запросами и получения информации из центрального каталога кредитных историй их субъектами и пользователями. Отныне все банки, кредитное бюро, брокеры или частные лица, желающие ознакомиться с какими-либо кредитными историями, могут отправить соответствующий запрос в центральный каталог историй (ЦККИ). Он создан для сбора, хранения и представления сведений о бюро кредитных историй, в которых сформированы кредитные истории заемщиков. Следовательно, для того чтобы получить кредитную историю, необходимо сначала сделать запрос в центральный каталог, а потом в то бюро кредитных историй, в котором хранятся данные. Каждый заемщик имеет право один раз в год узнать свои данные бесплатно и неограниченное количество раз за плату. Стоимость повторного кредитного отчета может варьироваться от 400 до 1500 рублей.

На сайте Банка России указаны формы заполнения заявлений от частного и юридического лица. Гражданам в запросе нужно указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес электронной почты, на который будет направлен ответ из Центрального каталога кредитных историй и код субъекта кредитных историй. Код можно получить при заключении договора займа либо позднее, обратившись в любую кредитную организацию или любое бюро кредитных историй. Адрес электронной почты заполняется латинским шрифтом с обязательным проставлением всех необходимых знаков. Символ @ в адресе электронной почты заменяется на (а) – буква «а» в скобках.

В целом же направить запрос в Центральный каталог кредитных историй можно через кредитную организацию, бюро кредитных историй можно, либо через отделения почтовой службы. Время предоставления ответа зависит от скорости его обработки ЦККИ.

Напомним, кредитная история состоит из трех частей: первая, титульная часть кредитной истории, содержит сведения о заемщике, по которым его можно идентифицировать, вторая, основная часть кредитной истории, содержит дополнительные сведения о заемщике и сведения об обязательствах заемщика с указанием суммы, срока исполнения обязательств, срока уплаты процентов. Третья, дополнительная закрытая часть кредитной истории, содержит сведения о кредиторе, а также о пользователях кредитной истории. Кредитная история может передаваться в бюро кредитных историй только с письменного разрешения заемщика. При этом оно зачастую получается в момент подписания договора о выдаче займа.

«Нужно понимать, что если человек не дает разрешение на запрос, то банк на такого клиента будет смотреть с подозрением и, скорее всего, откажет в предоставлении ссуды», – говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. При этом отказывается от предоставления информации и запросов в бюро кредитных историй лишь очень небольшой процент от всех заемщиков. Чаще же заемщики сами заинтересованы в создании положительного имиджа.

«Хорошая кредитная история – это действительно весомый аргумент для выдачи кредита, однако уровень закредитованности в сравнении с текущим уровнем дохода может стать причиной отказа. Обычно это основная проблема», – отмечает заместитель директора департамента розничного кредитования «Абсолют Банка» Наталия Хахалина.

Банкиры надеются, что создание централизованного центра, в котором будут храниться данные о заемщиках, поможет им значительно снизить издержки, так как сегодня на сотрудников банка ложится большая ответственность за ведение документооборота.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter